Структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в сложнейшей классификации философских наук, начнем с наиболее простой структуры, в основу которой мы положим связку "проблемы - отрасти философии (науки)".

Содержание работы

Введение
1. Структура философского знания
2. Основные функции философии
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 52.26 Кб (Скачать файл)

 

Профессиональный институт

управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Философия

Тема: Философия и наука. Структура философского знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнен студенткой

Группы УМШЗ-11/11-Вск-2-Б

Тарадецкой Анной Владимировной

Оплачено до: 04.07.12.

 

 

 

 

 

 

Москва 

2012

 

 

Содержание

Введение

1. Структура философского  знания

2. Основные функции философии

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в сложнейшей классификации философских наук, начнем с наиболее простой структуры, в основу которой мы положим связку "проблемы - отрасти философии (науки)".

 

1. Структура философского  знания

      Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

В XVII в. (прежде всего благодаря  Бэкону и Декарту), в лоне общих  систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она  была шире логики, так как рассматривала  не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали  физикой, философы более поздних  веков назвали онтологией (слово  «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным  смыслом).

 

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время  И. Кант, В одном из итоговых своих  сочинений - в «Критике способности  суждения - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию  как учение о единстве истины, добра  и красоты, что значительно расширяет  ее узкорационалистическую трактовку  только как теории и методологии  научного познания (эта трактовка  сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему  в виде «Энциклопедии философских  наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала  у него с диалектикой и теорией  познания);

- философию природы;

- философию духа (к последней  относится комплекс философских  наук о государстве и праве,  о всемирной истории, об искусстве,  религии и самой философии).

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии  не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские  вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. - круг философских дисциплин может  быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная  структура философского знания его  целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого, которые  можно отделить от него и рассматривать  вне связи с другими его  частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его  грани. С поворотом кристалла  высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем  же.

 

Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку  вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко  и полно эстетическая природа  философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным  исследованием, как «История античной эстетики» А.Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии  проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время  или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Об истории философии  речь пойдет далее. Но уже сейчас, в  контексте вопроса о структуре  философского знания, следует указать  на то, что в философии ее история  занимает более важное место, чем  в любой другой области человеческого  творчества. Математик, физик, тем более  люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем  месте действуют операционально, они могут и не знать об истории  их профессиональной деятельности, которая  и сделала ее возможной. Решая  конструктивную задачу, инженер-конструктор  пользуется готовыми формулами и  схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.

В этом отношении философия  являет собой полную противоположность  всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в  постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается  как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный  философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и  от имени философии в целом. Вот  почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.

 

2. Основные функции философии

Сравним философию с наукой. Это позволит выявить специфику  научной ориентации философии.

 

Взаимоотношение философии  и науки имеет длительную историю. В античности различие между ними еще не было выявлено в должной  степени, любовь к мудрости понималась как любовь к науке, т.е. к систематическому, доказательному и проверяемому знанию. В средние века в основном ситуация оставалась прежней; новизна же состояла в том, что и философия, и наука  оказались под прессом теологии, им было не до взаимных претензий. В  Новое время, особенно благодаря  работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной  науке, каковой и считали философию; остальные науки стали считать  частями философии. Нередко философию  рассматривали как науку обо  всех науках, наукоучение. В Новейшее время авторитет наук быстро возрастает, они довольно успешно отвоевывают  у философии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит  порой даже до отрицания научного характера философии.

Как бы то ни было, во все  исторические эпохи философия и  наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие  как доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, первоначально были выработаны в  философии. Причем в самой философии  также стремились, и не без успеха, им следовать. Именно это обстоятельство позволило многим философам, в том  числе Гегелю, Гуссерлю, Куайну, считать  философию наукой.

Для нашей темы особое значение имеет понимание благотворности союза философии и науки. Идет ни на миг не останавливающийся процесс  обмена идеями между философией и  наукой; в этой связи особую значимость приобрели такие пограничные  между философией и наукой области  знания, как философские вопросы  физики, математики, биологии, социологии. Показательна в этой связи идея относительности, несамостоятельности пространства и времени. Первоначально эта  идея обсуждалась в философии (Лейбниц, Мах), затем в математике (Лобачевский, Пуанкаре), позднее в физике, где  Эйнштейн добился особенно впечатляющих результатов. Философское их осмысление вызвало "обратную волну"; в модифицированном виде идея относительности времени и пространства была воспринята, пожалуй, всеми науками и философскими направлениями. Но история развития этой идеи не закончена и поныне: философия и наука еще не раз отпразднуют успех совместных мероприятий. Философия и наука нужны друг другу. Их союз еще никому не удавалось разорвать.

