Становление русской национальной философской культуры. Полемика западников и славянофилов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:40, реферат

Описание работы

Целью настоящего реферата является раскрытие истории становления русской национальной философской культуры, исследование полемики славянофилов и западников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
­ выявить предпосылки, повлиявшие на зарождение философии в России
­ определить основные этапы возникновения и становления национальной философской культуры
­ проанализировать полярные теории
­ обобщить материал по данной теме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Становление русской национальной философской культуры ……….............6
2. Философия славянофилов……………………………………………………...13
3. Философия западников………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….....24
Литература…………………………………………...……………………………...26

Файлы: 1 файл

referat_po_filosofii.docx

— 84.46 Кб (Скачать файл)

Первым  русским мыслителем мирового значения был М.В. Ломоносов (1711-1765). Будучи деистом, Ломоносов положил начало материалистической традиции в русской философии. Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых событий, привело к признанию теории двойственной истины. Согласно последней, представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться в дела друг друга.

Основой природных явлений учёный считал материю, которая понимается им как элементы и группы элементов – корпускулы. Всё заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей – суть движение материи. Ломоносов выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, М. В. Ломоносов формулирует закон сохранения материи: «…ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте…»4. Природа, таким образом, не нуждается в божественном вмешательстве.

Проблема  человека – в центре внимания писателя  и общественно-политического деятеля  А.Н. Радищева (1749-1802 гг.). Основываясь на идеях французских просветителей: теории общественного договора, естественного права, приоритета закона, А.Н. Радищев критикует самодержавие и крепостное право. В сибирской ссылке он пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792г.). Позиция А.Н. Радищева в трактате неоднозначна. С одной стороны, он исследует проблему природного происхождения человека, его смертности, опираясь на современные ему философские и научные представления, с другой, признаёт бессмертие души, не сумев материалистически объяснить происхождение «мыслительной способности». В связи с этим А.Н. Радищев дополняет материалистическое учение традиционным религиозно-философским.

Таким образом, к началу XIX века усваиваются основные идеи западной философии, оформляется ряд областей философского знания. В то же время процесс становления оригинальной русской философии ещё не завершился.

Третий, наиболее продуктивный период в истории  отечественной философии, связан с  оформлением в 30-х – 40-х гг. XIX в.  первых философских течений в России: западников и славянофилов.

Становление самобытной русской  философии  начиналось  с  постановки  и осмысления вопроса  об исторической судьбе России, о её месте в мировой  истории. Главная  проблема,  вокруг  которой  завязалась  дискуссия,  может  быть сформулирована следующим  образом:  является  ли  исторический  путь  России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается  лишь в её отсталости или же у  России особый путь и её культура принадлежит  к другому типу? В поисках  ответа  на  этот  вопрос  сложились  альтернативные концепции русской  истории.

Славянофилы в своей трактовке русской  истории исходили  из  православия  как начала всей  русской  национальной  жизни,  делали  упор  на  самобытный характер  развития  России,  тогда  как  западники  основывались  на   идеях европейского Просвещения  с  его  культом  разума  и  прогресса  и  полагали неизбежным для России те же  исторические  пути,  которыми  прошла  Западная Европа.  При  этом   следует   учитывать,   что   ни   славянофильство,   ни западничество  не  представляли  собой  какую-то  единую  школу  или  единое философское  направление:   их   сторонники   придерживались   разнообразных философских ориентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФИЛОСОФИЯ СЛАВЯНОФИЛОВ

Название  «славянофильство» означает любовь ко всему славянскому – вере, истории, обычаям, языку, литературе, быту. Но сами славянофилы считали, что это название ошибочно: оно не отражало сущности движения. «Называть нас следовало не славянофилами, а в противоположность западникам скорее туземниками или самобытниками», - писал известный славянофил А.И. Кошелев5.

Лидеры  славянофильства - А.С.Хомяков (1804- 1860гг.), И.В.Киреевский (1806-1856гг.), К.С.Аксаков (1817- 1860гг.), Ю.Ф.Самарин (1819-1876гг.) выступали с обоснованием самобытного пути развития России.

В основе славянофильского понимания русской  истории лежат общие взгляды об историческом процессе,  наиболее  полно  представленные  в  незаконченном фундаментальном  труде  А.С.Хомякова  под  шутливым  названием,  данным  ему Н.В.Гоголем, - «Семирамида»6.

