Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 11:20, контрольная работа
Спенсер Герберт - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне. Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.
Как
не парадоксально, но многие считали
Спенсера реакционером и противником
либералов. У Спенсера были свои причины
выступать против либералов. Вот
что он писал: "Я не хочу быть причислен
к тем, кого сейчас называют либералами.
Тогда, когда это слово вошло
в употребление, либералами называли
тех, кто стоял за расширение свободы
личности по отношению к государству.
В то время как сейчас либералы
последовательно расширяют
Его вывод из анализа законодательной практики английского парламента (один из очерков книги так и называется - "Грехи законодателей"): "некомпетентный законодатель постоянно увеличивает человеческие страдания, пытаясь их уменьшить".
Правительственные учреждения по его язвительному и образному замечанию напоминают перевернутый фильтр: "вы заливаете чистую воду, а оттуда бежит грязная". Как считает Спенсер, законы подчас превращаются в идолов и при авторитарном правлении всегда существует опасность для личности в случае неуважительного высказывания о политическом законе.
Заключение
Г.Спенсер был одним из самых ярких
представителей натуралистической ориентации
в социологии, утверждавший, что «невозможно
рациональное понимание истин социологии
без рационального понимания истин биологии».
Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает
два важнейших методологических принципа
своей социологической системы: эволюционизм
и органицизм. Эволюция для английского
социолога - это универсальный процесс,
одинаково объясняющий все изменения,
как в природе, так и обществе. Эволюция
- это интеграция материи. Именно эволюция
переводит материю из неопределенной
бессвязной однородности в определенную
связную однородность, т.е. социальное
целое -общество. На громадном этнографическом
материале Г.Спенсер рассматривает эволюцию
семейных отношений: первобытные половые
отношения, формы семьи, положение женщин
и детей, эволюцию обрядовых учреждений
и обычаев, политических учреждений, государство,
представительные учреждения, суд и т.д.
Социальную эволюцию Г.Спенсер трактовал
как многолинейный процесс. С принципом
эволюционизма в спенсеровской социологии
неразрывно связан принцип органицизма
- такой подход к анализу общественной
жизни, который базируется на аналогии
общества с биологическим организмом.
В главе «Общество есть организм» основного
труда Г.Спенсера «Основания социологии»
он довольно обстоятельно рассматривает
целый ряд аналогий (сходств) между биологическим
и социальным организмом: 1) общество как
биологический организм, в отличие от
неорганической материи, на протяжении
большей части своего существования растет,
увеличивается в объеме (превращение маленьких
государств в империи); 2) по мере роста
общества его структура усложняется также,
как усложняется структура организма
в процессе биологической эволюции; 3)
как в биологических, так и в социальных
организмах прогрессивная структура сопровождается
аналогичной дифференциацией функций,
что, в свою очередь, сопровождается усилением
их взаимодействия; 4) как в обществе, так
и в организме в ходе эволюции происходит
специализация составляющих их структур;
5) в случае расстройства жизнедеятельности
общества или организма, отдельные их
части могут определенное время продолжать
существовать.
Аналогия общества с организмом позволила
английскому мыслителю выделить в обществе
три различные подсистемы. Спенсеровское
представление об обществе как организме
позволило осмыслить и понять ряд важных
особенностей структуры и функционирования
социальных систем. Оно, по сути дела, заложило
основы будущего системного и структурно-функционального
подхода к изучению общества.
Большое внимание Спенсер уделил уточнению
и разработке понятийного аппарата социологии.
Так он анализирует понятия общества,
социального роста, социальной структуры,
социальных функций различных систем
и органов общественной жизни. Можно сказать,
что он заложил фундамент формирования
понятийной системы социологии, а также
структурно-функционального метода. В
значительной степени этому способствовали
аналогии человеческого общества с биологическим
организмом, которые он проводил. Безусловно,
он делал различие между биологическим
организмом и процессами общественной
жизни. Главный смысл различия Спенсер
видел в том, что в живом организме элементы
существуют ради целого, в обществе - наоборот.
Как он отмечал: «Общество существует
для блага его членов, а не члены существуют
для блага общества»
Список использованной литературы
1.
Арон Р. Этапы развития
2. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997
3. Грязнов В.С. Эволюционизм Спенсера и проблемы развития науки// Позитивизм и наука. Критический очерк. М., 1975
4. История буржуазной социологии в Западной Европе и США. М., 1999
5. Спенсер Г. Основы начала// Антропология мировой философии. М., 1971
6. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1998