Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 12:27, контрольная работа
Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э., вплоть до 6 в. н.э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное. Она развивалась, не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировались письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом «логос», в философском смысле обозначающем «закон». Известно приписываемое Гераклиту изречение: «Панта рей» – все течет, все изменяется. Им кратко сформулирована сущность его философии.
Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан и его ученики. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.
Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым религиозно-философским мировоззрением. V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии. В этот период на фоне классовой и политической борьбы возникают политические теории. Философия этого времени с одной стороны – материалистична (Аристотель, Демокрит, Анаксагор, Левкипп), с другой – идеалистична (Платон).
Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты (так назывались странствующие учителя, обучавшие за плату красноречию и другим наукам), наиболее известным среди которых был Протагор.
Софисты не представляли собой какого-либо единого направления в греческой философской мысли. Для их философских построений было характерно отрицание общеобязательного в познании.
Если софисты пришли к заключению, что дать положительный ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их современник – философ-идеалист Сократ считал это возможным, и даже полагал, что критерий истины он нашел. Он учил, что истина познается в споре. Известен «сократический» метод ведения спора, в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает спорящим свою идею.
Целью человека, по Сократу, должна быть добродетель, которую нужно осознать.
Философия в этот период частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами, которые вызвал и сам факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире.
Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет. Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции, в период эллинизма (поздней античной философии) возникали и развивались две новые философские системы – стоиков и эпикурейцев. Основателем стоической философии был Зенон.
Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля, учение киников и вавилонские религиозно-философские представления. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом – теплым дыханием.
Для
философских школ, возникших и развившихся
в период эллинизма, характерно признание
за рабами их человеческого достоинства
и даже возможности наличия у них высших
моральных качеств и мудрости.
Мы рассмотрели философию Древнего Востока
и Древней Греции. Исходя из вышеизложенного,
можно сделать следующие выводы. Их сходство,
во-первых, состоит в том, что философии
сохранили религиозно-мифические представления
об окружающем мире и человеке. Во-вторых,
обе философии становились в рабовладельческом
периоде, который сопровождался экономическим
прогрессом, первым появлением и развитием
государств. В-третьих, и восточная философия,
и древнегреческая имеют схожие представления
о первоначале, коим является Бог.
При этом важно отметить, что и в восточной философии (преимущественно конфуцианство), и в древнегреческой (Сократ, Платон) человек должен стремиться к истинности (мудрости), к добродетели, ибо добро – есть главная цель, поскольку сам Бог – есть добро. Также можно отметить, что тождественна и их мифологическая картина мироздания, которая одушевляла человека, очеловечивая его. Наконец, философии имеют некоторые материалистические представления о мироустройстве, а именно: все возникает и возвращается в вечно движущуюся первичную материю.
Однако, помимо сходств, существуют различия данных философских систем.
Первостепенное различие состоит в объяснении происхождения и развития мира. Так, древневосточная философия является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек – миру и Богу. Что же касается философии Древней Греции, то здесь возникают материалистические и идеалистические идеи миропонимания. В поздней античности возникает метафизика (Аристотель). Во-вторых, в рассматриваемых философиях по-разному трактуется роль человека. В философии Древнего Востока человек, уподобляясь божественному, приходит в мир для совершения красоты, для добродетели, для внутреннего познания (индивидуалистическая модель) и совершенствования.
Древнегреческая же философия рассматривает человека, напротив, как мыслителя, искателя мировой истины, как философа, ищущего ответ на вечные и вновь возникающие вопросы. Человек рассматривается здесь с научной точки зрения, а его роль в обществе представляет некую социальную субординацию, описанную Платоном в трактате «Государство», а затем Аристотелем. В-третьих, обе системы имеют различные диалектические идеи, а также взгляды на бытие, небытие, проблемы материи и ее форм.
Точнее сказать,
восточная античная философия занимается
данным вопросом с позиции религии. Философы
же Древней Греции, разделившись на материалистов
и идеалистов, рассматривают бытие с научной
точки зрения, поскольку в это время появляется
метафизика, диалектика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. В ней содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века – не «музей античности», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.
Античная философия явилась настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. Каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы.
Многие
проблемы, над которыми размышляли античные
философы, не утратили своей актуальности
и поныне. Изучение античной философии
не только обогащает нас ценной информацией
о результатах размышлений выдающихся
мыслителей, но и способствует развитию
более утонченного философского мышления
у тех, кто с любовью и рвением углубляется
в их творения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