Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 01:47, контрольная работа
Цель апологетики — защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апологетика включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата веры над разумом. В состав апологетики входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий.
1. Задание № 1. ………………………………………………………………………. 2
2. Задание № 2. Сочинение. Средневековая философия – «служанка
богословия»………………………………………………………………………….9
2.1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии…………………………………………………………………9
2.2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика……………………………………………………………...…11
2.3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья. Ее теоцентризм…………………………………………13
2.4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире)……………………………….15
2.5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире…………………………………………………………15
2.6. Взгляды А. Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории…………………17
3. Задание № 3. ...…………………………………………………………………..…18
4. Задание № 4.………………………………………………………………………..21
5. Задание № 5………………………………...………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….24
Министерство образования Российской Федерации
Тихоокеанский государственный университет
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ
Вариант № 10
Тема: Средневековая европейская философия
Выполнила: студентка 1 курса з/о
Специальность Экономика и управление
на предприятии (операции с недвижимостью) ЗФ(УО)
№ зачетной книжки 10041034240
Ф.И.О. МЕЩЕРЯКОВА
Ольга Александровна
Хабаровск 2010
Оглавление.
богословия»…………………………………………………
Литература……………………………………………………
Задание № 1. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
АПОЛОГЕТИКА (греч. apologetikos — защищающий) — отрасль теологии. Цель апологетики — защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апологетика включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата веры над разумом. В состав апологетики входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий. Внутренняя противоречивость апологетики состоит в том, что, обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума основных религиозных догматов, т. е., будучи по форме рационалистичной, апологетика иррационалистична по своему содержанию. Для апологетики характерны изощренная софистика, крайняя предвзятость и догматизм. Современная религиозная апологетика тесно связана с буржуазной апологетикой и религиозной философией. В переносном смысле апологетика — предвзятая защита, тенденциозное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь.
БОГ — в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им; в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой) и т. д. На ранних этапах развития религии понятия “Бог” еще не существовало (Анимизм, Тотемизм, Фетишизм). В условиях разложения первобытнообщинного строя, развития племенных объединений, появления классов и государства возникают образы племенных и государственных Богов. Представление о едином всемогущем Боге, царе небесном, сложилось как “отражение единого восточного деспота” (Энгельс). Теология использует идеализм, философски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безличного разумного начала. Причины возникновения идеи Бога, ее содержание и социальные функции раскрывают материалистическая философия и наука. Современная теология модернизирует традиционное представление об абсолютно авторитарном, трансцендентном и статичном Боге путем приближения идеи Бога к миру, обоснования таких форм божественной деятельности, которые бы свидетельствовали о его реальности и внутренней связи с природой и обществом.
ВЕРА — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. В истории философии и психологии различают три вида теорий Веры: эмоциональные, рассматривающие Веру преимущественно как чувство (Юм. Джеме и др.); интеллектуальные, в которых Веру трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.); волевые, признающие Веру атрибутом воли (Декарт. Фихте и др.). Вера является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей. Объекты Веры — факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект Веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально. В качестве субъекта Веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы. Вера — важный элемент ценностного сознания наряду с такими категориями, как надежда и любовь. Особым случаем проявления феномена Веры является религиозная Вера, порождаемая специфическими условиями существования общества, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчужденного бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признает религиозную Веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой богом. В этом смысле Вера противопоставляется разуму, знанию. Диалектический материализм, выясняющий социальные и гносеологические корни религии, указывает реальные пути и средства преодоления религиозных представлений.
КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creatio— создание) — идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте. Точка зрения Линнея, Кювье, Ж- Агассиса (1807— 73) о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений есть разновидность Креационизма в биологии. Данные современной науки показывают полную несостоятельность Креоционизма.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители — Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отвергая учение реализма, отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. В новое время к позициям Концептуализма был близок Локк.
НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Номинализм, по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не учитывали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11—14 вв. были Росцелин, Оккам. Идеи Номинализма развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в совеменный период — в семантической философии.
