Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:42, реферат
В целом культурология – синтетическая дисциплина. Но для того чтобы иметь материал для синтеза, его необходимо сначала осмыслить. Аналитические операции выделения общего и особенного в культуре являются поэтому неизбежными методологически для ее рефлексии.
Для культурологии предметом аналитической базы выступает история философии. История философии выступает как единство двух процессов развития философских теорий: взаимное отрицание, критика и взаимная критика.
Ни одна из философских теорий прошлого в наши дни полностью не опровергнута: они лишь умножается ходом историко-философского процесса. Нет единства теории философии, но существует единство историко-философского процесса в целом.
И.Кант в работе «Критика способности суждения» задается вопросом: каким образом суждение вкуса, присущее данному направлению в культуре, распространяется на все общество в целом? Или иными словами: каковы основания универсализации индивидуального суждения вкуса?[4,177]
Проблема предстает в следующем виде: индивидуальные суждения вкуса основываются на непосредственном созерцании, которое не ведет к познавательному обобщению, и тем не менее оно выражается языком разума, который доступен каждому человеку. Когда кто-либо производит сужение вкуса, то его понимают другие люди. Следовательно, согласно Канту, есть какие-то общие для всех людей представления о вкусе. В чем эта общность? Ни в коем случае не в человеческой природе, учит Кант, а в так называемых «априорных» принципах разума.
Г.В.Ф. Гегель в работе «Философия
права» и в трактатах «Феноменология
духа» и в третьей части
«Энциклопедии философских
Итак, Гегель связывает развитие культуры с развитием человеческой цивилизации. Культура не возможна без гражданского общества, без идеи прав, без развития правосознания человека.
Не следует отождествлять
понятия «модернизм в культуре»
и «модернизм в искусстве». Сущность
понятия «модернизм»
Основой модернизма в культуре
явилась кардинальная переоценка ценностей,
предпринятая Кьеркегором, Ницше в
XIX в., а также Фрейдом и
Применительно к искусству
– это поиск новых
Таким образом, модернизм
в культуре представляет собой фундаментальное
мировоззренческое явление, а понятие
«модернизм» в искусстве
Экзистенциализм формально
появляется в XIX в., в 40-х гг., в творчестве
датского мыслителя Серена Кьеркегора,
перевернувшего исходный тезис эссенциалистской
культурологии (от лат. esse – существовать,
быть)[6, 51]: сущность человека первична
по отношению к его существованию.
Кьеркегор формулирует иначе: существование
первичнее сущности. Человеку неизвестно,
кем он станет, но в то же время
он постоянно формирует себя, и
этот процесс происходит болезненно,
через страдания человека, через
мучительные переоценки своего места
в мире и невозможности найти
единого и всеобъемлющего ответа
на вопрос о смысле человеческой жизни.
Если бы человеку была известна его
сущность, то он без особого труда
сформулировал смысл своей
Сущность человека обретается только в свободе, причем свободе индивидуальной, а не коллективной. Культура же предлагает определенную заданность человеческого существования, то есть человеческую несвободу. Поэтому свобода противокультурна, но не в смысле отрицания культуры, а достижения такого уровня вхождения в экзистенциалы, где культура отступает на второй план. В работе «Страх и трепет» Кьеркегор выделяет три стадии формирования человека в культуре:
1) Массовая, представляющего
«человека толпы». Такой человек
находит себе утешение в
2) Более высокую стадию
представляет собой «
3) Этический человеческий
тип, по мысли Кьеркегора, стоит
выше эстетического, так как
предполагает личную стойкость
и личную ответственность
Например: Кант в первой формулировке
категорического императива в своей
«Метафизике нравов» пишет: «Поступай
согласно той максиме, следуя которой
ты в то же время мог бы пожелать,
чтобы она стала принципом
всеобщего законодательства»[7,
Проще говоря, Кант приписывает человеку добровольно совершать такие поступки, которые могли бы быть приемлемы, санкционированы человеку сообществом в целом. Человек при этом как бы растворяется в этой всеобщности, теряет свою индивидуальность, неповторимость.
Напротив, в работе «Страх
и трепет» Кьеркегор
Кьеркегор пишет, что если смотреть с точки зрения Гегеля, Авраам погиб. В культуре нет таких форм, которые бы одобряли поведение Авраама. И в то же время он получает Божье благословение за послушание. При этом Авраам переживает в своей душе «бурю» абсурдов, так как сталкиваются мотивы любви к Богу и любви к сыну. Авраам слушается Божьего повеления, несмотря на его очевидную жестокость. При этом его индивидуальный выбор никак не согласуется со всеобщим законом: Кант своим «императивом» здесь не поможет… Авраам принял на себя вину, которая превышает человеческую ответственность, и это освободило его от нравственных предписаний, в частности, от любви к сыну. Произошло, по словам Кьеркегора, «телеологичесое устранение этического» (от греч. – telos – цель), то есть религиозная мотивация спасения оказалась выше морали мотивации. Посредством внутреннего конфликта Авраам обретает небывалую свободу от нравственных норм. Религиозный человек, поэтому, стоит выше, чем этический тип человека и завершает человеческое обретение индивидуальной сущности. Это высший тип человека, согласно Кьеркегору. Только такие люди могут быть творцами культуры, так как они - великие реформаторы человеческих судеб.
Согласно классическому
экзистенциализму, представленному
Кьеркегором, человек обретает свободу
индивидуального творчества в культуре
и в жизни посредством
Кризис культуры безусловно
отражается и в кризисе личности,
но личность не должна оправдывать
себя. Лишь прочувствовав свое собственное
беспомощное состояние, человек
обретает свободу по отношению к
культуре. И только таким путем
она может стать творцом
А.Камю в эссе «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе», в романе «Посторонний» прослеживает проблемы бессмысленности человеческого существования в мире абсурда. Человек осознает, что он не знает смысл своей жизни, но при этом продолжает жить. Он не понимает, для чего страдает, почему умирает, так как страдание и смерть носят случайный характер человеческой жизни, с ними не может смириться разум, и, тем не менее, культура творится страданием и смертью. Поэтому человек представляется в культуре как бунтарь, не смиряющийся с условиями своего существования. Сам поиск человеческого смысла жизни в культуре – явление бунтарства. Мир абсурден, человеческое существование также абсурдно, и тем не менее человек ищет смысл жизни. Он подходит к самому себе как к незавершенному проекту в культуре, стремится завершить его (себя) на свой страх и риск, но это никогда не достигается человеком. Жизнь сурово ломает все его планы. На примере образа Сизифа Камю показывает тщетность человеческих усилий по созданию абсолютного смысла в культуре. Но при этом Сизиф, как образ человека, представляет собой бунтаря[9,36].
В образе Сизифа Камю создал
модель «человека творчества» в
культуре, его трагичности и
В этом и проявляется принципиальная
трудность философского изучения культуры
в современной историко-
Информация о работе Специфика культуры как предмета философского анализа