Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 12:27, контрольная работа
Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э., вплоть до 6 в. н.э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное. Она развивалась, не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировались письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
ВВЕДЕНИЕ
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Он возник в Древней Греции. Традиционно принято считать, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека.
Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Античная
философия представляет собой последовательно
развивавшуюся философскую мысль и охватывает
период свыше тысячи лет – с конца 7 в.
до н.э., вплоть до 6 в. н.э. Античная философия
есть нечто единое, неповторимо оригинальное.
Она развивалась, не изолированно – она
черпала мудрость Древнего Востока, где
еще до греков происходило становление
цивилизации: формировались письменность, зачатки
науки о природе, развивались собственно
философские воззрения. Имело место влияние
и более отдаленных стран Востока – Древнего
Китая и Индии.
Один из вопросов, раскрывающих характер философского мышления – «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.
Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г.В.Лейбниц (1646-1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф.Шлегелем (1772-1829). «Материализм, – писал он, – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».
Таким образом, идеализм – одно из главных направлений в философии. Оно исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Идеализм представляет собой теоретически развернутую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями.
Основной
познавательный исток
Материализм – это направление в философии, противоположное идеализму; при разрешении вопроса об отношении мышления и бытия, материализм исходит из того, что материя первична по отношению к сознанию, существует вне и независимо от сознания.
При
самом общем взгляде на мир предметы и
явления, которые он в себе заключает,
подразделяются на материальные и идеальные.
Этот наиболее общий подход к определению
их сущности составляет содержание основного
вопроса философии. Основной вопрос философии
раскрывает соотношение между идеальным
и материальным, духом и природой, сознанием
и материей. Обоснование его содержания
дает ответы на два вопроса: «что является
первичным – сознание или материя?» и
«познаваем ли мир?» В зависимости от того,
как философы, представители различных
философских школ и направлений, отвечали
на этот вопрос, они подразделялись на
два больших лагеря: материалистов и
Философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.
Смена форм материализма и идеализма исторически происходила в результате перехода самого общества на качественно новые уровни развития, возрастания роли науки в общественной жизни, расширения сферы общественно-исторической практики. Если материалистическая философия отражала и отражает интересы передовых социальных слоев общества, заинтересованных в его прогрессивном преобразовании, то идеализм являлся и является отражением взглядов консервативных слоев и классов, не заинтересованных в каких-либо преобразованиях. Многие формы идеалистической философии широко используют религию, которая сама является одной из форм идеализма.
Что касается античной философии, то мыслителей-материалистов, по словам российского философа, филолога, профессора философских наук – Лосева Алексея Федоровича – очень мало. Передовыми оказываются только Демокрит, Эпикур и Лукреций.
Античный материализм признает в качестве основы объективный материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. Он постулирует не только материю вообще, но последняя, во-первых, определяется своими собственными законами и, во-вторых, доступна человеческим ощущениям и восприятиям. Так, ранние античные материалисты признают в качестве материальной действительности – живые материальные стихии, которые непосредственно воспринимаются обыкновенными органами чувств, а именно – землю, воду, воздух, огонь и эфир. Эти стихии продолжают нести в себе следы мифологического происхождения – они трактуются как живые, как органические, как способные рождаться, произрастать и умирать; они обладают душой и жизненным становлением.
Например, числа у пифагорейцев тождественны с вещами. Логос Гераклита тождествен с мировым огнем. Мышление Диогена Аполлонийского тождественно с воздухом. Ум Анаксагора, хотя и отделен от материи, но зато сам является тончайшей материей и реально проявляет себя в организации материального космоса. Атомы Левкиппа и Демокрита одновременно являются и материей и неразрушимыми, не поддающимися никакому внешнему воздействию, геометрическими телами. Это отождествление идеального и материального – есть основа античной эстетики, поскольку всякое художественное произведение всегда обязательно материально, но оно при этом насыщено той или иной идейностью и всегда внешним образом выражает ту или иную внутреннюю жизнь.
