Средневековая европейская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 01:47, контрольная работа

Описание работы

Цель апологетики — защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апологетика включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата веры над разумом. В состав апологетики входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий.

Содержание работы

1. Задание № 1. ………………………………………………………………………. 2
2. Задание № 2. Сочинение. Средневековая философия – «служанка
богословия»………………………………………………………………………….9
2.1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии…………………………………………………………………9
2.2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика……………………………………………………………...…11
2.3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья. Ее теоцентризм…………………………………………13
2.4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире)……………………………….15
2.5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире…………………………………………………………15
2.6. Взгляды А. Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории…………………17
3. Задание № 3. ...…………………………………………………………………..…18
4. Задание № 4.………………………………………………………………………..21
5. Задание № 5………………………………...………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 64.81 Кб (Скачать файл)

 

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos — бог и logos — учение, слово), или богословие — систематизация вероучения данной религии. Христианская Теология, базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях “отцов церкви” (на “священном писании” и “священном предании”), делится на основное богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. С Теологией смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Теологии с наукой. Теология неоднократно подвергалась критике со стороны нерелигиозных мыслителей всех времен.

 

 

ТЕОЦЕНТРИЗМ   – историческая форма выражения субъекта,  его  особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще  связан  теснейшими  узами со всеми  природными  реалиями  и  родовыми  отношениями,  но  уже  начинает осознавать   свою   специфичность,   единственным    приемлемым    принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип  Бога.  Роль  субъекта  уже выделена, но не настолько, чтобы ее  в  полной  мере  относить  к  отдельным людям. Принцип абсолютной личности - это результат более  глубокого,  чем  в античности, понимания субъективного.

 

 

ХРИСТИАНСТВО — одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в восточных провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или “божественного спасителя”. Христианство было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение Христианство сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовав некоторые элементы греко-римской и восточных религий, а также под влиянием античных философов Филона Александрийского и Сенеки. Центральное место в Христианстве занимает вера в искупительную жертву “сына божьего” Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы Христианства верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, Христианство добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей истории Христианство развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений и направлений. В 1054 в нем выделились два крупных направления: западное (католицизм) и восточное (православие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла третья разновидность Христианства — протестантизм. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие незыблемыми основные принципы Христианства. В настоящее время Христианство — наиболее распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация которых обусловлены конкретными социальными условиями их существования. Общий кризис религии, переживаемый и Христианством, заставляет руководителей церквей и сект искать новые пути к сохранению влияния на верующих. Они модернизируют традиционные положения вероучения, стремятся к согласованию своих принципов с “духом времени”. Пересмотру подвергаются социальные доктрины церквей, отношение к насущным жизненным проблемам. Порой Христианство представляют “третьим путем”, на котором якобы только и можно решить самые сложные проблемы человеческого бытия. Ряд христианских организаций, многие верующие выступают с осуждением капитализма, в защиту национальных и демократических свобод.

 

УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis .— общий) — обозначение общих идей в средневековой философии. В споре об Универсалиях шла речь о том, являются ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей. Согласно первой точке зрения Универсалии существуют “до вещей” идеально (точка зрения крайнего реализма, Эриугена) или существуют “в вещах” (точка  зрения  умеренного реализма, Фома Аквинский). Противоположный взгляд: Универсалии существуют лишь в уме, “после вещи”, в виде умственных построении (Концептуализм) или даже являются просто словами (крайний номинализм, Росцелин, Оккам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2.

Сочинение.

 

Средневековая философия – «служанка богословия».

 

  1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой  теологической философии.
  2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
  3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья. Ее теоцентризм.
  4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире).
  5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.
  6. Взгляды А. Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории.

 

 

  1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой  теологической философии.

