Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:13, доклад

Описание работы

Долгие тысячелетия человечество искало ответ на вопрос, в чем же заключается суть феномена сознания, какая его природа и какое его предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания получила самых разнообразных определений.

Содержание работы

Вступление.
1.Определение сознания. Сущность человеческого сознания.
2.Генезис сознания.
3.Сознательное и бессознательное.
4.Сознание и язык.
5.Сознание и отражение.
6.Сознание, самосознание и рефлексия.
7.Определяющая роль социальности в возникновении сознания.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

К. Р. по Философии.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных формах, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах и т. п. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете,  переводятся на словесный язык.

«Кто ясно думает, тот  ясно и говорит», - гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.

Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует воспринимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает слова в их связи, а осознает то, что ими выражается, - мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего. Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающего возникают представления и мысли, которые высказывает говорящий.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

Не все выразимо с  помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что не выразимы обычным человеческим языком: здесь  нужны и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств.

Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дым сигнализирует  о том, что горит костер. Но тот  же дым приобретает характер условного  знака, если люди заранее договорились, что он будет означать, например, «обед готов».

 

Сознание и отражение.

Философов различных  мировоззренческих ориентаций всегда интересовал вопрос о том, каким  образом происходит переход от неорганической, не ощущающей материи к органической природе и в конечном итоге к психике и сознанию человека. Если представители идеализма причины этих измерений усматривали в надприродных, сверхъестественных природных факторах, то сторонники диалектико-материалистической философии, опираясь на данные биологии и других наук, обосновали положение о том, что отражение является всеобщим свойством материи, а сознание есть закономерный продукт развития материи, результат эволюции форм отражения, существующих в неживой природе, а также продукт целесообразной трудовой деятельности.

Два скачка в развитии материи – от неживой природы  к живой и от живой природы  к обществу были единовременно двумя  скачками в развитии отражения: от  элементарных форм отражения в неорганической природе к раздражимости и ощущению в живой природе и далее от психики животных к сознанию человека.

Для адекватного рассмотрения научно-материалистической концепции  сознания необходимо прежде всего выявить  сущность отражения, которое имеет  всеобщий характер и свойственно  для отражения, которое имеет всеобщий характер и свойственно для неорганического, органического, социального уровней организации материальных систем.

Отражение предполагает наличие взаимодействия нескольких тел. В результате взаимодействия предметов, вещей, явлений, процессов либо в одном из них, либо в нескольких возникают различные изменения, являющиеся следствием этого взаимодействия. Так и на влажной земле остаются следы прошедшего человека, проезжающего транспорта, камня, которые можно отнести к прошедшим формам отражения. Однако отражение не следует трактовать только как внешнее изменение, появляющееся в результате взаимодействия тел, явлений, ибо оно включает в себя и внутренние взаимодействия, адекватные свойствам внешнего воздействия. По мере усложнения отражательного процесса у животных и человека отражение проявляется в качестве образов, содержащих информацию о действительности, активно используемую как в деятельности живых организмов, направленной на адаптацию к природе, так и в деятельности человека, преобразующей природное и социальное бытие.

Таким образом, отражение  как всеобщее свойство материальных объектов представляет собой внутренние и внешние изменения, возникающие  в одной или нескольких вещах, явлениях, взаимодействующих с другой вещью, явлением. Отражение есть свойство тел воспроизводить особенность других тел, явлений, воздействующих на данное.

Сознание, самосознание и рефлексия

Человек есть не только сам  в себе, он есть и для себя, что  проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет  в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать  самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через  свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения.  Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был  прежде. Самосознание возникло не в  качестве  духовного зеркала для  праздного самолюбования человека. Оно проявилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли.

Самосознание тесно  связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое  поле. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации.

Уровни рефлексии могут  быть весьма разнообразными – от элементарного  самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

 

Определяющая роль социальности в возникновении сознания.

Способность отображать объективный мир в идеальных  образах появилась именно в процессе эволюции человека как общественного  существа. Социальное и биологическое  в природе человека, в генеалогии сознания тесно переплетены. Сам по себе мозг, которым он выходит «из рук природы», не может мыслить «по-человечески». Он стает органом человеческого сознания тогда, когда человек включается в общественную жизнь. На определенном этапе становления человека и его сознания биологическая эволюция из доминирующего фактора превращается во второстепенный фактор.  Определяющую роль будет занимать общественно-историческая деятельность человека.

Определяя вопрос о возникновении  человека и его сознания, необходимо выделить три основных составных этого процесса: работу; общение в коллективе, основанное на трудовой деятельности; членораздельная речь. Можно считать, что именно труд был той формой приспособления к среде, которая вызвала появление новой формы отображения – сознания. Работа совмещает в себе энергетический обмен человека с окружающей средой и информационный обмен на уровне сознания, логически опережающие отображение действительности.

Сознание – это  осознанное знание, сознательное отображение действительности. Оно выступает регулятором трудовой деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей. Какие-либо действия человека направлены на достижение  конечного результата, поставленной цели. Поэтому условием любого осознанного поступка есть цель. Вторая особенность сознания заключается в характере существования человека в обществе.

В процессе трудовой деятельности люди вступают друг с другом в те или иные формы отношений, отношений  общения. Общение есть одним из необходимых условий формирования и развития личности, это одно из условий социализации личности. В общении человек не только получает рациональную информацию, формирует способы деятельности, а и путем наследования и переживания осваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.

Возникновение сознания как социально-культурного явления  непосредственно связано с возникновением речи, в которой формировались  и отображались первые осознанные представления  людей. Сознание  вне речи не существует. С помощью речи люди могут «сигнализировать» друг другу о предназначении того или иного предмета или действия. Будучи средством взаимного общения, обмена опытом, речь объединяет людей не только данного времени, а и разных поколений. Тем самым происходит наследование эпох, когда новые поколения людей социально наследуют способность к общению тем или иным языком.

Определяющим фактором возникновения сознания есть социальность. Именно благодаря социальности человек  закреплял, усовершенствовал и транслировал в поколениях навыки трудовой и мозговой деятельности, ведь между построением внешней практической деятельности и внутренней мозговой деятельности человека есть определенные соответствия.

В специальных науках и философии понятие сознания рассматривается в разных ракурсах. Так физиолог Х. Дельгадо считает, что сознание с момента рождения и на протяжении всей жизни человека полностью зависит от приплыва информации, ее можно определить как переработку информации, что поступает в мозг. Психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский рассматривают сознание как интегрирующую форму психики, как результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, во время постоянного общения с другими людьми.

Несмотря на разные подходы  исследователей к феномену сознания, все они обращают внимание на главное, что присуще сознанию, - связь с деятельностью, отображаемо-информационную, регулятивную и коммуникативную функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Таким образом, сознание – это высшая форма психического отражения действительности, отличающаяся осмысленностью, целенаправленностью, и характерна только для человека. Оно имеет сложную структуру. В нее входят: мышление, воля, чувства (эмоции) и память. Изучением сознания занимались многие ученые. Многоуровневый характер сознания создает разные подходы к нему.

Различают сознательные и бессознательные формы отображения  действительности. Человек может  в некоторых ситуациях не осознавать своих поступков. Все это может  произойти из-за накопления в течение  всей жизни большого пласта жизненного опыта, информации, которая оседает в памяти. По утверждениям ученых, Д. И. Ивановский, открывший неведомый мир вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадного значения того, что он сделал. Все это связано с бессознательной деятельностью. Таким образом, бессознательная деятельность – это деятельность, в которой человек не дает себе отчет.

Сознание тесно связано  с языком. Язык – это средство мышления. Он есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Таким образом, язык имеет важное значение в формировании мыслей. Он служит средством обмена информации и благодаря общению в обществе формируется сознание.

Также важное место в  жизни человека занимает самосознание. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, своего положения в обществе. Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается  вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – размышление личности о самой себе.

Элементы субъективной реальности формируются под влиянием социального способа жизни. Мы еще  многого не знаем о механизмах, функциях и особенностях сознания. Непосредственными остаются вопросы  взаимосвязи сознания с деятельностью индивида, бытием.

Таким образом, я  пришла к выводу, что способ бытия человека в мире всегда предсказывает наличие  сознания, которое буквально «пронизует»  человеческую деятельность, потому что  оно является необходимым условием его организации и отображения.

 

 

 

 

 

                          

Информация о работе Сознание