Идея, в материализме, есть отражение тех отношений, которые существуют в материи, и в этом общем единстве идеи и материи основой является материя. Античный материализм слабо различает те логические категории, которые в самой материи создают систему всех наличных в ней отношений, а в качестве отражения в человеческом мышлении являются четко различимыми категориями, находящимися в своем собственном специфическом взаимоотношении. Античный материализм слишком глубоко основывается на интуитивном восприятии материального мира, плохо различает наличные в нем логические отношения и совершенно не выделяет их в виде отражения, чтобы создать из них логику в качестве относительно самостоятельной дисциплины. Не отрицая происхождения стройного космоса из хаотической материи, античный материализм часто склоняется к более или менее стабильному рассмотрению мира. Идея развития, вообще говоря, весьма редко получала в античной философии и эстетике принципиальное значение и чаще всего сводилась к идее вечного возвращения, при котором развитие мира очень глубоко объединялось с отсутствием всякого развития. Постулировалось как бы некое вечное движение в круге.
Античный
материализм мало различает реальность
материи и ее физические качества, а эти
последние он понимает максимально наглядно
и чувственно, вплоть до тех фигурок и
статуэток, в виде которых Демокрит изображал
свои атомы. Античные философы никогда
не ставили перед собой задачи при помощи
формул и законов переделывать материальную
действительность. Иными словами, античный
материализм созерцателен и художествен.
Он исходит из мира конечного во времени
и пространстве, обозримого чувственным
образом, производящего эстетическое
впечатление правильностью и закругленностью
своих форм, в основе своей неподвижного,
хотя и подвижного внутри себя. При этом
социально-историческую значимость своего
материализма античные философы в сознательной
форме весьма редко понимали материалистически.
Рассмотрев вопрос идеализма и материализма
в античной философии можно сделать следующие
выводы.
Во-первых, вся античная философия в значительной мере пронизана более или менее материалистической тенденцией. Это определяется лежащей здесь в основе рабовладельческой формацией и вытекающим из нее вещественным и телесным опытом жизни. Всем известно, что античность – это язычество, а язычество есть обожествление природы. Констатируя последнее, следует, однако, уметь это языческое обожествление природы объяснить из соответствующей социально-экономической формации.
Во-вторых, античный материализм резко отличается от всех других типов материализма, прежде всего от материализма буржуазного, который возникает не на рабовладельческой основе и поэтому вовсе не на вещественных интуициях.
В-третьих,
каково бы ни было внутреннее содержание
идеализма и материализма, борьба между
ними наполняет всю историю философии.
Исключить изучение этой борьбы в античной
философии – значит убить в последней
все живое и отказаться от понимания того,
в чем заключался ее исторический процесс,
периоды ее прогресса и регресса.
Диалектика (от греч. – искусство спорить, вести рассуждение) – один из основных методов философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса. Предметом диалектики является изменение (все изменения), и взаимодействие (все виды и степени взаимодействия). Так, еще Гераклит утверждал, что «все течет, ничего не стоит на месте».
Диалектика – философская концептуализация развития, понятого, как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции, как в качестве теории, так и в качестве метода.
В более узком смысле диалектика – название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса – формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом – к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.
Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» – метафизика. «Слева» – софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре – это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия.
Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности.
Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история. В античности первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Однако пионером диалектики принято обычно считать Гераклита, уделившего важнейшее внимание происхождению и единству противоположностей. Согласно основным понятиям его натурфилософии, диалектика характеризует не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно разумное мироустройство. После Гераклита наиболее известными диалектиками древности считаются Сократ, Платон, Аристотель и Парменид.
Замечательные образцы античной диалектики встречаются в учении Платона, осмыслявшего диалектику движения и покоя, различия и тождества, а само бытие трактовавшего как активно самопротиворечивую координированную раздельность. Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, – говорит Платон, – а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида».
Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них». Диалектика Платона явилась важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ – тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию.