Спенсер Герберт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Спенсер Герберт - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне. Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.

Файлы: 1 файл

контрольная Спенсер Герберт.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

Спенсер Герберт - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне. Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: "Основные начала" (1962), "Основная биология" (1864-1867), "Основания психологии" (1870-1872), трехтомный труд "Основания социологии" (1876-1896), "Социология, как предмет изучения" (1903), "Основания этик" (1879-1893).

Теоретические источники социологии Г. Спенсера

Представления об обществе существовали с древних  времен. Философы Древней Греции Платон и Аристотель разрабатывали теорию общества. Платон(427--347 до н. э.). Первыми  трудами по общей социологии считают "Государство" и "Законы". Платон создавал модель идеального общества, где существует всеобщий контроль государства  над всеми сторонами жизни  общества. Этические и социально  политические воззрения Аристотель раскрываются в "Этике" и "Политии". Аристотель провозглашает примат частной  собственности. В основе общества -- разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает  досуг, как время для себя. В  Средневековье господствовали религиозные  теории общества. Так, Августин Блаженный  противопоставлял общество земное и  небесное. В эпоху возрождения  развивалось антропологические  понимание мира. Считалось, что человек  должен рассчитывать на свои силы, волю и знание. Возникли утопические взгляды  на общество в работах Томаззо  Кампанеллы и Томаса Мора. Они считали, что общинная жизнь является идеальной  для человека. Н. Макиавелли(1469--1527) считал государство высшим проявлением  человеческого духа, а служение ему  целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель государства -- обуздание  эгоистических интересов людей. В учении Николо Макиавелли предлагалась технология эффективного лидерства, развивалась  теория организационного поведения. Он родоначальник теории элит, лидерства, политической социологии. В 17 веке образцом науки считались математика, механика, астрономия. Возникло понимание о  социальной физике, в рамках которой  общество рассматривалось, как часть  природы. Представители такой теории: Т. Гобс(1588--1679) -- предложил теорию общественного  договора и учение о гражданском  обществе. В 18 в. просветители разграничили общество и государство, общество и  культуру. Разработали идею прогресса, что легло позже в основание  теории эволюции. Зарождается статистика. Э. Галлей, У. Петти заложили основы демографии. Появилась классическая работа Мальтуса "Очерк о народонаселении". Развивалась этнография как описание и сравнение образа жизни разных народов. Историки ввели понятие  класса. Монтескье указывал на социальное значение географического фактора. Руссо считал, что прогресс противоречив, увеличение знания не увеличивает мудрость. Он автор теории отчуждения. Различались  различные виды отчуждения: политическое, экономическое(неравенство); моральное(стараясь жить лучше, люди приходят к моральной  нищете); психологическое(чувство одиночества); общекультурное(ложь, фальшь проникает  в искусство, в отношения между  людьми). В понимании общества возникло различение номинализма и реализма. Номинализм полагал, что общество - это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который на самом деле не существует. Реализм полагал, что общество - это реальный объект. В учении социалистов содержалось предвосхищение развития социальной науки. В начале 19 в. французский ученый Алекс де Токвиль развивал теорию демократии в книге "Демократия в Америке". Он рассматривал проблемы соотношения свободы и равенства, индивида и государства. В 19 веке возникли две ветви обществознания: исторический материализм(К. Маркс) и позитивизм, создатель которого - О. Конт.

Характеристика  эволюционного процесса социологии, как науки

  Сам термин "социология" благодаря  Спенсеру был "реабилитирован" и получил второе рождение. Если  раньше он был неразрывно связан  с политико-религиозно-утопической  доктриной его изобретателя, то  начиная со Спенсера он стал  рассматриваться как обозначающий  науку об обществе независимо  от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального  ученого.

Биология  для Спенсера играла роль научно-методологического  прецедента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов  и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства. В своих  исследованиях он не ограничивался  подобными аналогиями, сочетая их со скрупулезным анализом громадного количества фактов, взятых из этнографии, истории и других социальных наук.

