Структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в сложнейшей классификации философских наук, начнем с наиболее простой структуры, в основу которой мы положим связку "проблемы - отрасти философии (науки)".

Содержание работы

Введение
1. Структура философского знания
2. Основные функции философии
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 52.26 Кб (Скачать файл)

Так же тот факт, что философия  включает в себя такие основные разделы  как: онтология (учение о бытии) и  гносеология (теория познания), а также  логика, этика и эстетика. В решении  различных проблем выделились такие  противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм  и эмпиризм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм. Что  до современной философии, то она  состоит из таких направлений  как: неопозитивизм, прагматизм, экзистенционализм, персонализм, феноменология, неотомизм.

К примеру, Декарт также понимал  под философией «целостную и единую науку», а Христиан Вольф, утверждает, что она есть наука о всевозможных вещах. И действительно, так как  на первых порах своего существования, философия представляла собой нерасчленённую, единую науку, объединяющую все знания, которые накопил человек. Некоторые  даже склонны утверждать, что философия - это своего рода рациональная наука, цель которой объяснить реальность.

Но, не смотря на то, что в  течение истории от философии  отпочковалось множество дисциплин, за философией всё-таки остались такие  задачи как: решение вопроса об отношении  сознания к материи, а также исследование наиболее важных вопросов природы, общества и мышления, что как предполагается, делает её наукой.

Но является ли философия  наукой в том смысле, который был  ранее рассмотрен? А именно, действительно  ли философии можно дать такое  определение, и назвать её таковой. С уверенностью можно сказать, что  философия имеет признаки науки, то есть она руководствуется философскими критериями. Это можно видеть из опыта, что проводили многие исследователи  в XX веке, проводя различия между естественно - научным и гуманитарным знанием, где, в первом большое количество формул, аксиом и доказательств, второе же отличается тем, что свободно от всего этого и не несёт в себе окончательных выводов.

Наука - это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько  прошлых достижений - достижений, которые  в течение некоторого времени  признаются определенным научным сообществом  как основа для развития его дальнейшей практической деятельности, то - есть из этого видно, что наука понимается, как традиция. Прошлые достижения, лежащие в основе этой традиции, и выступают в качестве парадигмы, и чаще всего под этой парадигмой понимается некоторая достаточно общепринятая теоретическая концепция типа системы  Коперника, механики Ньютона, кислородной  теории Лавуазье и т.п.

Одним словом, философию  нельзя назвать наукой, так как  в ней существуют догадки, прозрения  и интуиция, не присущие науке. А  это значит, что если философские  идеи (предположения) не получили подтверждения  со стороны учёных - это не беда. Если вдруг появится другая теория или  концепция по определённому вопросу, прежняя философская идея не перестанет существовать, она останется в  истории, как некий ход мыслей, даже если это и заблуждение.

И в заключение - характерной  особенностью философии есть то, что  она отличается от других (точных) наук (математики, физики), отсутствием единства мнения по любому философскому вопросу, то - есть другими словами, если существует единственная правильная арифметика (та, что изучают в школах), то единой, вечной философиии нет, что ведёт  к разнообразию взаимозаменяющих философских  позиций. Так что, стоит прийти к  выводу, что философия не является наукой, хотя в ней и существуют определённые логические доктрины.

2.2 Философия как мировоззрение

 

 

Философия - это не наука, искусство или религия, а своеобразная, самостоятельная и уникальная форма  постижения мира. Другими словами  философия - это мировоззрение, которое  есть ряд теорий, предполагающих понимание  человека, мира и Бога.

Самым ярким примером для  подтверждения этой идеи, по словам Лосева, является Сократ, пытавшийся, понять и оценит жизнь. По его словам Сократ был первым, кто захотел понять жизнь. Так же философию можно  сравнить с экзистенционализмом, моральным  поиском человеческого предназначения. Как говорил Ницше в своём  антихристианском произведении «Антихрист»: «Что хорошо? Что дурно? Что есть счастье?».

Философия как раз и  говорит о многообразии путей  познания мира, которые хотя постоянно  и изменяются, но вопросы, которыми задавались те же греки или первые христиане, по-прежнему волнуют современного человека. И самое интересное заключается  в том, что современный человек  принимает выводы древних, но интерпретирует их по-своему, поскольку его миропонимание  и образ мышления уже иные.

Философия, будучи уникальной, пытается проникнуть в самую суть мироздания, она разрабатывает наиболее общий и целостный взгляд на окружающую реальность, тем самым, отстаивая  свой статус мировоззрения. Каждый день люди сталкиваются с насущными вопросами: что есть истина, кто есть человек, что будет после смерти, как  правильно жить и в чем смысл  жизни? Философия, пытается ответить на эти темы, предлагая разнообразные  подходы к самым глобальным вопросам, задаваемым человечеством.

Но философия не в коем случае не является беспорядочным нагромождением разных представлений или идей, напротив, ей присуща логика, а также непреходящая ценность, заключающаяся в постоянной насущности задаваемых вопросов, которые  и связывают движение философской  мысли в один, целостный процесс  и способствуют постоянному поиску ответов на эти вопросы. То - есть, философия есть поиск ответов  на главные вопросы бытия.

 

Древнегреческий философ  Фалес (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) сформулировал  немало таких вопросов. Например, ему  принадлежат такие выражения, как: «что древнее всего сущего?», «что всего больше?», «что всего прекраснее?», «что всего разумнее?», «что всего  быстрее?», «что всего полезнее?», «что всего сильнее?». Кант же, например, задавался такими вопросами: «Что я  могу делать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться?», «что такое человек?». Всё это, говорит  о том, что все самые насущные вопросы и проблемы получают в  философии свою окончательную интерпретацию, а это говорит о задаче философии - закладывать и формулировать  определённое мировоззрение.

3. Наука

3.1 Наука фундаментальная  и прикладная

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Оно закрепляется в форме знаний мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому науку определяют как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Однако производство знаний не является самодостаточным для общества, оно  необходимо для поддержания и  развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной  науки XVII в. привело к кардинальным преобразованиям в образе жизни человека. Словами Б. Рассела: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке… Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”.

Именно в XVII веке люди (конечно же, не все поголовно, а лишь образованная их часть) стали опираться на представления о законах природы в своей повседневной жизни, что приводило к развенчанию магии и колдовства. “В 1700 году мировоззрение образованных людей было вполне современным, тогда как в 1600 году, за исключением очень немногих, оно было еще большей частью средневековым… Люди XVII века почувствовали себя живыми людьми, а не несчастными грешниками, как они все еще называли себя в молитвах ”.

Претерпев ряд этапов в  своем развитии, наука современного уровня ведет к дальнейшим преобразованиям  всей системы жизнедеятельности  человека. Развитие техники и новейших технологий, происходящее под ее влиянием, не может не влиять на жизнь людей. Таким образом, наука создает  новую среду для бытия человека. “Как и искусство, наука не есть просто культурное занятие человека. Наука - способ, притом решающий, каким  для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все  больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”, - это  мысли Хайдеггера по поводу науки.

Выделение в структуре  науки фундаментальных и прикладных исследований, наук фундаментальных  и наук прикладных - это исходное разграничение, если хотите “расчленение”, науки. Фундаментальные исследования - это такие исследования, которые  открывают новые явления и  закономерности. Это исследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Прикладная же наука  ставит перед собой задачу решения  строго конкретной технической проблемы. Вместе с тем проводя фундаментальные  исследования можно ставить как  чисто научную, теоретическую задачу, таки и решать конкретную практическую проблему.

“Тем не менее, оказалось”, - пишет применительно к физике академик А. М. Прохоров, “удобным разбить  фундаментальные исследования на две  большие группы. Одна из них направлена на увеличение объема наших знаний, призвана удовлетворять потребность  человечества в целом и, прежде всего  конкретного человека - исследователя - во все более глубоком познании объективного мира. Другая группа исследований имеет своей целью получение  фундаментальных знаний, необходимых  для ответа на вопрос о том, как достичь того или иного конкретного практического результата”.