Идейный вождь славянофилов, Хомяков родился  в Москве в старинной дворянской семье. Алексей Степанович был разносторонне  одаренным человеком: известный  поэт, философ и богослов, историк, изобретатель паровой машины, запатентованной  в Англии, знаток народной медицины, геолог, агроном и охотник.

Существенное  влияние на А.С. Хомякова оказала  и философия истории Шеллинга. Последний рассматривал исторический процесс как итог деятельности божественного  провидения и активности людей. При  этом акцент делался на то, что «единый  дух» направляет развитие общества не помимо индивида, а, напротив, «через всех». В силу этого люди становятся его  «соавторами в деле создания целого». Понятно поэтому, что особое значение приобретает в историческом процессе направленность человеческой воли. Совпадение божественной и человеческой воли приводит общество к «органическому развитию», которое представляется «беспрерывным  и постепенно осуществляющимся откровением  Абсолюта».

Вместе  с Гоголем Хомяков был одним  из первых представителей образованного  общества Николаевской эпохи, который  вернулся к православному мировоззрению. И в творениях св. Отцов Православной Церкви он нашел глубокие ответы на все вопросы, которые другие представители  образованного общества искали обычно только у масонов, масонских мистиков и учениях европейских философов, выросших зачастую под прямым воздействием вольтерьянства и масонства.

Изучая  творения св. Отцов А.С.Хомяков пришел к мысли, что поскольку Православие содержит особое понимание христианства, оно может стать основой для нового похода к культурному и социальному творчеству. Так же как и Гоголь и другие славянофилы А.С.Хомяков видел всю глубину русского своеобразия, и основу этого своеобразия видел в Православии.

В своих  богословских трудах А.С. Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви А.С.Хомяков определял соборность как «единство во множестве». Соборность является одной из характеристик церкви, включенной в православный символ веры. Принцип соборности оказывал существенное влияние на формирование отечественной духовной традиции. Западное христианство обращается к разуму каждого человека. Православие же нет. В православии говорится о соборном, коллективном начале в определении истины.

Из учения о Церкви А.С.Хомяков выводит собственное учение о личности. «Отдельная личность есть совершенное бессилие и непримиримый внутренний разлад» /Хомяков/2/. Лишь в Церкви, то есть свободном, проникнутом братской любовью к другим людям единении во имя Христа, - только здесь личность обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства.

А.С. Хомяков говорит, что соборность – это «дар благодати, даруемый свыше». Внешним критерием соборности выступает принятие тех или иных религиозных положений «всем церковным народом». Примером подобного одобрения всей церковью религиозных истин были Вселенские соборы. А.С. Хомяков делает акцент на то, что соборность может быть понята и усвоена только членами православной общины, а чуждым она не доступна. Главным признаком «жизни в церкви» является участие в обязательных церковных обрядах. Именно в религиозном культе воспитываются «чувства сердца», проявляющиеся, прежде всего в преданности соборным истинам.

Будучи  глубоко верующим человеком, он не мог  отказаться от одного из главных положений  христианства – провиденциализма. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что «нельзя по справедливости не признать путей промысла в общем  ходе истории». Именно «дух бытия, живущий  в совокупности церковной», и направляет общественное развитие. Но сам этот дух, исходя из принципа соборности, проявляется  в действиях отдельных людей.

Изучение  истории у славянофилов было  направлено  на  поиск  устойчивых факторов, влияющих на  исторический  процесс.  Такими  факторами,  по  мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические  условия,  ни  сильная личность, а только сам народ как «единственный и  постоянный  действователь» в истории.

Но  что  определяет  бытие  народов  и  их  историческую  деятельность? Политика? Экономика? Государственное устройство?  Славянофилы  считали,  что экономические, политические и другие факторы вторичны  и  сами  определяются более  глубоким  духовным  фактором-  верою,  обусловливающей   историческую деятельность народов. Народ и вера  соотносятся  так,  что  не  только  вера создаёт народ, но  и  народ  создает  веру,  причём  именно  такую,  которая соответствует творческим  возможностям  его  духа.  «Христианство,  -  пишет А.С.Хомяков, - при всей  его  чистоте,  при  его  возвышенности  над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, у романца или тевтона»7.

