Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:13, доклад
Долгие тысячелетия человечество искало ответ на вопрос, в чем же заключается суть феномена сознания, какая его природа и какое его предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания получила самых разнообразных определений.
Вступление.
1.Определение сознания. Сущность человеческого сознания.
2.Генезис сознания.
3.Сознательное и бессознательное.
4.Сознание и язык.
5.Сознание и отражение.
6.Сознание, самосознание и рефлексия.
7.Определяющая роль социальности в возникновении сознания.
Вывод.
Список литературы.
Возникновение жизни – наибольший прыжок в развитии материи, связанный с появлением биологических форм отображения, которые содержат в себе в «снятом» виде физико-химические формы отображения, но не сводятся к ним. Жизнь является сложной формой движения материи. Обязательным условием сохранения и развития жизни есть связь и взаимодействие организма с окружающей средой. Присущая живой природе раздражительность является ответной реакцией живого организма на влияние внешней и внутренней среды.
С раздражительностью тесно связана другая важная особенность живого организма – запоминать и сохранять следы раздражения. В дальнейшем развитие материи возникают сложные материальные системы – нервная материя, центральная нервная система, органы чувств, условно-рефлекторная деятельность, психическое отображение и т.д.
Влияние окружающей среды, что повторяется с поколения в поколение, имеет целенаправленную форму, которую в общем виде называют учением. Учение рассматриваю как фактор становления поведения живых организмов в онтогенезе и как фактор эволюции нервной системы. В целом феномен учения самым важным элементом всей истории жизни, это генетически обусловленная его особенность.
Сознательное и
Наряду с сознательными
формами отражения и
Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова, Ф. М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал о причине своего скверного настроения, подобного тому, как люди часто раздражаются по поводу какого-нибудь пустяка – уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф книги, не сознавая этой причины.
Наша обычная деятельность – практическая и теоретическая – сознательна в отношениях тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают, например, что знаменитый ученый Д. И. Ивановский, открывший неведомый мир вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадного перспективного значения того, что он сделал.
Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного волнения. Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т. п.
Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.
Приведем два факта, имеющиеся в литературе. Первый. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой- либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз, и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.
Второй факт. Загипнотизированной
пациентке внушалось
Приведенные, да и многие другие факты
свидетельствуют о наличии
Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог З. Фрейд (1856-1939). З. Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного. Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека вытесняется из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З. Фрейдом метод обнаружения комплексов, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим. Составными элементами фрейдовского психоанализа были представления о сексуальном характере вытесненного, а также методика свободных ассоциаций и толкование снов как средства обнаружения конкретных структур бессознательного, вызвавших болезнь.
На основе выработанных представлений о бессознательном З. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания («я») и бессознательного («Оно»).
Психика человека, как считал З. Фрейд, имеет три сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждений. «Я» - сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемливым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно».
Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К.Г.Юнга (1875 – 1961) – швейцарского психолога и психиатра, последователя З. Фрейда. Изучая бессознательное, К. Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний З. Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляет собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение. «Комплексы» З. Фрейда не устраняются, но представление о них дополняются архетипами. К. Г. Юнг констатировал: «В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени относительно поверхостным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует: на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуры мозга. Нет врожденных представлений, но наверное, есть врожденная возможность представлений, которая определяет границы даже самой мелкой фантазии, определяет, так сказать, категории деятельности фантазии, в известной степени идеи, о существовании которых, однако, невозможно судить без наличия соответствующего опыта. Они проявляются в оформленном материале в качестве регулятивных принципов его оформления. Элементы этого коллективного бессознательного – архетипы – являются в определенной степени обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений. Они представляют собой, так сказать, психические осадки бесчисленных переживаний подобного типа. Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системной реакции и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действительным образом определяет индивидуальную жизнь.
К общечеловеческим первообразам, или архетипам, относятся образы материи-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип «Тень» представляет собой образ всего низменного в человеке, всего антисоциального в нем; разрушительная, агрессивная тенденция таится в глубинах человеческой души и способна проявляться в действиях человека. Но эта тенденция может и не стать явной, а скрываться под маской «Персоны». Архетип «Анима» представляет женское начало в мужчине, архетип же «Анимус» - мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести и к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком. Архетип «Самость» у К. Г. Юнга выступает субъектом целостной психики человека; «Самость» предопределяет всю жизненность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.
Архетипы тесно связаны с символикой и проявляются в сновидениях, художественном творчестве. «Коллективное бессознательное, - отмечает К. Г. Юнг, - является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляющим все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только к том чтобы воспринимать и узнавать через ворота мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешние
Следует различать два вида неосознанных действий. К первому относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.
К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри.
Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека: между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но и они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание, «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.
В генезисе психики человека
бессознательное выступает
Сознание и язык.
Язык так же древен, как и сознание: «Один только человек из всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п., который осуществляется с помощью языка. Язык – это средство мышления. И язык, и мышление возникли на основе и в процессе труда. Не зря же говорят: «Труд создал человека». Были и другие факторы возникновения языка и мышления: прямая походка, употребление мясной пищи и т. д. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов. Это выражение мыслей говорящим или пишущим способом и восприятия, понимания этих мыслей, слушающим или читающим способом.