Сравнения западной и восточной культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.
Проблема диалога культур актуализирована остротой различных межрегиональных и межнациональных конфликтов, так как взаимодействие культур и их диалог - это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений, необходимая для разрешения противоречий и конфликтных ситуаций современного мира.

Файлы: 1 файл

Восток и запад.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

Вторая половина XIX — XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти  полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной  цивилизации — несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов  — стабилизируется. В том числе  и в отношении все более  широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских  культур. В итоге современная  западная культура оценивается то в  русле шпенглеровской мифологемы «Заката  Европы», то в оптимистических и  одновременно явно евроцентристских тонах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Противоречия Восточной и Западной цивилизации

В устойчивости Восточной  цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы  ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как  сплошная линия. Новые веяния здесь  не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются  в старое и растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию  одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного  строя ) не только не уничтожили китайское  государство, но даже не прервали его  существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень  скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

Кроме того, в отличие  от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,' и даже ислам, непримиримый в отношении западного  христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации  оставались незыблемыми.  

2.1. Понятие природы  у европейца и человека Востока

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.

Любимым доводом  европейских колонизаторов в  пользу завоеваний было утверждение, что  они облагодетельствовали людей  Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием  и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

Европейцы в своем  развитии пошли самым простым  путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать  себя ее частью. Более того, природа  в их понимании стала чем-то вроде  врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно  для него, европейцы принялись  перекраивать природу на свой лад  и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями, еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял  связи со средой обитания. Свои помыслы  он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать  свои душу и тело. Мир воспринимался  им, как единое целое, и человек  в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз  так, то цель человека - не вражда, а  стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться  не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и  государства должны развиваться  естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в  жизни которых нет ничего лишнего, случайного.

Стили различных  боевых искусств Востока сложились  в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как  она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в  боевых искусствах) в различные точки  тела рассчитывалась в зависимости  от времени дня.

Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда  человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования  обретет гармонию и цельность  в себе самом. Ибо ему полностью  чужды зло и стремление разрушать.

Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже  в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии  до н.э. в Китае существовала уже  иероглифическая письменность. Несколько  позднее были изобретены компас, а  затем сейсмограф. В середине первого  тысячелетия до н.э. был составлен  первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил. 

2.2. Традиции Востока  и Запада

Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И  все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Все здесь непрестанно  повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья  в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке  на протяжении 3000 лет можно встретить  в стихах одни и те же размеры, мелодии  и т.д.

Любое неоправданное  нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ  Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в  которых танцоры выстраивались  в восемь рядов". Поскольку в  древности такие праздники мог  давать только император, Конфуций с  возмущением заявляет: "Если это  можно вынести, то, что же тогда  нельзя выносить?!". Он же создал целую  теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз  и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности". 

2.3. Религия

Отношение к религии  является одним из важнейших показателей  в характеристике цивилизации. На Востоке  оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к  примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.

Главным в конфуцианстве  были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской  этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений  людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного  самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим  по возрасту и положению, почитании  родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь  жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев  общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в  состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и  утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся  у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло  большое внимание вопросам так называемого  гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и  выполнявшим его волю. Власть правителя  признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство  придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и  точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей  управлять народом не на основе законов  и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями .

Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов  я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.

Боги не властвуют  над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости  от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный  аскетический образ жизни, так как  он угоден Богу и обеспечивает райское  блаженство. В индуизме же аскетизм - способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет  благодаря ему приобретал от Вселенной  такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую  силу аскетизма, ему нередко следуют  и сами боги. Только в индуизме можно  встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший  бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь  становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он нищенствует). Однако понимая, что  в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В  довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потому что подаяний он приносит мало и  т.д.

Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей  впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим  разумом, с которым стремятся  слиться его последователи путем  освобождения от суетных желаний  и страстей, привязывающих людей  к земле, заставляющих рождаться  вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил  в новое качество - неземное.

И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как  таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется Дао (путь) - некая первооснова  всех вещей, познав законы которой и  следуя им, человек становится совершенным.

Религии Востока - это, прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования  окружающего мира.

Существеннейшую часть  мировоззрения людей Востока  составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого  человека в разных обликах, причем будущий  человеческий облик надо было заслужить  праведной жизнью. В противном  случае можно было возродиться кем  угодно. Подобная теория породила представление  о вечном движении всего живого в  замкнутом цикле (все когда-то уже  было и когда-нибудь повторится вновь).

Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший  в разбойничьи земли: «Если небу угодно погубить мудрость, заключенную  во мне - так и будет. А если нет, то, что могут сделать мне эти  разбойники?»

Существуют ли на Западе такие учения? Ничего подобного  нет ни в одной европейской  религиозной доктрине. Согласно Священному Писанию, Господь создал мир и  человека, но Бога и его тварей заведомо нельзя приравнивать друг к другу. Собственно говоря, проповедь равенства Бога и человека как раз и есть главная  примета ереси. Иисус сказал: «Я и  Отец – одно» и был распят за богохульство, а девять веков спустя за те же идеи казнили исламского мистика Халладжа. Но именно к этому сводятся представления Востока о настоящей религиозности!

Чему же тогда  учат западные религии? Явно не тому, как  ощутить свое равенство Богу; это  напротив, страшная ересь. Западные религии  объясняют, как установить и поддерживать должные взаимоотношения с названным  Богом. Как же их установить? Только благодаря принадлежности к избранному сообществу, наделенному свыше уникальными  правами. Ветхозаветный бог вступил  в соглашение только с одной социальной группой, одним народом – иными  словами, единственным, что свято  на Земле. Как примкнуть к этой группе? 10 мая 1970 года, в Израиле законодательно подтвердили традиционный ответ: первейшим  условием права на гражданство в  этом мифовдохновленном государстве  является рождение от матери-еврейки. Как достигается сходная богоизбранность  в христианстве? Благодаря вочеловечению  Иисуса Христа, истинного Бога и  истинного Человека (что, на взгляд христианина, представляет собой поистине чудо, тогда как на Востоке настоящим  Богочеловеком считается всякий, просто лишь немногие до конца сознают  свое подлинное естество). С Христом  нас роднит наша человечность, а  его Божественность, в свою очередь, соединяет нас с Богом. Но как  на деле вступают в такие взаимоотношения  с единственным Богочеловеком? Путем  крещения и, следовательно, духовного  членства в его Церкви – опять  же, благодаря принадлежности к собственному социальному институту.

Информация о работе Сравнения западной и восточной культур