Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:47, реферат
Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в сложнейшей классификации философских наук, начнем с наиболее простой структуры, в основу которой мы положим связку "проблемы - отрасти философии (науки)".
Введение
1. Структура философского знания
2. Основные функции философии
Заключение
Список используемой литературы
Так же тот факт, что философия включает в себя такие основные разделы как: онтология (учение о бытии) и гносеология (теория познания), а также логика, этика и эстетика. В решении различных проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм. Что до современной философии, то она состоит из таких направлений как: неопозитивизм, прагматизм, экзистенционализм, персонализм, феноменология, неотомизм.
К примеру, Декарт также понимал под философией «целостную и единую науку», а Христиан Вольф, утверждает, что она есть наука о всевозможных вещах. И действительно, так как на первых порах своего существования, философия представляла собой нерасчленённую, единую науку, объединяющую все знания, которые накопил человек. Некоторые даже склонны утверждать, что философия - это своего рода рациональная наука, цель которой объяснить реальность.
Но, не смотря на то, что в
течение истории от философии
отпочковалось множество
Но является ли философия
наукой в том смысле, который был
ранее рассмотрен? А именно, действительно
ли философии можно дать такое
определение, и назвать её таковой.
С уверенностью можно сказать, что
философия имеет признаки науки,
то есть она руководствуется
Наука - это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности, то - есть из этого видно, что наука понимается, как традиция. Прошлые достижения, лежащие в основе этой традиции, и выступают в качестве парадигмы, и чаще всего под этой парадигмой понимается некоторая достаточно общепринятая теоретическая концепция типа системы Коперника, механики Ньютона, кислородной теории Лавуазье и т.п.
Одним словом, философию нельзя назвать наукой, так как в ней существуют догадки, прозрения и интуиция, не присущие науке. А это значит, что если философские идеи (предположения) не получили подтверждения со стороны учёных - это не беда. Если вдруг появится другая теория или концепция по определённому вопросу, прежняя философская идея не перестанет существовать, она останется в истории, как некий ход мыслей, даже если это и заблуждение.
И в заключение - характерной особенностью философии есть то, что она отличается от других (точных) наук (математики, физики), отсутствием единства мнения по любому философскому вопросу, то - есть другими словами, если существует единственная правильная арифметика (та, что изучают в школах), то единой, вечной философиии нет, что ведёт к разнообразию взаимозаменяющих философских позиций. Так что, стоит прийти к выводу, что философия не является наукой, хотя в ней и существуют определённые логические доктрины.
2.2 Философия как мировоззрение
Философия - это не наука, искусство или религия, а своеобразная, самостоятельная и уникальная форма постижения мира. Другими словами философия - это мировоззрение, которое есть ряд теорий, предполагающих понимание человека, мира и Бога.
Самым ярким примером для
подтверждения этой идеи, по словам
Лосева, является Сократ, пытавшийся, понять
и оценит жизнь. По его словам Сократ
был первым, кто захотел понять
жизнь. Так же философию можно
сравнить с экзистенционализмом, моральным
поиском человеческого
Философия как раз и говорит о многообразии путей познания мира, которые хотя постоянно и изменяются, но вопросы, которыми задавались те же греки или первые христиане, по-прежнему волнуют современного человека. И самое интересное заключается в том, что современный человек принимает выводы древних, но интерпретирует их по-своему, поскольку его миропонимание и образ мышления уже иные.
Философия, будучи уникальной, пытается проникнуть в самую суть мироздания, она разрабатывает наиболее общий и целостный взгляд на окружающую реальность, тем самым, отстаивая свой статус мировоззрения. Каждый день люди сталкиваются с насущными вопросами: что есть истина, кто есть человек, что будет после смерти, как правильно жить и в чем смысл жизни? Философия, пытается ответить на эти темы, предлагая разнообразные подходы к самым глобальным вопросам, задаваемым человечеством.
Но философия не в коем случае не является беспорядочным нагромождением разных представлений или идей, напротив, ей присуща логика, а также непреходящая ценность, заключающаяся в постоянной насущности задаваемых вопросов, которые и связывают движение философской мысли в один, целостный процесс и способствуют постоянному поиску ответов на эти вопросы. То - есть, философия есть поиск ответов на главные вопросы бытия.
Древнегреческий философ Фалес (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) сформулировал немало таких вопросов. Например, ему принадлежат такие выражения, как: «что древнее всего сущего?», «что всего больше?», «что всего прекраснее?», «что всего разумнее?», «что всего быстрее?», «что всего полезнее?», «что всего сильнее?». Кант же, например, задавался такими вопросами: «Что я могу делать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться?», «что такое человек?». Всё это, говорит о том, что все самые насущные вопросы и проблемы получают в философии свою окончательную интерпретацию, а это говорит о задаче философии - закладывать и формулировать определённое мировоззрение.
3. Наука
3.1 Наука фундаментальная и прикладная
Наука есть постижение мира,
в котором мы живем. Оно закрепляется
в форме знаний мысленного (понятийного,
концептуального, интеллектуального)
моделирования
Именно в XVII веке люди (конечно же, не все поголовно, а лишь образованная их часть) стали опираться на представления о законах природы в своей повседневной жизни, что приводило к развенчанию магии и колдовства. “В 1700 году мировоззрение образованных людей было вполне современным, тогда как в 1600 году, за исключением очень немногих, оно было еще большей частью средневековым… Люди XVII века почувствовали себя живыми людьми, а не несчастными грешниками, как они все еще называли себя в молитвах ”.