Тем не менее, из всей фундаментальной и  многоплановой системы Спенсера, изобилующей глубокими идеями и  разнообразными фактами, в сознании научного сообщества и публики оседали, как правило, три формулы объяснения социальной эволюции: "естественный отбор" (который Спенсер вообще считал далеко не универсальным объяснительным принципом), "борьба за существование" и "выживание сильнейшего". Хотя эти формулы действительно присутствовали у английского мыслителя, их удельный вес и значение в его теоретической  системе часто преувеличивались, а их истолкование носило вульгарный и карикатурный характер у эпигонов и тех, кто нашел в них для  себя удобное основание аморализма, беззакония и политической беспринципности.

Английский  социолог рассматривает три вида эволюции - неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Наряду с общими законами эволюции, действующими во всех этих сферах, существуют законы, характерные для каждой из них. Причем, как указывает Спенсер, эволюционные законы высших сфер бытия не могут быть сведены к законам низших сфер, поскольку в первых существуют явления и процессы, которые отсутствуют в последних.

Эволюция  рассматривается как переход  из одного состояния в другое, более  развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в  социальное существо, становится им в  процессе длительной эволюции первобытных  сообществ в социальные системы. Спенсер пишет о естественной эволюции трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, сердцевиной, которой  оказывается социализация человека. Социология должна раскрывать, по мнению английского ученого, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых типичных явлений. В этом плане единичное, случайное, индивидуальное социологическая  наука должна отвергать.

Говоря об основных видах эволюции - однолинейном либо многолинейном, Спенсер считает, что на начальной ступени человеческого прогресса проявляется больше первый, чем второй. В соответствии с его концепцией процесс социальной эволюции жестко предопределен, а ее этапы с "железной" необходимостью следуют друг за другом - точно так же как осуществляется переход в жизни человека от детства к юности, от нее - к зрелому состоянию, от последнего - к старости. Социальный организм, по мнению английского мыслителя, претерпевает такие же эволюционные изменения, как и индивидуальный организм, и они в значительной мере зависят от окружающих условий, с которыми у него происходят взаимодействия.

Однако, считая, что эволюционное развитие общества в рамках его определенных этапов в значительной степени зависит  от окружающих природных и социальных условий, Спенсер обращал внимание на последующую многолинейность  социального прогресса, поскольку  возникающие социальные типы "не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам".

Социолог  уделял большое внимание анализу  как эволюции в целом, так и  социальной эволюции. Первую он характеризовал как интеграцию материи, ее переход  из одного состояния (бессвязной однородности) в другое (связанную однородность), а по существу -- из неорганической природы  в общество через органическую, живую  природу. Что касается социальной эволюции, то она "вписывается" в представления  Спенсера об общественном прогрессе. Выше уже говорилось о его критерии -- росте свободы, которая своего наивысшего развития достигает в  индустриальном обществе, поскольку  именно в нем не личность подчиняется  обществу, а наоборот, общество служит (или, по крайней мере, должно служить) индивидам, удовлетворению их потребностей.

Со  времен Спенсера и (чуть раньше) еще одного британского мыслителя - Дж.Ст. Милля английская социология становится четко ориентированной на последовательное проведение принципа индивидуализма. Он был заложен в концепцию Спенсера при рассмотрении основных типов общества - военного и промышленного - и процесса эволюции от первого ко второму. По существу сама эволюция типов общества характеризовалась как переход от одного его типа, базировавшегося на принудительном объединении "сверху" (военное общество), ко второму типу, основанному на добровольном объединении "снизу" (индустриальное общество).

Этот  процесс социальной эволюции Спенсер  считал естественным, объективным, не зависящим от желаний и интересов  людей. Хотят они того или нет, но социальная эволюция осуществляется и будет осуществляться дальше. В  чем же она проявляется конкретно? Здесь возникает вопрос о характере "измерения" социальных фактов, его  точности, более того, вообще о том, что такое социальный факт. Это  одно из центральных понятий социологии Спенсер связывает с явлениями, определяющими процесс социальной эволюции. К их числу он относил  изменение политического строя, характер политической организации  общества и др. Социальные факты  не поддаются измерению с помощью  приборов, что показывает сложность  их изучения, которую ученый хорошо видел. Но в этом, же состоит и  специфика социального познания, представляемая им лишь в самых общих  чертах.