Вовсе не обязательным является как то, что чисто научное исследование не может дать практического выхода, также и фундаментальное исследование, направленное на решение практически  важной задачи не может иметь общенаучной  значимости. В доказательство этому  можно привести некоторые общеизвестные  факты из истории развития науки.

В новейшей истории взаимодействие, взаимопревращение этих двух групп  фундаментальных исследований лежит  на поверхности, но стоит взглянуть  немного дальше, и это прослеживается не всегда. В течение веков фундаментальная  наука развивалась отдельно от прикладной, не решая никаких практических задач. Шло, таким образом, чистое удовлетворение абстрактной любознательности.

Величайшие достижения науки  Нового времени были никоим образом  не связаны с практикой в точном смысле этого слова. Скорее наоборот, наука шла позади практики, объясняя уже работающие вещи а, не предсказывая, не предвидя ничего нового и не толкая к изобретению, созданию нового.

В качестве примера отношений  прикладной и фундаментальной науки  рассмотрим самую, пожалуй, фундаментальную  науку - физику.

Редко кто сможет отрицать значимость энергетики для современной  цивилизации, поэтому работа, проведенная  следующими изобретателями, может быть названа неоценимой: Дени Папен (1680), Томас Ньюкомен (1717), Джеймс Уатт (1720), наш русский изобретатель И.И. Ползунов (1761), Роберт Фултон (1805), Джордж Стефенсон (1815),- они сделали доступной тепловую энергию для производства механической работы, научились использовать энергию  сжатого пара. При этом характерно, что все они - самоучки, талантливые  изобретатели, за исключением первого, нашедшие технически осуществимые и  экономически выгодные решения актуальных проблем, которые затем дали “зеленый свет” научно-технической революции.

 

Следует отметить, что их открытия были совершены до создания термодинамики, до того, как был сформулирован  закон сохранения энергии.

И только вслед за тем, как  был совершен технико-технологический  прорыв, в ходе фундаментальных исследований были сформулированы и первое и второе начала термодинамики, открыт КПД идеальной  тепловой машины, Карно открыл свой цикл.

Любое государство, которое  хоть сколько-нибудь претендует даже и  не на лидирующую роль, а просто на достойное  место в мировом сообществе, должно быть заинтересовано в развитии фундаментальной  науки как основы новой, прежде всего  военной техники. Но техники не для  ведения войны, а для поддержания  мира, как бы это ни казалось парадоксальным.

Руководители государств, не только авторитарно-тоталитарных и  милитаристических, но и демократически-пацифистских понимают это (если они, конечно, находятся  на своем месте, не являются случайными людьми “у руля”). Таким образом, и  авторитарно-тоталитарные системы  власти любят науку и все остальные  системы любят ее также и по тем же причинам, что и первые.

Возвращаясь к властвующей  элите, хочется задать вопрос: понимают ли они, что наука имеет свои собственные  законы развития, что она самодостаточна и сама себе ставит задачи? И что  делают науку ученые - люди довольно-таки своеобразные. Прежде всего, ученый (я  говорю сейчас о настоящих ученых, а не о паразитах в науке) не может быть человеком предвзятой идеи, предписанного образа мыслей и поведения. Это и приводят к  трудностям во взаимопонимании и  взаимодействии ученых с корпусом общественного  мнения.

 

В заключение этого раздела  необходимо обобщить, что фундаментальные  и прикладные исследования играют различную  роль в обществе и по отношению  к самой науке. Фундаментальные  науки направлены, прежде всего, на внутренние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания. Соответственно этому говорят о “чистой” науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с иными, практическими видами деятельности человека, и в особенности - с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изменение мира.

 

3.2 Наука и развитие  человека

 

 

Первичным в понимании  природы науки является ее воздействие  на самого человека, на систему его  интересов, потребностей и возможностей к действиям в организации  своего бытия и его совершенствования. Наука не является чем-то внешним  по отношению к сущности человека, скорее она связана с самой  его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе  упорядоченные системы, определяют то, что можно назвать феноменом  человека. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида основных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и потребность  познания. “Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные  потребности познания окружающего  мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования  на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила  и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так  трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни”.

Информация о работе Структура философского знания