Средневековая европейская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 01:47, контрольная работа

Описание работы

Цель апологетики — защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апологетика включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата веры над разумом. В состав апологетики входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий.

Содержание работы

1. Задание № 1. ………………………………………………………………………. 2
2. Задание № 2. Сочинение. Средневековая философия – «служанка
богословия»………………………………………………………………………….9
2.1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии…………………………………………………………………9
2.2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика……………………………………………………………...…11
2.3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья. Ее теоцентризм…………………………………………13
2.4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире)……………………………….15
2.5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире…………………………………………………………15
2.6. Взгляды А. Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории…………………17
3. Задание № 3. ...…………………………………………………………………..…18
4. Задание № 4.………………………………………………………………………..21
5. Задание № 5………………………………...………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 64.81 Кб (Скачать файл)

Схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

Схоласты подразделяли знание на два  вида:

• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что  имел в виду Бог, закладывая ту или  иную мысль в Библии);

• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

В этой связи  схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых  пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий  становилась не суть идей Бога, а  правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

В средневековой  теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных  направления - номинализм и реализм.

Реализм - направление  теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением  которых являются реальные вещи).

Видными представителями  реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление  теологической философии, сторонники которого считали реально существующими  лишь сами конкретные вещи, в то время  как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам универсалии  существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным  опытом.

К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

 

 

  1. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья. Ее теоцентризм.

 

Основополагающими догматами средневековой философии  и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату  творения:

• Бог сотворил окружающий мир из ничего;

• творение мира есть результат акта Божественной воли;

• мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

• природа  не может творить сама себя;

• единственным творческим началом во Вселенной  является Бог;

• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

• подлинным  бытием является только Бог;

• сотворенный  Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

• поскольку  мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

• нет четкой границы между Богом и Его  творением.

Согласно  догмату откровения:

• мир можно  познать, только познав Бога;

• Бог недоступен для познания;

• несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам  разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;

• единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;

• Бога можно  познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.

Христианская  теология своим учением  о  трансцендентном  Боге  создает своеобразную религиозную картину мира, в  которой  находит  свое  воплощение теоцентризм.

В соответствии с  принципом  теоцентризма  источником  всякого  бытия, блага и красоты является Бог. Высшую  цель  жизни  видят  в  служении  Богу. Античному признанию существования многих богов,  т.е.  политеизму,  приходит конец.  Иудаизм,  христианство,  мусульманство  настаивают  на   единобожии. Такого рода учения являются монотеистическими.

Теоцентризм – это историческая форма выражения  субъекта,  его  особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще  связан  теснейшими  узами со всеми  природными  реалиями  и  родовыми  отношениями,  но  уже  начинает осознавать   свою   специфичность,   единственным    приемлемым    принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип  Бога.  Роль  субъекта  уже выделена, но не настолько, чтобы ее  в  полной  мере  относить  к  отдельным людям. Принцип абсолютной личности - это результат более  глубокого,  чем  в античности, понимания субъективного.

Показательно, что античные мыслители,  современники  христианства,  не воспринимали последнее. Им казалось чудовищным считать  иудея  Христа  сыном Божьим. Они находили в том же христианстве (напомним, что Ветхий  Завет  был написан еще  до  нашей  эры,  а  Новый  Завет  -  в  1-11  вв.  н.э.)  много противоречий.  Но   даже   действительное   наличие   последних   не   могло приостановить главного - усиления принципа субъекта, что  как  раз  и  нашло  свое воплощение в геоцентризме.  Кстати,  выяснилось,  что  именно  античные мыслители   подготовили  основу  для  геоцентрических  представлений.  Это,  в частности, выработка достаточно строгого стиля  мышления,  умения  развивать единый логический принцип, без которого монотеизм, как  очевидно,  не  может обойтись,  а  также  понимание  единого  как  блага.  Когда  теологи   стали придавать  христианству  строгую  логическую  форму,   то   они   обратились непосредственно к арсеналу идей античной философии.

Разумеется, принцип субъекта не мог проводиться  в средневековье  иначе как в соответствии с содержанием жизненных реалий: даже в  ученых  трактатах Бог появляется как господин, феодальный сеньор, царь. Августин  считал,  что "творец зовется творцом по  отношению к своим тварям  подобно тому,  как господин зовется  господином  по  отношению  к  своим  слугам".  Многократно воспроизводилась мысль, что  ангелы,  монахи,  миряне  -  вассалы  Бога.  На золотом  французском  экю  (XIII  в.)  изображение   Христа   сопровождалось надписью: "Христос - победитель,  Христос  -  царь,  Христос  -  император". Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем  его  могущественный  отец.  Христос выступает как Богочеловек,  как  человек,  учитель,  наставник,  удивительно тонко понимающий смиренную душу  необразованного  крестьянина.  Человеческая природа Христа - это подлинная основа средневекового гуманизма.

