Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:15, реферат
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.
Проблема диалога культур актуализирована остротой различных межрегиональных и межнациональных конфликтов, так как взаимодействие культур и их диалог - это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений, необходимая для разрешения противоречий и конфликтных ситуаций современного мира.
Введение
В современном мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых «смысловых» ориентиров. Этот поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры - в философии, в искусстве, в религиозном постижении мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания человечества.
Мир всегда был и останется многоликим, хотя революции последних двух столетий - социальные, научно-технические, информационные - значительно унифицировали его. Ведущую роль в мире, в том числе в области культуры, сегодня играют западные страны. Однако интеллектуалы на Западе предпринимают попытку развенчать европоцентристские идеи и пытаются определить новое место Европы в мире.
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.
Проблема диалога
культур актуализирована
Особое место в проблеме диалога культур занимает диалог Востока и Запада. По поводу возникновения этой проблемы Р. Генон писал: «До тех пор пока на Западе существовали традиционные цивилизации, для противостояния Востока и Запада не было оснований. Противостояние имеет место лишь в случае современного Запада, поскольку речь идет, скорее, о противоположности двух типов сознания, нежели двух более или менее определенных географических реальностей».
Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга.
Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы, а сейчас на первом месте выступает Америка, по моему мнению.
Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.
Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.
Восток, во многом в
противоположность Западу являет собой
воплощение спокойствия, непротивления.
Боясь разрушить хрупкую
Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.
Исходя из всего
выше сказанного, можно выделить цель
работы: рассмотреть сравнительные
характеристики, в которых можно
найти общее и различное в
культурах; проанализировать отношение
философов и ученых к проблеме
диалога культур; определить место
России в диалоге культур.
Глава 1. Оценка ученых и философов Востока и Запада
Запад есть запад, восток
есть восток, не встретиться
им никогда. Лишь у подножья
Престола Божья в день
страшного суда .
Эти строки, принадлежащие
великому английскому писателю Редьярду
Киплингу, и по сей день, привлекают
внимание. Одни соглашаются с Киплингом,
говоря, что Востоку и Западу действительно
не понять друг друга. Другие, наоборот,
протестуют, указывая на то, что Восток
европеизируется, а Запад проявляет
все больший интерес к
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
Проблемой взаимодействия
культур и межкультурных
1.1. Восток
В центре внимания учёных
востоковедов находились история и
культура восточного народа, Китай, Индия,
и арабо-мусульманский мир. В ХIХ
в. были открыты следы древних
цивилизаций Ближнего Востока, в
ХХ в.- древнейшая цивилизация в Южной
Индии. В общих трудах, созданных
классиками востоковедения Г. Масперо,
Эд. Мейером, Б.А. Тураевым, главное внимание
уделялось описанию и характеристике
культурной религиозной и политической
истории древних цивилизаций. Широкое
распространение получила концепция
феодального характера
В философско-историческом осмыслении (Гегель, Соловьёв) Восток представлялся в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества («деспотия», «свобода одного» как первый шаг к свободе у Гегеля, символ «бесчеловечного Бога» у Соловьёва). В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) линейная историческая схема была отброшена и казавшийся (на европейском фоне) более или менее единым Восток предстал своего рода «россыпью» самобытных культурно исторических образований. В современных типологических схемах, восходящих к Веберу, китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознанны в качестве основных и самостоятельных форм культуры и общества – наряду с европейской, создавшей в экономике, социальной и политической сферах, в области духовной культуры такое своеобразие, которое выводит Запад за рамки общецивилизованной «нормы» присутствующей при всех модификациях в обществах и культурах Востока.
Это привело к существенному переосмыслению самой парадигме «Восток-Запад». Место представления об их взаимной диалектической связи (как единства противоположностей) заняло теперь представление о традиционности (нормальности) цивилизаций востока и отклонений от традиции европейского (западного) способа цивилизационно - исторического существования.
Согласно этой точке
зрения, именно «Восток» в широком
смысле слова, стал колыбелью мировой
цивилизации и человеческой культуры.
Для всех его локальных социокультурных
образований было характерно стремление
к сохранению «веками выработанной
жёсткой нормы» устойчивого социального
порядка и сложившихся религиозных и моральных
стандартов поведения. Сущность этих социальных
систем по Васильеву, определяется азиатским
способом производства, характерным для
всех неевропейских докапиталистических
обществ (первичность – основанного на
власти - собственности государственного
сектора и вторичность сектора частнособственного),
и сводится к консервативной стабильности.
С другой стороны, по Генону, восточные
цивилизации существенно не противоречат
друг другу в силу следования изначальному
«высшему принципу» (хотя уже от части
и утраченному и открыто не выступающему
в мировоззрениях, рассчитанных на массовое
поведение). Однако при обоих объяснениях
оказывается понятным то обстоятельство,
что в современном мире мы видим, с одной
стороны, цивилизации оставшиеся стоять
на традиционных позициях, таковы цивилизации
Востока, с другой стороны – антитрадиционную
цивилизацию или цивилизацию современного
Запада.
1.2. Запад
Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического существования (Ближний Восток, Китай, Индия), то соотносимая с ним европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:
• классическая эллинская культура;
• эллинистически-римская ступень;
• романо-германская культура христианского средневековья;
• новоевропейская культура.
Три последние ступени
можно рассматривать (на фоне антично-греческой
классики) и как своеобразные вариативные
формы вестернизации
Так или иначе, но
у истоков и в самих основаниях
всех обществ и культур европейской
(западной) цивилизационной традиции
находится нечто невообразимое
с нормальной (традиционной или восточной)
точки зрения: хозяйство, общество,
государство, культура, целиком лежащие
на плечах одного единственного, самостоятельно,
на свой страх и риск осуществляющего
свои «труды и дни», свою деятельность
и общение человека. Человека-общества,
человека-государства, человека-мировоззрения,
действительно целостной
Важнейшими изобретениями
европейской культуры на языково-знаковом
уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой
сфере являются философия в указанном
выше значении этого понятия и
наука как специфическая форма
познавательной деятельности, характерная
для последней эпохи
• от середины I тыс. до н. э. н до XVII в.;
• период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).
С учетом других критериев,
и, прежде всего представленности в
европейской культуре христианства,
эта простейшая периодизация усложняется:
обычно в этом случае говорят (имея
в виду первый большой период) об
эпохах античной, греческой и римской,
культуры, о культуре эпохи средневековья
и о культуре Возрождения (с этой
последней эпохи некоторые