Структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в сложнейшей классификации философских наук, начнем с наиболее простой структуры, в основу которой мы положим связку "проблемы - отрасти философии (науки)".

Содержание работы

Введение
1. Структура философского знания
2. Основные функции философии
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 52.26 Кб (Скачать файл)

Сторонники чувственно-эстетически  ориентированной философии порой  склонны отождествлять философию  с искусством. Для этого нет  достаточных оснований. Действительно, так называемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии вообще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы философия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, проблемам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности.

По поводу соотношения  философии, науки и искусства  идут многовековые споры, конца которым  не видно. Выскажем по этому поводу свое, разумеется, открытое для критики  мнение. Всякая философия имеет концептуальный характер. В этой связи она использует понятия (необходимые для интерпретации  содержания природных явлений) и  ценности (на основе которых осмысливается  мир сугубо человеческого, поступки, чувства и эмоции людей). Одна группа философов приписывает науке  исключительно понятийную, но не ценностную функцию. Эти философы отказывают философии  либо вправе оперировать ценностями (типа «добро», «красота»), либо в научном  статусе (ибо она имеет дело с  ценностями, что выходит за пределы  науки). Вторая группа философов весьма подозрительно относится и к  институту понятий, и к институту  ценностей, они-де игнорируют единичное, чувственно-эмоциональные переживания, не выражают их жизненность. На наш  взгляд, эти философы чересчур поспешно отказываются от концептуальной миссии философии и вопреки действительному  положению дел изолируют единичное, в данном случае переживания, от общего (ценностей). В культуре XX в. выработано новое, ранее не существовавшее понимание  науки как осмысление существующего  на основе не только понятий, но и ценностей. Такое осмысление ни в коем случае не изолирует человека от единичного, а, наоборот, объединяет с ним. Чувственно-эмоциональное, понятийное и ценностное - это различные грани того целого, с которым имеет дело философия. Старинная распря - философия - это наука, философия - не есть наука - изжила себя. Актуальная философия всегда научна, что при правильном, а не искаженном понимании науки ни в коей мере не дистанцирует философию от экзистенциальной полноты жизни. Те философы, которые отказывают философии в научном статусе, рискуют оказаться на позициях обскурантизма, враждебного отношения к науке (и это в XXI веке!). Философия - особая наука. Она научна, ибо следует непротиворечивой логике, открыта для критики, настаивает на проверяемости, подтверждаемости и эффективности содержащихся в ней высказываний. Философия научна, ибо в ней по-настоящему значимо задействованы все критерии научности.

 

Сравнение философии с  искусством рельефнее, чем когда  бы то ни было ранее, выявило гуманистическую  функцию философии, ее предельно  внимательное отношение к человеку. Вспомним значение слова философия, объединяющее любовь и мудрость. Не претендуя на особо глубокую истину, можно сказать, что сторонники научной  философии во главу угла ставят мудрость и любовь к человеку. Философия  существует не иначе как во имя  человека.

 

Чувственно-эстетическая ориентация философии - это благо, чем ярче она  представлена, тем лучше. Плохо, когда  эту ориентацию либо недооценивают, либо преувеличивают настолько, что  отрицают научную и моральную  ориентацию философии.

 

Рассмотрение научной  и чувственно-эстетической ориентации философии во многом прояснило ее назначение. Философия - это призыв к рафинированной мысли и возвышенному чувству. Тем не менее остается впечатление, что, пока не выявлена действенность  философии, ее ориентация на практику, вопрос "что делать?" все еще остается без ответа, из-за чего философия предстает скорее беззаботной небожительницей, чем жизненным делом.

 

Ницше видел подлинную  тайну, зародыш любого философствования в моральных намерениях людей. Обсуждение этой глубокой мысли позволит дополнительно  охарактеризовать специфику философии. Речь пойдет прежде всего о практической ориентации философии и, как следствие, об этической (моральной) функции философии.