ПАТРИСТИКА — совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2—8 вв. (отцов церкви), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Первый период Патристики— апологетика (2—3 вв.): оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита христианства от его многочисленных врагов; главная проблема — отношение к языческой философии и культуре. Татиан, Теофил, Тертуллиан, Арнобей считали их “творением дьявола”, а Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций стремились показать совместимость христианства и языческой мудрости. В философском плане ранняя Патристика характеризуется большим влиянием на нее стоицизма, значительно меньшим — разных форм платонизма. К концу 2 — началу 3 в. относится спор апологетов (Ириней, Ипполит и др.) с гностиками, наиболее значительные мыслители этого периода: Тертуллиан, Климент и Ориген. Последний — создатель первой философско-теологической системы христианства (впоследствии данная система была отвергнута церковью). Второй период— классическая Патристика (4—5 вв.) — формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли. Классическая Патристика усваивает большое число неоплатонических идей. Наиболее острые проблемы: тринитарная (единство и троичность бога); христологическая (сочетание в Христе двух природ — божественной и человеческой); антропологическая (вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления). В классической Патристике различают два потока: греческий (Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и латинский (Амвросий Медиаланский, Иероним Стриданский, Августин). Влияние этих мыслителей на протяжении всего средневековья было огромным. Церковь восприняла именно их трактовку Никейского символа — конфессиональной основы христианской веры. В философском отношении наиболее богатыми являются системы Григория Нисского на Востоке и Августина — на Западе. Во второй половине 5 в. появилось сочетание Псевдо-Дионисия Ареопагита (Ареопагитики), также оказавшее большое влияние на средневековую философию. Заключительный период Патристики (6—8 вв.) — стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией. Греч. мыслители этого периода — Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин.
РАЗУМ и РАССУДОК — понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические “мерила” для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда — отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рассудком, человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной — сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Главное отличие Разума в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлен к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Разум создает атмосферу их содружества. Проблема Разума и Рассудка пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения немецкой классической философии. У Канта Разум ограничен лишь “регулятивными” функциями, Фихте делал упор на Разум как на творческую “полагающую способность”; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рассудка, но лишь ради обожествления Разума. Нигилистическая критика Рассудка — излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному (“Капитал”). В марксизме проблема Разума и Рассудка решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности.
РЕАЛИЗМ (лат. realis—действительный, вещественный) — художественный метод, наиболее полно воплощающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для Реализма характерно правдивое отображение человеческой личности в ее многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Реализм предполагает “помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 37. С. 35). Элементы и тенденции Реализма проявлялись уже на ранних этапах истории искусства. Но как особый художественный метод Реализм складывается в эпоху Возрождения (М. Сервантес, У. Шекспир, Ф. Рабле и др.), продолжает свое дальнейшее развитие в эпоху Просвещения (Д. Свифт, Лессинг, Вольтер, П. Бомарше и др.), а наиболее законченное выражение приобретает в середине 19 в. в искусстве критического Реализма. Основной пафос произв. критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Толстой, Шевченко, И. Е. Репин и др.), направленный на разоблачение пороков феодального и буржуазного общества, сыграл большую роль в развитии идей социального и духовного раскрепощения человека, в утверждении демократических общественных идеалов в сознании людей. Линия критического Реализма продолжается и в современную эпоху в творчестве многих представителей искусства, противостоящего формалистическому и натуралистическому искусству.
СХОЛАСТИКА (греч. scholasticos — школьный) — средневековая “школьная философия”, представители которой— схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого Схоластика приспосабливала к своим целям). Большое место в средневековой Схоластике занимал спор об универсалиях. Исторически Схоластика разделяется на несколько периодов: для ранней Схоластики (11—12 вв.) характерно влияние неоплатонизма (Эриугена, Ансельм Кентерберийский). В пору “классической” (зрелой) Схоластики (12— 13 вв.) господствовал “христианский аристотелизм” (Альберт Великий, Фома Аквинский). Представители поздней Схоластики (13—14 вв.) выступали против томизма (Цунс Скот), противопоставляя ему теорию двойственной истины. Под ударами философии Возрождения Схоластика утратила доминирующие позиции в идеологии. Происходившие позднее (15— 16 вв.) споры между католическими (так называемые неосхоластики, использовал иезуит Ф. Суарес) и протестантскими (Ф. Меланхтон) богословами в конечном счете отражали борьбу католической церкви против Реформации. С этой идейной борьбой некоторые западные авторы связывают расцвет схоластической философии. В последующие веках Схоластика теряет свое былое влияние, испытывая разрушительное воздействие со стороны передовых учений философии нового времени (Декарт, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.). С 19 в. начинается оживление схоластики, которая в настоящее время объединяет различные школы католической философии.
ТЕИЗМ (греч. theos — бог) — религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Теизм рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в Теизме ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма, Теизм утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним.
ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) — “богооправдание”; название многих религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости. В 11—18 вв. различные “Теодицеи” стали целой отраслью философской литературы. Наибольшую известность приобрела “Теодицея” Лейбница (1710), идеи которой язвительно осмеял Вольтер в сатирическом философском романе “Кандид” (1759). По своему социальному значению “Теодицеи” в конечном счете — религиозно-философское объяснение и оправдание причин существующего социального неравенства, чему и поныне посвящаются многочисленные теологические сочинений.