 

Истоки средневековой  философии усматриваются в раннехристианском  периоде. Отличительным  ее признаком  является тесная связь с теологическим  учением христианства, которое с  возникновением феодализма становится господствующим мировоззрением в Западной Европе. Через отношение "бог —  человек" рассматриваются различные  вопросы: устройство мироздания, место  в нем человека, система морально-ценностных представлений. Поэтому средневековая  философия носит теоцентрический  характер (гр. theos — бог), а основной ее функцией становится обоснование  религиозных постулатов. По мнению просвещенных кругов того времени, философия  приобретает статус "служанки богословия". Но и в этих условиях осуществляется такая собственно философская функция  как сомнение, т.е. установка на рационалистический анализ различных толкований вероисповедных положений с целью нахождения истины.

В основе христианского  мировоззрения лежат два постулата: творение и откровение. Творение означает сотворенность мира и человека Богом  из ничего. Это понятие с философской  точки зрения носит онтологический характер, отвечает на вопрос о сущности мира и причине его возникновения  и развития. Природа и человек  существуют в силу того, что они  созданы, сотворены Богом; в этом и состоит их истинная суть. В  христианстве идея единого бога (и  в этом его важнейшее отличие  от ислама и иудаизма) рассматривается  через его внутреннюю жизнь как  соотношение его трех "ипостасей": Отца (безначального начала), Сына или  Логоса (смыслообразующий принцип), святого  Духа ("животворящий" принцип). Учение о Троице признается большинством христианских церквей. Откровение заключает сведения о боге, изложенные в священном  Писании по воле бога. Познать бога — значит познать его откровения через священный текст. С позиций  философского знания откровение соответствует  познавательной функции. Но знание в  религиозном смысле коренным образом  отличается от научного. Познание бога и его заповедей через откровение есть необходимое условие спасения человечества в целом и каждого человека. Познать бога — значит уверовать в него: не логические доказательства, а вера играет здесь основную, определяющую роль. Именно вера как особое социально-психологическое состояние, основанное на глубоком осознании необходимости спасения души и тела, определенным образом организует рационально-сознательную деятельность. Поэтому средневековая философия носила теоцентрический характер, который определял такие ее черты, как провиденциализм, креационизм, традиционализм.

В Средние  века произошел отказ от рациональных методов античной философии в  объяснении мира. Была создана совершенная  модель мира, полностью соответствующая  духу и букве христианского вероучения. Религиозное мировоззрение характеризуется  следующими основными чертами:

— символизм  означает, что каждое значимое явление  в природе и истории рассматривалось  как проявление божественной воли. Через символ осуществлялось соединение, связь между дольним (земным) и  горним (небесным) мирами. Особенно это  проявляется в культе, образующего  мир религиозной действительности. Через символические значения предметов  культа осуществлялась повседневная связь  общины со священной историей. Общественной и личной жизни человека придавалась  смысловая направленность и значимость;

— ценностный характер отношения к действительности, т.е. вся действительность рассматривается  как пространственно-временная протяженность  борьбы между добром и злом, богом  и антихристом, как драматическая  коллизия с миром, находящегося под  неправой властью "князя мира сего" (сатаны). Морально-ценностная ориентация пространства и времени хорошо просматривается  в таких понятиях средневековья, как сакральное (священное) пространство храма, пространственно-нравственная ориентация креста — графического символа веры, Восток как средоточие добра и благодати, запад —  направление зла и т.д. Время  также связано со священной историей: единократное боговоплощение обосновывает время священной истории, которое  становится основой исторической периодизации "до рождества Христова" и "после  рождества Христова";

— откровение признается за слово Господне, что  ведет к абсолютизации слова  — Логоса. Понятие Логоса было известно еще в античности и впервые  введено в философский оборот Гераклитом. В сфере иудейских  и христианских учений понятие Логоса было переосмыслено как слово  личного и живого бога, окликающего  этим словом вещи и вызывающего их к жизни. Логос становится образом  бога, совмещающим в себе полноту  как божественной, так и человеческой природы, и тем самым осуществляющим связь между потусторонним —  богом и посюсторонним миром. Логос субстанционально тождественен Богу-Отцу и представляет его слово, что ведет к абсолютизации  духовного начала над физическим миром. Чудо воспринимается как нормальное естественное явление. "Ибо у Бога не остается бессильным ни одного слова. В начале было Слово".

Средневековое мировоззрение развивалось в  противоречивом взаимодействии христианских идей и античных философских теорий. Основные догматы символ веры христианского  вероучения были официально утверждены на Никейском соборе в 325 году.