Современное философское  знание обосновывается, оно доказательно, систематично, проверяется (и опровергается) фактами. Но это как раз и означает, что философия обладает научной  ориентацией.

Изложенное выше позволяет  рассмотреть две важнейшие функции (значимости) философии - мировоззренческую  и методологическую.

Философию часто определяют как воззрение на мир в целом, мировоззрение. Философия часто  характеризуется как наука о  наиболее общих законах природы, общества и мышления. В качестве таковых рассматриваются, например, взаимоотношение качества и количества, причины и следствия, возможности  и действительности. Следует, однако, учитывать, что философская картина  мира - это всегда картина с продолжением. Такие науки, как физика, биология, социология, дают окончательную картину  в соответствии с физическими, биологическими, социальными явлениями. С философией дело обстоит по-другому. Философские  представления непременно нуждаются  в дальнейшей конкретизации. Так, философские  представления о реальности находят  свое продолжение в размышлениях о физической, ментальной, виртуальной  и прочих реальностях. Без такой  конкретизации, без "заземляющих" фактов философия остается собранием  предварительных суждений. Таким  образом, философию допустимо определять как мировоззрение, но оно всегда нуждается в интерпретации на основе данных науки и искусства, практики.

С мировоззренческой функцией философии тесно связана другая ее функция - методологическая. Методология, учение о методах, понимается в данном случае как определение способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, поэтического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узко локальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы ни занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. Разумеется, философская методология находит свое продолжение в методологии отдельных наук, искусств, разновидностей практики.

Никогда ранее философия  не была столь научно ориентированной, как сейчас. Безусловно, научная  ориентация философии - это благо. Хуже, когда эта ориентация абсолютизируется настолько, что либо к ней сводятся все достоинства философии, либо эту ориентацию склонны вообще отрицать.

"Философ, - отмечал А.  Шопенгауэр, - никогда не должен  забывать, что философия есть  искусство, а не наука". В  суждении Шопенгауэра привлекает  внимание не столько излишне  резкое противопоставление философии  науке, сколько явное сближение  философии и искусства. Действительно  ли философия является искусством? Сравнение философии с искусством  позволит представить специфику  чувственно-эстетической ориентации  философии.

В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с искусством. О представителях первой тенденции (Гегель, Гуссерль, Куайн) речь шла в предыдущем параграфе. Представителями второй тенденции  являются Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Хайдеггер, многие так называемые экзистенциалисты (Камю, Ясперс), а также  постмодернисты (Фуко, Деррида, Лиотар).

Итак, во втором случае речь идет о чувственно-эстетической ориентации философии. Греческое слово "эстетикос" означает буквально чувственный, чувствующий. Впоследствии, однако, значение термина "эстетическое" было сужено, оно  стало связываться преимущественно  с так называемым высоким, возвышенным чувством, возбуждаемым искусствами. Философия же имеет дело со всей сферой чувственного, но с особым акцентом на эстетическое переживание. Поэтому для обозначения рассматриваемой ориентации философии используется термин "чувственно-эстетический".

Почему же ряд философов  придерживается не научной, а чувственно-эстетической ориентации? Шеллинг считал, что  идеалы философии может реализовать  лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием  и творчеством. Философия - об этом свидетельствует  ее содержание - не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится  к возвышенному (чувству). В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.

Чувственно-эстетическая философия  делает акцент на индивидуальном, а  не общем и универсальном, на плюрализме, а не единообразии, на интуитивном  и творческом, а не методически  однообразном, на возвышенном, а не этически оправданном. Во главу угла ставится обостренное отношение  к наиболее злободневным проблемам  жизни и судьбы человека. Чувственно-эстетической философии претит безмятежная научная  рациональность, забвение иррационального, равнодушие к человеку, всякая попытка  предпочесть понятие чувству; в  основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему посредством  того, что сродни обостренному чувству. Иллюстрацией к сказанному могут  служить слова Ницше: "... мы (философы. - В.К.) должны непрестанно рожать наши мысли из нашей боли и по-матерински придавать им все, что у нас  есть: кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу, рок".

Информация о работе Структура философского знания