      Принцип  теоцентризма  с  его  всеохватностью  вынуждал  средневековых философов рассматривать и  уточнять  такие  понятия,  как  бытие,  сущность, существование, свойство, качество.

 

 

  1. Проблема теодицеи (добра и зла в мире).

 

Особое место  в средневековой теологической  философии занимает проблема теодицеи – добра и зла.

Данная проблема решается исходя из идеи творения, о которой уже было сказано выше:

• окружающий мир всецело сотворен Богом;

• Бог является носителем и сосредоточением  добра и справедливости;

• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

• зло в  мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;

• поскольку  зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под  добро и добивается своих темных целей;

• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир —  творение Бога и Бог добрый, то добро  в итоге одержит победу над  злом.

В отношении  проблемы добра и зла (как в  отношении многих иных вопросов) теологическая  философия средневековья имеет  оптимистический характер.

 

 

  1. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.

 

Виднейшим из западных отцов церкви был Августин Блаженный (354-430 гг.), идеи которого во многом определили дальнейшее развитие европейской  философии. Родился в г. Тагасте в северной Африке — римской провинции, в семье небогатого римского чиновника. Отец его был язычником, мать — христианкой. Получил блестящее образование, глубокий знаток эллинистически-римской культуры. В духовной эволюции Августина отражаются противоречивые отношения между умирающей культурой античности и нарождающейся культурой христианства. В творческом развитии испытал большое влияние идей стоицизма, манихейства, скептицизма, особенно Платона и неоплатонизма. Литературное наследие Августина Блаженного составляет более 40 томов. Наиболее известными работами являются: "Против академиков" (т.е. скептиков), "О жизни блаженной", "О порядке", "Монологи", "Об учителе", "О бессмертии души", "Об истинной религии", "Исповедь", "О граде (или государстве) божьем". Опираясь на неоплатонизм, Августин создал целостную религиозно-философскую систему, служившую источником мудрости вплоть до XIII века. Главное внимание философское учение сосредотачивает на проблемах Бога и мира, бытия и времени, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, исторического прогресса.

Основной  проблемой учения Августина, как  и многих его патристических предшественников, выступает отношение Бога и мира. Это отношение характеризуется  креоценизмом, т.е. признанием сотворения мира богом из "ничего" в ограниченный отрезок времени. Августин категорически  отрицает наличие какого-либо "материала", "кирпичиков" для сотворения мира. Это, по его мнению, ограничивает всемогущество  Бога.

Проблема  времени рассматривается Августином также через творение. Сам Бог  пребывает вне времени, в вечности, т.е. в постоянно настоящем. Деление  времени на прошлое, настоящее, будущее  есть прерогатива человека. Время  поэтому есть человеческое понятие. Прошедшее связано с памятью, настоящее с созерцанием, будущее  с чаяниями и надеждами. Учение Августина о субъективном времени оказало заметное влияние на развитие европейской философии, в частности, на учения Декарта, Канта, Мальбранша и других.

Соотношение добра и зла рассматривается  Августином как градация добра —  от абсолютного до ничтожно малого в материальном мире. Зло не существует само по себе, а является лишь отсутствием  добра, как тишина — отсутствие шума, темнота — света, болезнь —  здоровья. Абсолютность божественного  добра и относительность зла  снимает с бога ответственность  за зло, существующее в мире. Теодицею Августина нередко называют христианским оптимизмом.

Душа (разумная душа) в соответствии с учением Августина создана богом и является бесконечной. Главными ее свойствами являются мысль, память и воля. Душа хранит в себе все события истории и личной жизни, "управляет телом". Главная деятельность души определяется не разумом, а волей: неустанный поиск божественной истины возможен только при наличии твердой воли, основанной на вере. Отсюда известная формула — "Верь, чтобы понимать". Таким образом вера превосходит по своей значимости знание. Душу Августин понимает чисто пиритуалистически, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от Бога, что душа близка Богу и бессмертна. Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же - наоборот. Более того, душа, а не тело познает Бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.

 

  1. Взгляды А. Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории.

 

В своей моральной  доктрине А. Августин исходил из признания зла, которым переполнен человеческий мир. Но в этом повинен сам человек, который не смог распорядиться "свободной волей", дарованной ему богом, должным образом. Божественным заповедям он иногда предпочитает земные, телесные блага и страсти, впадает в грех. Телесные страсти в этом случае господствуют над человеком, а не душа, что создает пропасть между ним и богом. Поэтому высшим средством и целью спасения является "жизнь по богу", которая лишь одна достойна человека.