Развитие  духовной жизни и культуры  Европы  определялось  тем,  что  её народы были приобщены к христианству насильственным путём,  причем  в  форме насаждения  «латинства»,  т.е.   христианства,   которое,   по   определению А.С.Хомякова, выражало лишь внешнее  единство  всех  христиан.  Это  внешнее единство утверждалось борьбой  католической  церкви  во  главе  с  папой  за государственную власть  над  всей  Европой,  организацией  военно-монашеских орденов, крестовыми походами, единым дипломатическим и  церковным  языком  -латинским и.д.

Реакцией  на насильственно насаждаемое  единство  и  подавление  свободы стала Реформация, в результате которой после долгой, мучительной и  кровавой борьбы возник протестантизм. Сравнивая католицизм и протестантизм, А.С.Хомяков пришел к выводу, что протестантизм столь же односторонен, как католицизм,   но   односторонен   в   противоположном   направлении:    «ибо протестантство  удерживало  идею  свободы  и  принесло  ей  в  жертву   идею единства»8.

И.В.Киреевский раскрыл внутреннюю связь протестантизма с  католицизмом, которая  выразилась  в  том,  что  в  ходе   Реформации   в   протестантизме односторонне усилились  рассудочные  начала,  заложенные  ещё  в схоластике Средневековья. Это  привело  к  полному  господству  рационализма.  По  этой причине европейская культура пришла к  недооценке  духовных  основ  жизни  и атеизму, отрицающему религиозную веру, т.е. саму движущую силу истории.

И католицизм, и  протестантизм,  противопоставив  единство  и  свободу, исказили  дух  первоначального  христианства,  которое  «в  полноте   своего божественного  учения  представляло  идеи  единства  и  свободы   неразрывно соединёнными в нравственном законе взаимной любви»9.

Только  православие  восприняло  и  сохранило,  по  мысли  славянофилов, вечную истину раннего  христианства  по  всей  её  полноте,  а именно  идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе).  Ими было включено в  историософию  важнейшее понятие,  характеризующее русское своеобразие, которое вошло  в  содержание  «русской  идеи».  Это  понятие  - «соборность», выражающее свободную  общность  людей.  Соборность  понималась славянофилами прежде всего как церковная соборность  – свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия  и  совместного отыскания пути к спасению. Свободное единство православных  верующих  должно основываться на бескорыстной любви к Христу как носителю совершенной  истины и праведности. Единство в свободе на основе любви – вот сущность  соборности как явления русского духа.

Православие в концепции славянофилов выступало  как духовная основа всей русской жизни. В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. В результате этого оформился «дух народа», благодаря которому народ становится подлинным субъектом исторического процесса.

Можно соглашаться  или  спорить с данной  оценкой  характера русского  народа,  но  то,  что  в  качестве  народа  выступает  не   просто совокупность людей,  население,  а  люди,  объединённые  общей  исторической судьбой и общими духовными ценностями  и  идеалами,  не  подлежит  сомнению. Величайшая  заслуга  славянофилов  заключается  в   том,   что   они   стали рассматривать нацию как духовное явление.

Славянофилы придерживались органического взгляда  на  общество  как  на естественно  сложившуюся  общность  людей,  имеющую   собственные   принципы организации жизни. Развитие общества представлялось  процессом  саморазвития по аналогии с явлениями живой природы. А.С.Хомяков предупреждал об опасности  грубого  вмешательства  в общественную жизнь. Нельзя насильственно ломать целостность народной жизни и втискивать её в чуждые ей формы культуры.

Структурной единицей организации русской  народной  жизни  славянофилам представлялась   община,   главной    характеристикой    которой    является самоуправление.   Общинное   устройство,   основанное   на   началах   общей ответственности, выработке  совместных  решений  в  соответствии  с  голосом совести, чувством справедливости, народными обычаями было  для  славянофилов зримым воплощением свободной общности.

Общинный  дух русского народа они противопоставляли  западноевропейскому индивидуализму.  И.В.Киреевский  описывает   различие   между   организацией общества в Западной Европе и в России. Западное общество  времен  феодализма – это множество замков, или феодов, каждый из которых замкнут,  обособлен  и враждебно настроен против всех остальных. Русское общество того  же  периода – это бесчисленное множество маленьких  общин,  расселенных  по  всей  земле русской и составляющих каждая своё согласие  или свой  мир.  Эти маленькие согласия сливаются в большие согласия,  пока,  наконец,  не  слагается  одно общее согласие всей Русской Земли.

Информация о работе Становление русской национальной философской культуры. Полемика западников и славянофилов