Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 12:27, контрольная работа
Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э., вплоть до 6 в. н.э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное. Она развивалась, не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировались письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон под диалектикой понимал не только разделение понятий на четко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистической диалектики содержатся в диалогах Платона.
Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме, диалектически трактовавшем основные иерархии бытия.
Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд других аналогичных учений), развил диалектику дальше. В учении о четырех причинах – материальной, формальной, движущей и целевой – он утверждал, что все эти причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перводвигателе, который мыслит сам за себя, т.е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть фрагмент все той же диалектики (субъективная и объективная диалектика). Называя «диалектикой» учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости, Аристотель дает диалектику становления, поскольку сама возможность только и возможна в области становления.
Следовательно, уже в рамках материалистической диалектики Аристотеля возникает вопрос о соотношении субъективной и объективной диалектики.
При
этом объективная диалектика изучает
особенности проявления системы законов
развития в объективной реальности, т.е.
в материальном мире. Она включает в себя
диалектику природных и общественных
процессов. Субъективная диалектика имеет
своим предметом особенности реализации
законов развития в сознании человека.
Однако следует отметить, что субъективная
и объективная диалектика как таковая
появилась намного позже, главным образом,
благодаря немецкому философу Гегелю.
Развитие античной философии и науки расширило
сферу применения диалектики. Как инструмент
решения политико-правовых и этических
вопросов она превратилась в метод поиска
истины, в метод анализа и синтеза понятий.
Таким образом, античная диалектика выступала как учение о правильных вопросах и ответах, о спорах; как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью; как учение о закономерно-возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях. Опыт античных философов-диалектиков (представления Платона об эйдосах (формах) и Аристотеля о внутренней цели развития (энтелехии)) является ценнейшим вкладом в современное понятие диалектики, как науки.
Античность – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. Это время взрыва интеллектуальной энергии.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, способствующая рождению философии в этом периоде.
Восточная философия вобрала в себя не только рациональные формы освоения человеком себя и мира, но и другие формы, которые существовали в культуре. Особенность восточной философии – мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального, нашедший отражение в учениях Будды и Конфуция, Ведах, священной книге персов «Авесте». Также особенностью является целостность видения человека. Соотношение этих начал и элементов со временем меняется, но само единство различных подходов сохраняется.
В
Индии первоначально господствовало учение
брахманизм, сохранившее значительную
часть ведического ритуала, зафиксированного
в четырех самхитах, или Ведах («веда»
– знание), – сборниках гимнов в честь
богов. Весь корпус ведических текстов
считался шрути, то есть священным откровением.
Истинными знатоками и толкователями
ведической мудрости выступали представители
высшей касты – брахманы. Однако ломка
племенных отношений, кризис родовой морали
поколебали незыблемость авторитета жрецов,
безусловность предписываемого ими ритуала.
Первыми «еретиками», осмелившимися поставить
под сомнение всевластие брахманов и обрядовую
рутину, стали аскеты, проповедники. Их
называли шраманами, то есть «совершающими
усилия». То были усилия не только аскетического
порядка, но и интеллектуального, направленные
на осмысление предписаний ведийской
религии. VI-V века до н.э. были отмечены
распространением множества критических
в отношении брахманизма течений. Главными
из них были адживика (натуралистическо-
Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Здесь также ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, создала благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми «оппозиционерами» выступали аскетствовавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Хотя отдельные философские идеи можно обнаружить в еще более древних памятниках культуры, каковыми в Китае были «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»), философские школы окончательно складываются примерно в VI веке до н.э. Причем и в Китае, и в Индии философия, достаточно длительное время развивавшаяся анонимно, отныне становится авторской, будучи связанной с именами Гаутамы Шакьямуни-Будды, основателей джайнизма – Махавиры, адживики – Макхали Госала, первого китайского философа – Конфуция, даосского мудреца – Лао-цзы и т.д.
Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианской ортодоксией. Правда в Индии, размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство, во II в. до н.э. добившееся официального статуса государственной идеологии, сумело сохранить его до Нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» были даосизм, моизм и легизм.