 

Сфера этики и морали - это в первую очередь представления  людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. Многие философы в понимании этической функции  философии следуют традиции Аристотеля - Канта и считают этику практической философией. Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью  людей. Полтора века назад молодой  и критически настроенный Маркс  указывал, что философы лишь объясняли  мир, а его надо изменять. Но каким  образом, и каком направлении? Здесь-то и выясняется особая роль философии  в практическом обеспечении успешного  развития цивилизации. Некорректные философские  ориентиры ведут к катастрофам, чему немало свидетельств в истории.

 

Что касается односторонне ориентированных научной и чувственно-эстетической философий, то в них этическое  начало приглушено и даже отодвинуто в тень. Ясно почему. Если одни стороны  философии абсолютизируются, то другие ее компоненты становятся плохо различимыми. Однако при более детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Философия  не только фиксирует сложившееся  положение дел, но и стремится  сначала наметить, а затем более  детально разработать пути улучшения  этого положения дел, преодоления  кризисных явлений. На протяжении всей своей многовековой истории философия демонстрировала не отрешенность от мирских дел, а свою максимальную заинтересованность в их правильном налаживании в соответствии с возможностями и талантами людей. С тем же энтузиазмом, с каким ведется поиск научной философией истины, возвышенного и прекрасного, она заинтересована также в достижении добра. Подлинная философия - это всегда углубленный поиск добра, сотворение нравственного человека. Высокие моральные черты людей не возникают сами по себе, они довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной деятельности философов. Античные идеалы мудрости и мужества, средневековые идеалы святости и рыцарской чести, нововременные идеалы разумного и свободного человека, современные идеалы ответственности, мира между народами, экологической бдительности - на всем этом среди прочего лежит печать философской основательности, продуманности, реализации этической функции философии.

 

Далеко не всегда реализация этической функции философии  была безопасным делом. Философов преследовали, казнили (вспомните трагические  судьбы Сократа, Дж. Бруно, нашего П. Флоренского, погибшего в сталинских застенках), обвиняли в изобретении новых  богов. В наши дни этическую функцию  философии часто называют аксиологической (греческое "аксиос" - ценный); имеется  в виду ориентация философии на известные  ценности. При этом не следует забывать о том, что аксиология как учение о ценностях сложилась лишь к  началу XX века. Аксиологическая функция  философии есть одно из конкретных воплощений этической функции философии.

 

Разумеется, реализацию этической  ориентации философии не следует  путать с так называемым морализированием - занятием людей самовлюбленных, привыкших  навязывать свое мнение другим. Ограниченный кругозор морализатора никак не назовешь философским.

 

Далеко не всякое суждение о нравственном является философским. То или иное этическое суждение приобретает  философский характер лишь в том  случае, если оно в должной степени  причастно к коренным проблемам  бытия человека, дает им емкую интерпретацию. Такова уже упоминавшаяся концепция  ответственности. Просто этика и  философская этика - это разные вещи. К тому же следует учитывать, что  горизонт всякой этики уже горизонта  философии в целом. Этика ограничивает себя нравственными проблемами - именно в этом ее самоцель, здесь и только здесь она самодостаточна. Философия  же рассматривает этическую составляющую в качестве своей органической самостоятельной  компоненты, функционирующей не иначе  как в рамках целого. Философия  не только этична, но и, как мы видели, научна и эстетична. Философия, подобно  живому организму, не есть простая сумма  своих органов. Моральная философия - это один из органов философии  как целостного организма, не более  того.

 

Обратимся теперь к практической ориентации философии. Под практикой  мы понимаем деятельность человека, направленную на достижение цели. Философ-теоретик стремится к достижению истины и  к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в области мыслей. Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное (а не низменное и безобразное); и он действует, и он практичен, но преимущественно в чувственно-эмоциональной  сфере. Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра (а не зла). Подобно философу-теоретику  и философу-эстетику, философ-этик изначально действенен и в этом смысле практичен. Выясняется, однако, что его практические горизонты более универсальны, чем  у философа-теоретика и философа-эстетика. В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не чувство-действие, а любое действие, универсальная  цель - добро. Идеалы добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей электростанций. Как видим, практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии. Именно поэтому, когда философа спрашивают о практическом назначении философии, он, прежде всего, указывает на ее этическую функцию.