Моральная доктрина Августина определяет его социально-исторические взгляды. Имущественное неравенство  людей — необходимое общественное явление — следствие первородного греха. Бедность одних и богатство  других не зависит от личных заслуг и способностей, а отражает совершенно необъяснимое человеческим разумом, как  и все остальное в земной жизни, проявление божественной воли. Неравенство  неустранимо в земной жизни. Но в  силу того, что весь род человеческий произошел от одного прародителя, все  люди равны и это является доказательством  будущего уничтожения рабства и  неравенства.

 Историческое  развитие по Августину есть  движение от "града человеческого"  к "граду Божьему". Этими  понятиями символически названы  два сообщества людей, живущих  по различным моральным принципам.  Первое характеризуется любовью  к себе и презрением к Богу, стремлением и желанием жить "во  плоти". Второе, следуя заповедям  Бога, живет "по духу", являет  путь спасения и вечного царствования  с Богом. В целом исторический  процесс выражает волю Бога  как божественного заранее предусмотренного  плана (провиденциализм). Человеческая  история завершается вторым пришествием  Христа и Страшным судом, в  день которого праведники окончательно  отделяются от грешников и  соединяются с Богом, а "нечестивые  отщепенцы" ввергаются в вечный  огонь. Исторические взгляды Августина  носят эсхатологический характер (гр. eshatos — последний, учение о  конце света).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3. Выделите в таблице  основные решения проблемы человека в эллинистической и средневековой  философии.

 

Философия

Ее представители

Сущностные характеристики

Идеал личности

Эллинистическая философия

Эпикуреизм

Эпикур (342-271 гг. до н.э.)

Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.)

Разделяли философию на три части: канонику, физику, этику. Под каноникой  понимались учение о принципах познания, «наука о критерии и начале в самих  их основах», под физикой — «наука о возникновении и разрушении и о природе»; под этикой —  «наука о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и предельной цели». Это оригинальное филос. учение характеризуется  механическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, решительным отрицанием телеологии и бессмертия души, однако его доминантой является этика. 

прежде всего идеал безмятежного покоя, обретаемый индивидом в процессе уклонения от мира; для обозначения  этого состояния Эпикур использует понятие атараксии

Стоизм

Зенон Китионский (336-264 гг. до н.э.)

Панеций (180-110 гг. до н.э.)

Посидоний (135-51 гг до н.э.)

Сенека (4-65 гг.)

Эпиктет (50-138 гг.)

Марк Аврелий (121-180 гг.)

Учение С. делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь  трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения  и морального целеполагания.

Невозмутимый, «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей, пребывающий в апатии (апафеи), выказывающий бесстрастие, независимость от любых жизненный 
обстоятельств, макси-мальное послушание Судьбе, тщательное исполнение своей роли в заданном ею сценарии  происходя-щих событий

Скептицизм

Пиррон (360—270 до н. э.)

Секст Эмпирик (200-250 гг.)

Разрабатывали идеи о текучести всего  сущего («все течет, все меняется»), а также о принципе относительности всех явлений.

Различают скептицизм в познании и скептицизм религиозный. Из первого  второй с необходимостью не следует.

Идеал для мудреца –умение воздерживаться  от категорических суждений, что  приводит к мудрости и невозмутимости

Христианская философия

Августинианство

Аврелий Августин

(354—430 гг.)

Проспер Аквитанский (ок. 390—460 гг.) 

Петр Ломбардский (ок. 1095— 1160гг.)

Ориентация более на Платона и неоплатонизм;

аналогия между тремя  способностями души (памятью, разумом  и волей) и тремя лицами Троицы, а также предпочтение, отдаваемое так называемым онтологическим доказательствам  бытия Бога;

в гносеологии — тезис  о вере как предпосылке всякого  знания;

 в филосовской антропологии  — крайне идеалистическая позиция,  видящая в человеке душу, которая  лишь «пользуется» телом как  своим орудием.

Личность, ориенти-рованная на соеди-нение  богопознания с самопознанием, на 
духовное восхож-дение к Богу под руководством Внутреннего Учителя, на мистику света свыше, на соединение мудрости с верой и любовью

Томизм

Фома Аквинский (1226–1274 гг.)

Франциско Суарес (1548—1617 гг.)

Ориентация более на Аристотеля; в  гносеологии четкое разделение между  откровением и «естественным  светом» рассудка (сочетающееся с  убеждением, что конечный смысл данного  в откровении и открытого рассудком  должен находиться в согласии); в  теологии — предпочтение космологических  доказательств бытия Бога как  более доходчивых сравнительно с  онтологическим доказательством; в антропологии — учение о человеке как единстве души и тела, которому душа дает «субстанциальную форму»; в этике — аристотелевская концепция добродетели как середины между двумя пороками.

Личность, сочетающая в себе два порядка  бытия: естественное и сверхъестественное, и развившая в себе высшие способности: разум и веру.

Информация о работе Средневековая европейская философия