Мифологическая картина мироздания, не различала реальное от иллюзорного, не выделяла человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляла последний, очеловечивая его. Самые древние мифы описывают происхождение космоса не иначе как по аналогии с биологическим рождением. У индийцев то было брачное сочетание неба и земли. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились два духа, упорядочившие мир: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь – землей. Пока человек сталкивался главным образом со злом как с проявлением сил природы, он относил его исключительно за счет сверхъестественных, надприродных сил. Но когда носителем зла все чаще становились сами люди – инородцы и даже соплеменники – это заставило усомниться в традиционных представлениях. Таким образом, философы, отказываясь от мифологического объяснения «порождения», утверждали «причинность» возникновения мира.
Философы древности не просто констатировали существование первоначала, но пытались отыскать ему аргументированное доказательство, выявить его субстрат и даже структуру. Естественно, делали они это по-разному, выводы их отличались не только отсутствием единообразия, но и были зачастую взаимоисключающими.
Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Поэтому для этого периода характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека – миру. Мир и человек рассматривались как творения богов. Однако, уже в первых письменных источниках Древнего Китая, в частности, в «Книге перемен» (IV-III вв. до н.э.), в учении Конфуция осмысливаются специфические характеристики человека. Быть человеком, считал Конфуций, значит любить людей. Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ Поднебесной.
Последователь Конфуция Мэн-цзы полагал, что человек от природы добр, а проявление зла – утрата им врожденных добрых качеств. Подчеркивая важность человекознания, Мэн-цзы утверждал, что лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо. Принципиальное отличие человека от животного Мэн-цзы видел в том, что человек соблюдает определенные нормы взаимоотношений между людьми. Противник конфуцианства Мо-цзы полагал, что человек отличается от животного умением трудиться, а Лао-цзы и все представители школы даосов были убеждены, что главное в жизни человека – это недеяние, непротивление тому, что предначертано путем Дао.
В древнеиндийском же учении существовала «индивидуалистическая» модель совершенного человека, которая отличалась от нормативной «социальной» тем, что не находилась в прямой зависимости от критериев благочестия, принятых в обществе. Совершенство определялось не сравнением с достоинствами других людей, а соотнесенностью с абсолютом, степенью близости к нему. «Тяжелая работа» по совершенствованию – многоступенчатый путь. Он начинается с соблюдения общечеловеческих норм морали, по существу включенных в кодекс поведения, предусмотренный каждым из вероучений. Далее следуют отречения от земных страстей, искушений, аскетический образ жизни.
Отключенность от мирских дел позволяет сосредоточить все физические и психические силы на созерцании, на углубленном как бы вглядывании в себя, позволяющем, в конечном счете, ощутить свое «единение» с Истиной. Восхождение по пути совершенствования в буддизме завершается состоянием нирваны (в древнекитайском учении – это состояние «Дао»).
Таким образом, можно сказать, что взгляды древневосточных философов на сущность человека и его отношение к миру, носят интровертивный характер. По Юнгу интровертивность заключается «во внутреннем содержимом» человека, в способности к осмыслению окружающего мира, любви к нему, «поиску субъективных ценностей» каждого, стремлении («интересе») узнать суть вещей, в «терпимости». Все перечисленные качества свойственны мировоззрению философов Древнего Востока.
Мистическая аскеза свидетельствует об эгоизме, рассчитывающем на индивидуальное освобождение от страданий, но она же демонстрирует высшую степень альтруизма, отказ от земных благ. Миро- и жизнеотрицание нередко оказывается отрицанием лишь мира зла, но не жизни как таковой. Напротив, в постоянном стремлении к самосовершенствованию, в неустанном поиске истины проявляется подлинное утверждение жизни как вечно изменяющегося процесса, потока нескончаемых перемен.
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Это культура общества, в котором ведущая роль принадлежала преимущественно рабскому труду.
Мировоззрение античной Греции в основном сохранило религиозно-мифические представления, в основе которых находились сначала боги, а позже герои-родоначальники, покровители общины.
Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности. Новые идеи – материалистические – возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время малоазийской Ионии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – милетские философы).
Они сводились к тому, что все возникает и возвращается в вечно движущуюся первичную материю (воду, воздух и т.п.), в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого.
Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был Пифагор. Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит из количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.
В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской школы, ярким представителем которой стал Гераклит. Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Стихия, из которой все возникает – огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей, в борьбе рождающихся из огня, переходящих друг в друга, и возвращается в огонь.