Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 11:20, контрольная работа
Спенсер Герберт - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне. Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.
Спенсер Герберт - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне. Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: "Основные начала" (1962), "Основная биология" (1864-1867), "Основания психологии" (1870-1872), трехтомный труд "Основания социологии" (1876-1896), "Социология, как предмет изучения" (1903), "Основания этик" (1879-1893).
Теоретические источники социологии Г. Спенсера
Представления
об обществе существовали с древних
времен. Философы Древней Греции Платон
и Аристотель разрабатывали теорию
общества. Платон(427--347 до н. э.). Первыми
трудами по общей социологии считают
"Государство" и "Законы". Платон
создавал модель идеального общества,
где существует всеобщий контроль государства
над всеми сторонами жизни
общества. Этические и социально
политические воззрения Аристотель
раскрываются в "Этике" и "Политии".
Аристотель провозглашает примат частной
собственности. В основе общества --
разумный эгоизм его членов и нравственность.
Основой стратификации
Характеристика эволюционного процесса социологии, как науки
Сам термин "социология" благодаря
Спенсеру был "реабилитирован"
и получил второе рождение. Если
раньше он был неразрывно
Биология для Спенсера играла роль научно-методологического прецедента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства. В своих исследованиях он не ограничивался подобными аналогиями, сочетая их со скрупулезным анализом громадного количества фактов, взятых из этнографии, истории и других социальных наук.
Тем
не менее, из всей фундаментальной и
многоплановой системы
Английский социолог рассматривает три вида эволюции - неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Наряду с общими законами эволюции, действующими во всех этих сферах, существуют законы, характерные для каждой из них. Причем, как указывает Спенсер, эволюционные законы высших сфер бытия не могут быть сведены к законам низших сфер, поскольку в первых существуют явления и процессы, которые отсутствуют в последних.
Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы. Спенсер пишет о естественной эволюции трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, сердцевиной, которой оказывается социализация человека. Социология должна раскрывать, по мнению английского ученого, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых типичных явлений. В этом плане единичное, случайное, индивидуальное социологическая наука должна отвергать.
Говоря об основных видах эволюции - однолинейном либо многолинейном, Спенсер считает, что на начальной ступени человеческого прогресса проявляется больше первый, чем второй. В соответствии с его концепцией процесс социальной эволюции жестко предопределен, а ее этапы с "железной" необходимостью следуют друг за другом - точно так же как осуществляется переход в жизни человека от детства к юности, от нее - к зрелому состоянию, от последнего - к старости. Социальный организм, по мнению английского мыслителя, претерпевает такие же эволюционные изменения, как и индивидуальный организм, и они в значительной мере зависят от окружающих условий, с которыми у него происходят взаимодействия.
Однако, считая, что эволюционное развитие общества в рамках его определенных этапов в значительной степени зависит от окружающих природных и социальных условий, Спенсер обращал внимание на последующую многолинейность социального прогресса, поскольку возникающие социальные типы "не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам".
Социолог уделял большое внимание анализу как эволюции в целом, так и социальной эволюции. Первую он характеризовал как интеграцию материи, ее переход из одного состояния (бессвязной однородности) в другое (связанную однородность), а по существу -- из неорганической природы в общество через органическую, живую природу. Что касается социальной эволюции, то она "вписывается" в представления Спенсера об общественном прогрессе. Выше уже говорилось о его критерии -- росте свободы, которая своего наивысшего развития достигает в индустриальном обществе, поскольку именно в нем не личность подчиняется обществу, а наоборот, общество служит (или, по крайней мере, должно служить) индивидам, удовлетворению их потребностей.
Со времен Спенсера и (чуть раньше) еще одного британского мыслителя - Дж.Ст. Милля английская социология становится четко ориентированной на последовательное проведение принципа индивидуализма. Он был заложен в концепцию Спенсера при рассмотрении основных типов общества - военного и промышленного - и процесса эволюции от первого ко второму. По существу сама эволюция типов общества характеризовалась как переход от одного его типа, базировавшегося на принудительном объединении "сверху" (военное общество), ко второму типу, основанному на добровольном объединении "снизу" (индустриальное общество).
Этот
процесс социальной эволюции Спенсер
считал естественным, объективным, не
зависящим от желаний и интересов
людей. Хотят они того или нет,
но социальная эволюция осуществляется
и будет осуществляться дальше. В
чем же она проявляется конкретно?
Здесь возникает вопрос о характере
"измерения" социальных фактов, его
точности, более того, вообще о том,
что такое социальный факт. Это
одно из центральных понятий социологии
Спенсер связывает с явлениями,
определяющими процесс
Рассмотрение
эволюционной теории Спенсера было бы
неполным без упоминания о факторах
эволюции, детально разбиравшихся английским
социологом. Самые многообразные
факторы эволюции он подразделял
на первичные и вторичные (производные),
затем в каждой из этих групп он
выделял внешние и внутренние.
К первичным внутренним факторам
он относил физические и психические
свойства человека на самых ранних
этапах его появления и развития.
Поскольку на этих этапах человек
представлялся существом
Вторичные
факторы социальной эволюции начинают
"работать" благодаря ей самой.
Под ними Спенсер понимал в
первую очередь, изменившуюся в результате
воздействия природной и
Трактовка
общества как организма, под которую
Спенсер пытался подвести определенные
логические основания. Так, одна из глав
его работы "Основания социологии"
прямо называется "Общество есть
организм". Спенсер достаточно детально
приводит в качестве аргументации данного
подхода целый ряд аналогий (сходств)
между биологическим и
1)
общество как биологический
2)
по мере роста общества его
структура усложняется так же,
как усложняется структура
3)
как в биологических, так и
в социальных организмах
Общество Спенсер разделяет на два основных типа: военное и промышленное (индустриальное).
"Военный"
тип общества характеризуется
сильным централизованным
В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. А главное - власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов, и их соединение становится добровольным. Вместе с тем, он подчеркивал, что отдельные черты военного типа присутствуют и в промышленном обществе. В качестве примера он приводит современную ему Францию, где существовали строгий надзор за печатью, запрещение сборищ, военное единообразие воспитания, официальное руководство изящными искусствами и т. п. спенсер эволюционизм естественный наука
В истории социологии придается большое значение теории Спенсера о закономерной эволюции от военного общества, основанного на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Он в целом дал реальную картину исторического процесса, отражающую переход от общества с преобладанием натурального хозяйства и жестокой иерархической системой к обществу, основанному на товарном производстве и разделении труда. Его подход оказал большое влияние на развитие последующих социологических теорий и, в частности, теорию Дюркгейма (на его идею "механической" и "органической" солидарности). В современной социологии идея деления обществ на "традиционные" и "индустриальные" является отправной точкой теории развития общественных систем.
Концепция социальных институтов
Важной
составной частью социологической
концепции Г. Спенсера является учение
о социальных институтах, которое
вытекает из трактовок общества, а
также системного представления
о его типах, этапах, развитии в
рамках эволюции. Под социальным институтом
английский социолог понимал способ
и форму самоорганизации