 

Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Здесь-то как раз и реализуются практические потенциалы философии. За бездумные  поступки людей, либо стремящихся к  сиюминутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия  своих действий, философия не несет  ответственности. Философия сознательно  выступает против засилья легкомыслия, отказа от всестороннего анализа  состоятельности намечаемых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения последствий  уже сделанного.

 

Как видим, только на первый взгляд философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Разве не обладает ярким практическим содержанием, например, концепция ответственности? Разве выяснение ее концептуальной силы не требует сложной философской  работы? Безусловно, в своей практической деятельности человек руководствуется  не только философскими рекомендациями, но и ими тоже.

 

Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что она - разновидность этой деятельности. Философия есть практическое отношение  человека к миру, которое наиболее ярко представлено в ее этической  функции.

 

Моральная ориентация философии - это благо, ибо без нее эффективность  анализа кардинальных проблем бытия  человека была бы существенно снижена. Но не следует роль этой ориентации либо принижать, отказывая философии  в нравственном содержании, либо преувеличивать, превращая философию в нечто  односторонне этическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, философия - это наука  о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и мышления, позволяющих дать картину мира как  единого целого.

Цель философии - вывести  человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать  его жизни истинный смысл, открыть  путь к самым совершенным ценностям.

Назначение философии  состоит в возвышении человека, в  обеспечении универсальных условий  для его совершенствования. Можно  сказать, что философия есть не что  иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Содержание

1. Определение термина  «философия»

2. Что есть философия?

2.1 Наука?

2.2 Философия как мировоззрение

3. Наука 

3.1 Наука фундаментальная  и прикладная

3.2 Наука и развитие  человека

4. Философия и наука

1. Определение термина  философия

Слово философия происходит от греческого filosofia, которое в свою очередь есть производное от двух других слов: fileo (любить, иметь склонность к чему - то, увлекаться чем - то, и даже целовать), и sofia (мудрость, проницательность, разумность, ум, знание, учёность, премудрость, мудрость Бога). Сократ, по словам Платона, говорил, что никто не может быть мудрым, кроме Бога, поэтому, человек не может быть мудрецом, а лишь любящим мудрость. Это утверждение даёт право предположить, что первым, кто ввёл данный термин, был ни кто иной, как Сократ.

 

Словарь Ньюмана даёт такое  определение слову философия - человеческая мудрость, мудрствование. Ему вторит словарь Даля, говорящий что философия - это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины, мудрости и добра. А Советский  энциклопедический словарь утверждает, что философия - это некая форма  общественного сознания, мировоззрение, система определённых идей, взглядов на мир и на то место, которое занимает в ней человек. Также интересное определение даёт словарь греческой  лексики под редакцией Лиделла  и Скотта, где говорится, что философия - это любовь к знаниям, преследование  и отыскивание их. Что-то похожее  встречается и в древнегреческо-русском  словаре под редакцией Соболевского, определяющего философию как  любовь к знанию, любознательность, исследование, учение. Одним словом, философия в том понимании, в  котором она понималось в древнем  мире, может быть определена как  поиск истины о природе вселенной  и человеке.

2. Что есть философия?

2.1. Наука?

Наука (греч. episteme и лат. scientia), синонимична словам знание, умение и переводится как определённая сфера человеческой деятельности, задача которой есть выработка и систематизирование определённых данных относительно действительности. А также это отрасль культуры, начавшая своё существование в определённый момент истории.

 

В защиту мнения, что философия  является наукой, можно посмотреть, что говорит логический словарь - справочник Кондакова. Он утверждает что философия - это наиболее общая  наука, которая в отличие от частных  наук, таких как физика, история, психология, концентрирующихся на определённых областях природного и духовного  мира, пытается дать ответы на отношение: «мышления к бытию, сознания к  материи», возникновению и существованию всех существующих предметов и явлений, а также процессов происходящих в окружающем мире и человеке.

Информация о работе Структура философского знания