Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:15, реферат
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.
Проблема диалога культур актуализирована остротой различных межрегиональных и межнациональных конфликтов, так как взаимодействие культур и их диалог - это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений, необходимая для разрешения противоречий и конфликтных ситуаций современного мира.
Вторая половина
XIX — XX в. характеризуются по-разному.
Но совершенно очевидно, что за эти
полтора столетия ситуация в культуре
и общественных сферах западной техногенной
цивилизации — несмотря на постоянный
поток обновлений и ряд социальных
и национально-государственных
Глава 2. Противоречия Восточной и Западной цивилизации
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие
от Европы, на Востоке сосуществовало
множество религий,' и даже ислам,
непримиримый в отношении западного
христианства, довольно спокойно уживался
с традиционными восточными верованиями.
Таким образом, какие бы потрясения
не происходили, основы цивилизации
оставались незыблемыми.
2.1. Понятие природы у европейца и человека Востока
Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.
Любимым доводом
европейских колонизаторов в
пользу завоеваний было утверждение, что
они облагодетельствовали людей
Востока тем, что те были неспособны
создать сами (машинами, новейшим оружием
и т.д.). Обычно в этом видят лишь
примитивную попытку
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями, еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".
В отличие от европейцев
человек Востока никогда не терял
связи со средой обитания. Свои помыслы
он направил не на создание механизмов,
возмещающих собственное
Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.
Культура Древнего
Китая достигла высокого уровня. Уже
в очень давние времена ученые
Китая сделали многие важные открытия
в области астрономии, математики,
медицины и других наук. Во 2 тысячелетии
до н.э. в Китае существовала уже
иероглифическая письменность. Несколько
позднее были изобретены компас, а
затем сейсмограф. В середине первого
тысячелетия до н.э. был составлен
первый в мире звездный каталог, насчитывавший
800 светил.
2.2. Традиции Востока и Запада
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное
нарушение традиций (даже самых незначительных)
воспринималось как сущий кошмар.
Так, великий китайский философ
Конфуций повествует об одном сановнике,
устраивавшем "в храме танцы, в
которых танцоры выстраивались
в восемь рядов". Поскольку в
древности такие праздники мог
давать только император, Конфуций с
возмущением заявляет: "Если это
можно вынести, то, что же тогда
нельзя выносить?!". Он же создал целую
теорию (до сих пор имеющую на
Востоке огромное влияние) о том,
что общество должно жить по раз
и навсегда установленному ритуалу
поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все. "Почтительность
без ритуала приводит к суете. Осмотрительность
без ритуала превращается в боязнь. Смелость
без ритуала выглядит грубостью". Ритуал
властвует не только в человеческом обществе,
но и в природе. Ему подчинены смена времен
года, расцвет и увядание. Свою теорию
Конфуций также воспринимал не чем-то
новым, а лишь возрождением учений прежних
веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью
и верой отношусь к древности".
2.3. Религия
Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.
Главным в конфуцианстве
были вопросы этики, морали и управления
государством. Основным принципом конфуцианской
этики является понятие жэнь ("гуманность")
как высший закон взаимоотношений
людей в обществе и семье. Жэнь
достигается путем
Конфуцианство уделяло
большое внимание вопросам так называемого
гуманного управления, опираясь на
идею обожествления власти правителя,
существовавшую до конфуцианства, но им
развитую и обоснованную. Государь
объявлялся "сыном неба" (тяньцзы),
правившим по повелению неба и
выполнявшим его волю. Власть правителя
признавалась конфуцианством священной,
дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять
- значит исправлять", конфуцианство
придавало большое значение учению
чжэн мин (об "исправлении имен"),
которое призывало ставить всех
в обществе на свои места, строго и
точно определять обязанности каждого,
что было выражено словами Конфуция:
"Государь должен быть государем, подданный
- подданным, отец - отцом, сын - сыном".
Конфуцианство призывало
Боги не очень-то
волновали Конфуция. Они, конечно, установили
эти самые правила в
Боги не властвуют
над природой, а являются ее частью
и находятся в зависимости
от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный
аскетический образ жизни, так как
он угоден Богу и обеспечивает райское
блаженство. В индуизме же аскетизм
- способ сравняться с богами, а иногда
и превзойти их. Отшельник-аскет
благодаря ему приобретал от Вселенной
такую силу, что мог налагать на
богов проклятье и насылать на
них всяческие несчастья. Зная могучую
силу аскетизма, ему нередко следуют
и сами боги. Только в индуизме можно
встретить такую, с точки зрения
европейца, комичную картину: могущественнейший
бог Шива, способный одним дыханием
стереть всю Вселенную в
Еще одной религией,
возникшей на Востоке и ставшей
впоследствии мировой, является буддизм.
Его основатель Будда одновременно
является и неким космическим
разумом, с которым стремятся
слиться его последователи
И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется Дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным.
Религии Востока - это,
прежде всего пути самосовершенствования,
а через них и
Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).
Отсюда происходит
и знаменитый фатализм Востока - вера
в невозможность и ненужность
изменения предназначенной
Существуют ли на Западе такие учения? Ничего подобного нет ни в одной европейской религиозной доктрине. Согласно Священному Писанию, Господь создал мир и человека, но Бога и его тварей заведомо нельзя приравнивать друг к другу. Собственно говоря, проповедь равенства Бога и человека как раз и есть главная примета ереси. Иисус сказал: «Я и Отец – одно» и был распят за богохульство, а девять веков спустя за те же идеи казнили исламского мистика Халладжа. Но именно к этому сводятся представления Востока о настоящей религиозности!
Чему же тогда
учат западные религии? Явно не тому, как
ощутить свое равенство Богу; это
напротив, страшная ересь. Западные религии
объясняют, как установить и поддерживать
должные взаимоотношения с