Становление русской национальной философской культуры. Полемика западников и славянофилов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:40, реферат

Описание работы

Целью настоящего реферата является раскрытие истории становления русской национальной философской культуры, исследование полемики славянофилов и западников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
­ выявить предпосылки, повлиявшие на зарождение философии в России
­ определить основные этапы возникновения и становления национальной философской культуры
­ проанализировать полярные теории
­ обобщить материал по данной теме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Становление русской национальной философской культуры ……….............6
2. Философия славянофилов……………………………………………………...13
3. Философия западников………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….....24
Литература…………………………………………...……………………………...26

Файлы: 1 файл

referat_po_filosofii.docx

— 84.46 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации 
ГОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 
Нижегородский институт управления

 
Факультет очного обучения 
 
Кафедра философии и политологии 
 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

на тему: «Становление русской национальной философской культуры. Полемика западников и славянофилов»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы  Юб-321

Замашкина М.А.

 

Научный руководитель:

д.ф.н., профессор

Пернацкий В.И.

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Становление русской национальной философской культуры  ……….............6

2. Философия славянофилов……………………………………………………...13

3. Философия западников………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….....24

Литература…………………………………………...……………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, проявлением интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли. Больше всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, выборе пути развития страны,  где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. На этот счет было высказано два противоположных мнения о месте и роли России среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока. До сих пор не утихают споры по этому вопросу и на протяжении многих десятилетий идёт полемика о национальной самобытности и времени возникновения отечественной философии.

Одни (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) считают, что самостоятельная национальная философская мысль сложилась в России только во второй половине XVIII и начале XIX в. До этого времени, до Петровской эпохи, утверждают они, Россия не имела и не могла породить по причине своей отсталости собственную философию.

 Другие (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаются  противоположного мнения. Они относят  начало русской философии к  X—XI вв., непосредственно связывают  её истоки с принятием христианства.

И суть этой дискуссии заключается не в простом  установлении наиболее ранней хронологической  даты, как элемента национального престижа. Проблема намного глубже. Ведь, если признать, что в Древнерусском государстве и Едином Русском государстве не развивалась русская философская мысль, то, следовательно, не может быть и речи о самосознании нации вообще. Как говорил Гегель, «народ без метафизики – что храм без алтаря»1.

В этой связи  прискорбно отметить, что процесс  становления и развития философской  мысли в России искажался и  деформировался на протяжении её истории. Представления людей о своём прошлом складывались в соответствии с установкой на одностороннее, неверное восприятие смысла и роли русской философии. Подавляющая часть наших соотечественников сегодня имеет ложное, весьма смутное и поверхностное понимание характера русской философии, не способно верно оценить значение вклада её творцов в отечественную и мировую культуру.

Вот почему важно правильно осознать причины, условия и обстоятельства зарождения философской мысли в России.

На протяжении столетий в русской философской  мысли развивается тема выбора пути развития России, определения её социального идеала. В русле этого сформировалось понятие русской идеи, выражающее представление о месте и роли России в мировой истории.

Объектом исследования являются основные этапы развития русской философии,  а также философия западников и славянофилов.

Предметом изучения выступают взгляды учёных на историю русской философии и их оценки вклада западников и славянофилов в развитие русской мысли и культуры.

Целью  настоящего реферата является раскрытие истории становления русской национальной философской культуры, исследование полемики славянофилов и западников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач:

    • выявить предпосылки, повлиявшие на зарождение философии в России
    • определить основные этапы возникновения и становления национальной философской культуры
    • проанализировать полярные теории
    • обобщить материал по данной теме.

 

Методологической  основой реферата послужили труды  известных специалистов по русской философии, к числу которых можно отнести А.Ф. Замалеева, Н.О. Лосского, Л.Е.Шапошникова. А.Ф. Замалеев. Глубокий анализ развития русской философии даёт в своей работе Н.О. Лосский. Он рассматривает сущность славянофильства в истории русской философии.

 При  написании работы использованы  историко-генетический и формально-юридический методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Своими  корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского  царства. На её становление значительное влияние оказали языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый культурный пласт.

С принятием  христианства на Руси (988 год) языческая  мифология начинает вытесняться  христианским мировоззрением, которое  способствует зарождению философии  и определяет её характер.

Первый  период в истории отечественной  философской мысли характеризуется  полным преобладанием религиозной  мысли. На её формирование заметное влияние оказала греческая патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина.

Наиважнейшее  значение имела работа византийского  мыслителя Иоанна Мансура из Дамаска (675 – 750 гг.) «Источник знания», представлявшая из себя свод православных и философских сведений. Его первая часть «Диалектика» выполняла в средневековой Руси роль единственного учебника по философии и логике, и оставалась популярной до XVII века2.

Популярностью пользовался и «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского. Истолковывая сюжет о сотворении мира, автор объединяет библейские идеи о божественном начале с учением античных натурфилософов о четырёх первоэлементах: земли, огня, воды и воздуха.

Широкое распространение на Руси получили переработанные и дополненные византийские труды: «Пчела», «Диоптра», «Толковая Палея», «Изборники». В «Толковой Палее» наряду с изложением библейской истории ставился вопрос о соотношении души и тела, призналась свобода воли, осуждалась астрология, давались естественные и сверхъестественные объяснения происхождения грома, молнии, огня, дождя. «Пчела» - это сборник отрывков о мудрости и добродетели из трудов Платона, Аристотеля, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Сократа, Эсхила, Эврипида, Софокла и многих других. Философское произведение «Диоптра» («Зерцало») ставит вопрос о соотношении души и тела, о Боге, о человеке и его характере, об устройстве Вселенной, о кончине мира и страшном суде. «Изборники» считаются первым логико-философским трактатом в древнерусской литературе3.

Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать  философско-религиозные проблемы, можно  назвать митрополита Иллариона (XI в.). В трактате «Слово о Законе и Благодати» он рассматривал вопросы истории человечества и закономерностей его изменения, считая причиной этих процессов смену форм религии. Противопоставляя Ветхий завет (иудаизм) и Новый завет (христианство), автор выводит два различных принципа общественного устройства: «закон» и «благодать». На первом основывается подчинение народов друг другу, на втором - их полное равноправие. Киевская Русь, по его мнению, основывается на принципе «благодати». Это положение служит ему для теоретического обоснования государственной самостоятельности и международного значения русской жизни. Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространения этой веры и рассеивания «тьмы бесослужения» с помощью «слова ангельского» и крещение открыло людям путь к жизни вечно, к истине и благодати. Принявшая христианство Русь стала  «народом Божьим», перед которым – великое будущее.

Значительной фигурой того времени был епископ Кирилл Туровский (ок.1130-1182 гг.). Он стремился обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире. Отречение от него рассматривается как аморальное явление. Туровский первым на Руси предложил учение о естественном происхождении разума. Он считал, что если тело первично по отношению к душе, то, значит, в таком порядке они и сотворены. Вслед за порядком творения должно идти и познание: сначала познание природы, а затем познание бога. Человек имеет собственный разум, который в состоянии постичь и «стройный разум» - целостное знание о мире и Боге.

В XIV-XV вв. в недрах самого православия возникали  различные еретические учения. Среди  них наиболее значимым было то, которое  зафиксировано в оригинальном источнике  древности, в «Молении Даниила Заточника». В этом произведении воспеваются  разум и мудрость как высшие человеческие добродетели, учёность и справедливость противопоставляются богатству, внешнему блеску боярства и лицемерию духовенства. Для автора «един смыслен» ценнее государству, чем десять «властелин без ума». Являясь человеком религиозным, Даниил Заточник в то же время высказывает некоторые антиклерикальные идеи, нападая на духовенство. О монахах и попах он писал, что «ангельский имея на себе образ, а блудный нрав; святительский имея на себе сан, а обычаем похабен». В этой работе отстаивается сильная политическая власть и высказывается тревога о судьбах родины перед лицом надвигающейся внешней опасности.

Для русской  культуры начала XVI в. была характерна дискуссия по проблемам богословия. Особое влияние на неё имел исихазм – учение, основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой. Представлению о непостижимости божественной сущности исихасты противопоставляли утверждение о том, что бог является человеку через энергию сущностей. Исихазм прочно вошёл в русскую религиозно-философскую традицию. Под его влиянием в высших кругах православной церкви образовались два направления - иосифляне и нестяжатели. Если иосифляне считали, что книги Священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений, то нестяжатели, напротив, считали недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенствования.

К нестяжателям относился Нил Сорский (1433-1508 гг.), написавший «Большой Устав». В нём подробно рассматриваются человеческие страсти: добродетели (пост, целомудрие, нестяжание, милосердие, вера) и пороки (блуд, чревоугодие, грехи).

Идеи  нестяжателей разделял Максим Грек, написавший такие произведения как «Повесть об Оригене», «Платон-философ», «Беседа души и ума». Здесь он обращается к проблемам познания, проблемам человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. Особое значение Максим Грек придавал роли философии в духовном постижении ума и души. Для него философия - это «вещь весьма почитаемая и наибожественная».

В России получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция  старца Филофея «Москва – третий Рим» (первая половина XVI в.). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва – третий и последний Рим. Отсюда следует мессианская роль Москвы.

В ХVII веке Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских стран. Хорватский дворянин Юрий Крижанич выдвинул идею самобытного славянского мира, противостоящего другим культурам.

Таким образом, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философия ещё не получила развитую систематическую форму.

С реформами  Петра I начинается второй период в истории отечественной философии. Происходит процесс размежевания философии и теологии. Развивается светская, прежде всего политическая мысль.

Важным  явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Учёная дружина Петра I». Его видными участниками были Феофан Прокопович (1681-1736гг.), Василий Татищев (1686-1750гг.), Антиох Кантемир (1708-1744гг.). Крупным представителем этой дружины являлся В.Н. Татищев, заложивший основы светской философии как самостоятельной области творческой деятельности человека. В философии и конкретных науках он видел важное средство обновления российского общества. Философия, по Татищеву, является главнейшей наукой, сосредоточивающей в себе высшее, совокупное знание, ибо только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия.

Разрушая  теологическое объяснение истории, он положил в основу общественного  развития уровень знания и степень  распространения просвещения. Вера в силу разума и историзм объединяли его с западными просветителями. Считая, что Россия стоит перед  задачей радикального реформирования учебных заведений и создания новых, Татищев предлагал свою довольно разработанную программу развития просвещения.

Проблему  соотношения души и тела он решал  с дуалистических позиций, объявляя телесную организацию человека областью философии, а душу относя к компетенции  религии. В то же время ему был  присущ религиозный скептицизм и  критика церкви. Он стремится секуляризировать общественную жизнь, освободить ее от церковного контроля, доказывая при  этом, что церковь должна быть подчинена  контролю государства.

Будучи  рационалистом и сторонником  естественного права, Татищев связывал развитие общества с такими естественными факторами как земледелие, торговля и просвещение. Стремясь обосновать «новую интеллигенцию», он исходил из учения о «естественном праве», признающего нерушимую автономию личности. Впервые в русской литературе им развивается идея утилитаризма, исходящую из разумного эгоизма.

Информация о работе Становление русской национальной философской культуры. Полемика западников и славянофилов