Претерпев ряд этапов в
своем развитии, наука современного
уровня ведет к дальнейшим преобразованиям
всей системы жизнедеятельности
человека. Развитие техники и новейших
технологий, происходящее под ее влиянием,
не может не влиять на жизнь людей.
Таким образом, наука создает
новую среду для бытия
Выделение в структуре
науки фундаментальных и
“Тем не менее, оказалось”, - пишет применительно к физике академик А. М. Прохоров, “удобным разбить фундаментальные исследования на две большие группы. Одна из них направлена на увеличение объема наших знаний, призвана удовлетворять потребность человечества в целом и, прежде всего конкретного человека - исследователя - во все более глубоком познании объективного мира. Другая группа исследований имеет своей целью получение фундаментальных знаний, необходимых для ответа на вопрос о том, как достичь того или иного конкретного практического результата”.
Вовсе не обязательным является
как то, что чисто научное исследование
не может дать практического выхода,
также и фундаментальное
В новейшей истории взаимодействие,
взаимопревращение этих двух групп
фундаментальных исследований лежит
на поверхности, но стоит взглянуть
немного дальше, и это прослеживается
не всегда. В течение веков
Величайшие достижения науки Нового времени были никоим образом не связаны с практикой в точном смысле этого слова. Скорее наоборот, наука шла позади практики, объясняя уже работающие вещи а, не предсказывая, не предвидя ничего нового и не толкая к изобретению, созданию нового.
В качестве примера отношений прикладной и фундаментальной науки рассмотрим самую, пожалуй, фундаментальную науку - физику.
Редко кто сможет отрицать
значимость энергетики для современной
цивилизации, поэтому работа, проведенная
следующими изобретателями, может быть
названа неоценимой: Дени Папен (1680),
Томас Ньюкомен (1717), Джеймс Уатт (1720),
наш русский изобретатель И.И. Ползунов
(1761), Роберт Фултон (1805), Джордж Стефенсон
(1815),- они сделали доступной тепловую
энергию для производства механической
работы, научились использовать энергию
сжатого пара. При этом характерно,
что все они - самоучки, талантливые
изобретатели, за исключением первого,
нашедшие технически осуществимые и
экономически выгодные решения актуальных
проблем, которые затем дали “зеленый
свет” научно-технической
Следует отметить, что их открытия были совершены до создания термодинамики, до того, как был сформулирован закон сохранения энергии.
И только вслед за тем, как был совершен технико-технологический прорыв, в ходе фундаментальных исследований были сформулированы и первое и второе начала термодинамики, открыт КПД идеальной тепловой машины, Карно открыл свой цикл.
Любое государство, которое хоть сколько-нибудь претендует даже и не на лидирующую роль, а просто на достойное место в мировом сообществе, должно быть заинтересовано в развитии фундаментальной науки как основы новой, прежде всего военной техники. Но техники не для ведения войны, а для поддержания мира, как бы это ни казалось парадоксальным.
Руководители государств, не только авторитарно-тоталитарных и милитаристических, но и демократически-пацифистских понимают это (если они, конечно, находятся на своем месте, не являются случайными людьми “у руля”). Таким образом, и авторитарно-тоталитарные системы власти любят науку и все остальные системы любят ее также и по тем же причинам, что и первые.
Возвращаясь к властвующей элите, хочется задать вопрос: понимают ли они, что наука имеет свои собственные законы развития, что она самодостаточна и сама себе ставит задачи? И что делают науку ученые - люди довольно-таки своеобразные. Прежде всего, ученый (я говорю сейчас о настоящих ученых, а не о паразитах в науке) не может быть человеком предвзятой идеи, предписанного образа мыслей и поведения. Это и приводят к трудностям во взаимопонимании и взаимодействии ученых с корпусом общественного мнения.
В заключение этого раздела необходимо обобщить, что фундаментальные и прикладные исследования играют различную роль в обществе и по отношению к самой науке. Фундаментальные науки направлены, прежде всего, на внутренние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания. Соответственно этому говорят о “чистой” науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с иными, практическими видами деятельности человека, и в особенности - с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изменение мира.
3.2 Наука и развитие человека
Первичным в понимании
природы науки является ее воздействие
на самого человека, на систему его
интересов, потребностей и возможностей
к действиям в организации
своего бытия и его совершенствования.
Наука не является чем-то внешним
по отношению к сущности человека,
скорее она связана с самой
его сутью. Последняя выражается,
прежде всего, в потребностях человека.
Именно потребности, их так или иначе
упорядоченные системы, определяют
то, что можно назвать феноменом
человека. Потребности человека весьма
разнообразны, иерархически организованы
и исторически многие из них обновляются.
В наше время принято выделять
три вида основных потребностей: витальные
(биологические), социальные (принадлежность
к определенной группе) и потребность
познания. “Последнюю группу исходных
потребностей составляют идеальные
потребности познания окружающего
мира и своего места в нем, познания
смысла и назначения своего существования
на земле как путем присвоения
уже имеющихся культурных ценностей,
так и за счет открытия совершенно
нового, неизвестного предшествующим
поколениям. Познавая действительность,
человек стремится уяснить