Рассмотрение  эволюционной теории Спенсера было бы неполным без упоминания о факторах эволюции, детально разбиравшихся английским социологом. Самые многообразные  факторы эволюции он подразделял  на первичные и вторичные (производные), затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. К первичным внутренним факторам он относил физические и психические  свойства человека на самых ранних этапах его появления и развития. Поскольку на этих этапах человек  представлялся существом неразвитым (или малоразвитым), понятно, что  данные свойства описывались чаще всего  со знаком "минус": слабая способность  к мыслительной деятельности, неумение длительно сотрудничать с подобными  себе людьми, хищнический характер бытия и т.д. В качестве первичных  внешних факторов рассматривались  климатические, ландшафтные, почвенные, иные географические и природные  особенности, характеризовавшие жизнь  первобытного человека.

Вторичные факторы социальной эволюции начинают "работать" благодаря ей самой. Под ними Спенсер понимал в  первую очередь, изменившуюся в результате воздействия природной и социальной окружающей среды сущность человека в эпоху цивилизации. Главное  состоит в том, что человек  социализируется, и это обстоятельство выступает как один из основных вторичных  факторов эволюции. На процесс социальной эволюции оказывает глубокое влияние  появление и развитие социальных институтов.

Трактовка общества как организма, под которую  Спенсер пытался подвести определенные логические основания. Так, одна из глав его работы "Основания социологии" прямо называется "Общество есть организм". Спенсер достаточно детально приводит в качестве аргументации данного  подхода целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмами, например:

1) общество как биологический организм  в отличие от неорганической  материи, на протяжении большей  части своего существования растет, увеличивается в объеме (превращение  маленьких государств в империи);

2) по мере роста общества его  структура усложняется так же, как усложняется структура организма  в процессе биологической эволюции;

3) как в биологических, так и  в социальных организмах прогрессивная  структура сопровождается аналогичной  дифференциацией функций, что  в свою очередь сопровождается  усилением их взаимодействия  и т. д.

Общество  Спенсер разделяет на два основных типа: военное и промышленное (индустриальное).

"Военный"  тип общества характеризуется  сильным централизованным контролем  и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь прежде всего  подчинена дисциплине, церковь похожа  на военную организацию. Индивид  в таком обществе принудительно  подчинен социальному целому.

В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. А главное - власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов, и  их соединение становится добровольным. Вместе с тем, он подчеркивал, что  отдельные черты военного типа присутствуют и в промышленном обществе. В качестве примера он приводит современную  ему Францию, где существовали строгий  надзор за печатью, запрещение сборищ, военное единообразие воспитания, официальное  руководство изящными искусствами  и т. п. спенсер эволюционизм естественный наука

В истории социологии придается большое  значение теории Спенсера о закономерной эволюции от военного общества, основанного  на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Он в целом дал реальную картину  исторического процесса, отражающую переход от общества с преобладанием  натурального хозяйства и жестокой иерархической системой к обществу, основанному на товарном производстве и разделении труда. Его подход оказал большое влияние на развитие последующих  социологических теорий и, в частности, теорию Дюркгейма (на его идею "механической" и "органической" солидарности). В  современной социологии идея деления  обществ на "традиционные" и "индустриальные" является отправной точкой теории развития общественных систем.

Концепция социальных институтов

Важной  составной частью социологической  концепции Г. Спенсера является учение о социальных институтах, которое  вытекает из трактовок общества, а  также системного представления  о его типах, этапах, развитии в  рамках эволюции. Под социальным институтом английский социолог понимал способ и форму самоорганизации совместной жизни людей, хотя его строгого научного определения так и не дал. Принадлежащая  ему характеристика социального  института является по существу современной  трактовкой этого понятия, которое  было активно введено в научный  оборот и прочно утвердилось в  социологии как одно из наиболее значимых именно благодаря Спенсеру. Социальный институт у него коррелирует с  организацией, учреждением, системой принуждения  и другими его конкретными  характеристиками. Совокупность социальных институтов, по его мнению, составляет структуру и организацию общества. Анализу институтов социолог посвящает  значительную часть своего главного социологического труда -- "Оснований  социологии".

Информация о работе Спенсер Герберт