 

Также вкратце  можно выделить следующие основные черты средневековой теологической  философии:

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом  философских исследований являлся  Бог);

• изучению самого по себе космоса, природы, явлений  окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались  творением Бога;

• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в  доказательствах) о творении (всего  Богом) и откровении (Бога о Самом  Себе — в Библии);

• сглаживается противоречие между материализмом  и идеализмом;

• человек  выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

• провозглашался принцип свободы воли человека в  рамках божественного предопределения;

• выдвигалась  идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем  при богоугодном поведении;

• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом  Христом на Себя грехов всего человечества;

• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью  от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

 

 

  1. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

 

В развитии средневековой философии  выделяются два основных периода: патристика и схоластика.

 Патристика (лат. pater — отец) — совокупность  теологических, философских, политико-социологических  доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (т.н. отцов церкви).

В патристике выделяют три основных этапа: апологетику (2—3 вв.), классическую патристику  (4—5 вв.), стабилизация догматики (6—8 вв.).

Апологетика характеризовалась оформлением  и прояснением христианского  мировоззрения, теоретически защищала христианство от его многочисленных врагов. Главная  проблема — отношение  к языческой философии и культуре. Татиан, Теофил, Тертуллиан, Арнобей  считали их “творением дьявола”, а  Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций стремились показать совместимость  христианства и языческой мудрости. В философском плане апологетика  характеризуется большим влиянием на нее стоицизма, значительно меньшим  — разных форм платонизма.  К концу 2 — началу 3 в. относится спор апологетов (Ириней, Ипполит и др.) с гностиками, наиболее значительные мыслители этого  периода: Тертуллиан, Климент и Ориген. Последний — создатель первой философско-теологической системы христианства (впоследствии данная система была отвергнута церковью).

Второй период—  классическая Патристика  (4—5 вв.) проявился  в формировании мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли. Классическая патристика   усваивает большое число неоплатонических идей. Наиболее острые проблемы: тринитарная (единство и троичность бога); христологическая (сочетание в Христе двух природ — божественной и человеческой); антропологическая (вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления). В классической патристике  различают два потока: греческий (Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и латинский (Амвросий Медиаланский, Иероним Стриданский, Августин). Влияние этих мыслителей на протяжении всего средневековья было огромным. Церковь восприняла именно их трактовку Никейского символа — конфессиональной основы христианской веры. В философском отношении наиболее богатыми являются системы Григория Нисского на Востоке и А. Августина — на Западе. Во второй половине 5 в. появилось сочетание Псевдо-Дионисия Ареопагита (Ареопагитики),  также оказавшее большое влияние на средневековую философию.

Заключительный  период Патристики (6—8 вв.) — стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией. Основными представителями этого периода стали греческие мыслители— Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин.

 Схоластика (лат. scholastica — школьный, ученый) —  господствующий тип средневековой теологической философии (IX-XII вв.), отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Схоласты  усматривали главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого Схоластика приспосабливала к своим целям).

Исторически Схоластика разделяется на несколько  периодов: для ранней Схоластики (11—12 вв.) характерно влияние неоплатонизма (Эриугена, Ансельм Кентерберийский). В пору “классической” (зрелой) Схоластики (12— 13 вв.) господствовал “христианский  аристотелизм” (Альберт Великий, Фома Аквинский). Представители поздней  Схоластики (13—14 вв.) выступали против томизма (Цунс Скот), противопоставляя ему теорию двойственной истины. Под  ударами философии Возрождения  Схоластика утратила доминирующие позиции  в идеологии. Происходившие позднее (15— 16 вв.) споры между католическими (так называемые  неосхоластики, использовал иезуит Ф. Суарес) и протестантскими (Ф. Меланхтон) богословами в конечном счете отражали борьбу католической церкви против Реформации. С этой идейной  борьбой некоторые западные авторы связывают расцвет схоластической философии. В последующие веках  Схоластика теряет свое былое влияние, испытывая разрушительное воздействие  со стороны передовых учений философии  нового времени (Декарт, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др).

Информация о работе Средневековая европейская философия