Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:13, доклад
Долгие тысячелетия человечество искало ответ на вопрос, в чем же заключается суть феномена сознания, какая его природа и какое его предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания получила самых разнообразных определений.
Вступление.
1.Определение сознания. Сущность человеческого сознания.
2.Генезис сознания.
3.Сознательное и бессознательное.
4.Сознание и язык.
5.Сознание и отражение.
6.Сознание, самосознание и рефлексия.
7.Определяющая роль социальности в возникновении сознания.
Вывод.
Список литературы.
Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет
«Харьковский политехнический институт»
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия»
на тему: «Сознание»
Выполнила:
студентка группы
ЕКЗ-47А
Ачкасова Т.А.
Проверила:
Харьков 2009
ПЛАН:
Вступление.
1.Определение сознания.
Сущность человеческого
2.Генезис сознания.
3.Сознательное и
4.Сознание и язык.
5.Сознание и отражение.
6.Сознание, самосознание и рефлексия.
7.Определяющая роль социальности в возникновении сознания.
Вывод.
Список литературы.
…Що могутніше розуму?
Йому – влада, сила і
панування над всім
космосом. Останній сам
породжує в собі силу, яка
ним керує. Вона
наймогутніша серед усіх
сил природи.
К. Е. Ціолковський
Вступление.
В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее человеческого ума, интеллекта, сознания. Стало обычным утверждением: все, что существует за нами и за нашим сознанием, является ничем другим, как конкретными разновидностями и формами материального.
Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как происходящие от материальных, как результат их отображения, составляют содержание сознания. Они находят свое проявление в речи и, главное, в действиях, деятельности человека. Наверное, из-за невозможности объективной фиксации и описания духовности, идеальные явления остаются все еще загадочными и трудными для понимания.
За последнии 15-20 лет философия сознания в англо-говорящих странах заметено перестроилась. Она взяла курс на сближение с природоведением, на разработку «научной метафизки». Сегодня исследования философов сосредоточились на соотношении «духа» и «тела», физических и психических состояний. Много внимания уделяется вопросам, которые возникают на границе философии и речи, когнитивной психологии и компьютерного моделирования сознания.
Долгие тысячелетия человечество искало ответ на вопрос, в чем же заключается суть феномена сознания, какая его природа и какое его предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания получила самых разнообразных определений.
Определение сознания. Сущность человеческого сознания.
Сознание – одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства – это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием.
Сознание – это
высшая, свойственная только людям
и связанная с речью функция
мозга, заключающаяся в
Сознание неоднородно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувствительном или рациональным, тем самым подчеркивается его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием понимают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т. е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.
Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление в целом образуют ядро сознания. Оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас терпеть, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество – это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
В структуру сознания входят: мышление, воля, чувства и память. В основе всех психических процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Воля - это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.
Человеческие чувства – это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениями и понятиями. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул определенным образом организует наши мысли и действия для достижения конкретной цели.
Сознание не ограничивается познавательными процессами и эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Сознание – это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.
Изучением проблемы человеческого сознания занимались многие ученые. Многоуровневый характер сознания создает разные подходы к нему. Сознание изучается разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также определенной мерой художественной литературой, искусством и др.
Среди философско-гносеологических концепций сознания, разработанных в последние два десятилетия в нашей стране, и обладающих в перспективе значительным потенциалом для осуществления синтеза разных философских, и даже разных мировоззренческих направлений исследователи сознания выделяют две концепции: А. Г. Спиркина и А. В. Иванова. В трудах этих философов наиболее адекватно охарактеризованы сущность и структура сознания.
Под сознанием, по А. Г. Спиркину, имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание. Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание - не просто образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.
«Поле» сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда вписан крест, делящий его на четыре равные части.
Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К эти способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
С сектором (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувствительного данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешнепользовательскую составляющую сознания, где субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют «левую половинку» нашего сознания.
«Правая половинка» тоже состоит из двух секторов. Сектор Ш можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффектные состояния ( неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т. д.) 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что З. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».
Сектор IV может быть соотнесен, по А. В. Иванову, с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого «поля» нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами. Ш и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную ( гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом внешнепознавательская составляющая сознания оказывается здесь редуцированной и подчиненной его «правой половинке».
Как замечает А. В. Иванов, предложенную схему сознания можно при желании, соотнести с фактором межполушарной ассиметрии мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, «языкового» «аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания – интегративно-интуитивная «работа» правого полушария.
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее его к попыткам его заменить или дополнить.
Генезис сознания.
Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Но чтобы ее понять, необходимо выяснить, как оно зародилось.
Взгляд на материю как на мертвую, инертную и аморфную субстанцию уже давно упрощен философией и современной наукой. Разные формы активности материи виртуально присутствуют в самой материи. Они самореализуются благодаря ее постоянному движению, изменениям и развитию. Сегодня общепризнанным является положение о том, что активная деятельность материи выходит за рамки обычных изменений и обычных взаимодействий. Она предполагает существование в материи другой особенности, совместимой с чувствами. Эта особенность материи есть ничем другим, как особенностью отображения.
Отображение проявляется в качественно разных формах. Каждая из них обуславливается степенью организации и развития материи, определяется ее внутреннем содержанием. К основным типам отображения современная наука относит: 1) неорганическое отображение – связанное с механическими, физическими, химическими изменениями тел; 2) органическое отображение – имеет место в живой природе (чувствительность, психика); 3) социальное отображение – уровень существования человеческого сознания.
Отображение образует процесс, результатом которого является информационное отображение особенностей взаимодействующих объектов. Информация – объективная сторона процесса отображения как особенности всей материи. Она всеобщая. Поэтому любое взаимодействие включает в себя информационный процесс, она является информационным взаимодействием в том понимании, что оставляет про себя память в другом.