Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:16, реферат
Целью моей научной работы является раскрыть и описать историю и предпосылки возникновения психоанализа, структуру личности и методы ее изучения, защитные механизмы психики и описать анализ сновидений по Фрейду.
Задачи научной работы:
Описать историю и предпосылки возникновения психоанализа по Фрейду.
Раскрыть структуру личности в понимании Фрейда.
Описать анализ сознания как метод изучения структуры личности по Фрейду.
I Введение
II Основная часть
История возникновения психоанализа
Структура личности
Методы изучения структуры личности
Защитные механизмы психики
Анализ сновидений
III Заключение
IV Список использованной литературы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Самарский государственный
медицинский университет
Кафедра философии и культурологии
Реферат по философии
На тему: «Структура психики и анализ сознания у Фрейда»
Самара 2012
I Введение
II Основная часть
III Заключение
IV Список использованной литературы
Введение
Данная тема реферата является актуальной в современном мире. До настоящего времени люди не в состоянии дать полноценный ответ на вопрос «Что все-таки происходит в глубине нашего сознания? Чем определяется тот или иной порыв действия человека?» Одним из первых, кто попытался найти ответы был австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд.
Он является основоположником психоанализа. Ему принадлежит первое структурирование психики больных психическими заболеваниями, он первый наиболее точно и верно составил толкование сновидений, существующее и по сей день, создал единственно верный метод изучения структуры личности – анализ сознания, совместно со своей младшей дочерью разработал механизмы защиты психики от повреждающего действия внешних факторов и многое-многое другое он внес в развитие психологии и психиатрии.
Целью моей научной работы является раскрыть и описать историю и предпосылки возникновения психоанализа, структуру личности и методы ее изучения, защитные механизмы психики и описать анализ сновидений по Фрейду.
Задачи научной работы:
Основная часть
До того, как Фрейд пришел к психоанализу, он провел исследования в области физиологии, гистологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, как со взрослыми пациентами, так и с детьми. Несмотря на достигнутые успехи в сфере невропатологии, Фрейд вынужден был признать, что причина возникновения нервных заболеваний и их природа по-прежнему остаются для него загадкой.
Шестимесячная стажировка в парижской больнице Сальпетриер у знаменитого Ж. Шарко в 1885-1886 годах внесла в воззрения Фрейда нечто такое, что заставило его коренным образом пересмотреть свои взгляды на причины заболевания и методы излечения нервнобольных. От Шарко он почерпнул идеи о закономерности истерических явлений, о травматических причинах и психической природе соответствующих заболеваний, о магии слова и гипнотического внушения, способствующих исчезновению симптомов.
Метод выявления причин возникновения симптомов с помощью гипноза был подсказан Фрейду Й. Брейером. В 1880-1882 годах Брейер лечил страдающую истерией пациентку. Этот случай, известный из психоаналитической литературы под названием «случай Анны О.», является примечательным, так как Брейер впервые применил при лечении своей пациентки новый метод, основанный на гипнозе.
Брейер назвал новый метод «катартический». Это название происходит от древнегреческого слова «катарсис» (очищение) и восходит к Аристотелю, считавшему, что в процессе драматического искусства благодаря сопереживанию происходящим на сцене драматическим событиям у человека может произойти душевное очищение. В случае Анны О. катартический метод лечения состоял в том, что в состоянии гипноза воскрешались выпавшие из памяти воспоминания о травматических событиях жизни и, благодаря их воспроизведению в словесной форме путем повторного переживания осуществлялось освобождение (катарсис) от истерических симптомов.
Примерно в то же время в Гавре П.Жане работал с молодой девушкой методом психологического анализа. Для Жане травматическая ситуация также выступала в качестве необходимой для дальнейшей терапевтической работы данности. Но эта данность была необходима скорее для терапевта, нежели для пациента. Истина была нужна врачу, а не больному человеку. Болезнь развивалась путем бегства пациента от истины. Поэтому врач, открывший для себя истину в отношении самого больного, должен был скрыть ее от него. Более того, путем гипнотического внушения он мог подменить истину ложью с тем, чтобы травмирующее событие прошлого не просто забылось, а окончательно исчезло из памяти пациента. На этом пути как раз и достигалось выздоровление. В этом отношении психологический анализ Жане можно назвать «лечением ложью».
Между катартическим методом Брейера и психологическим анализом Жане было много общего. Оба они использовали гипноз для исследования причин возникновения истерических симптомов, что привлекло внимание Фрейда. И тот, и другой сделали акцент на травматических ситуациях, способствующих развитию невротических симптомов, что также не ускользнуло от внимания Фрейда. Для обоих стало очевидным, что для обнаружения травматических ситуаций необходимо изучить предшествующие заболеванию периоды жизни пациента, включая ранние годы детства, что впоследствии учитывалось Фрейдом и легло в основу его психоаналитических исследований и терапевтической деятельности.
Для обоих гипноз выступал
не только в качестве познавательного
инструментария, дающего возможность
выявить этиологию
Все это позволяет говорить о том, что катартический метод Брейера и психологический анализ Жане являются непосредственными предшественниками психоанализа Фрейда.
Техника психоанализа постепенно эволюциировала по мере того, как Фрейд искал способы эффективной помощи невротическим пациентам. Хотя позже он и отрицал восторженность по поводу терапии, как таковой, именно излечение как цель привело его к открытию психоанализа.
Фрейд был проницательным
клиницистом, он смог увидеть, что имеет
значение в запутанных последовательностях
клинических событий, являющихся последствиями
различных технических
При внимательном чтении статей
Фрейда по технике и клинике
Хотя Фрейд знал о случае Анны О. от Брейера в 1882 году и изучал гипноз у Шарко с октября 1885 по февраль 1886 гг., он ограничивался использованием общепринятых терапевтических методов того времени, когда начинал практиковать. На протяжении почти 20 месяцев он применял электростимуляцию, водолечение, массаж и т. д. Неудовлетворенный результатами, он начал использовать гипноз в декабре 1887 г., очевидно, пытаясь подавить симптом пациента. В случае Эммы фон Н. (1889) Фрейд впервые использовал гипноз в целях катарсиса. Его терапевтический подход состоял в следующем: он гипнотизировал пациентку и приказывал ей рассказывать о происхождении каждого из ее симптомов. Он настойчиво спрашивал, что испугало ее, что вызвало рвоту или опечалило ее, когда происходили те события и т. д. Пациентка отвечала серией воспоминаний, что сопровождалось сильными аффектами. В конце Фрейд внушал пациентке, чтобы она забыла эти воспоминания.
К 1892 году Фрейд осознал,
что его способность
Элизабет фон Р. (1892) была
первой пациенткой, которую Фрейд
вылечил внушением в
Точной даты открытия процедуры свободных ассоциаций нет. Вероятно, она постепенно развивалась между 1892 и 1896 годами, уверенно очищаясь от гипноза, внушения, давления и опрашивания, которые сопровождали ее вначале. Намеки на нее появились уже в 1889 г., в случае Эммы фон Н.. Джонс описывает исторический случай, когда Фрейд настойчиво расспрашивал Элизабет фон Р. и она упрекнула его в том, что он прерывает ход ее мыслей. Фрейд скромно принял этот совет, и метод свободной ассоциации сделал гигантский шаг вперед.
Фрейд объяснял, что при
отказе от гипноза и внушения утрачивается
возможность доступа к
Свободная ассоциация остается основным и единственным методом коммуникации для пациентов в ходе психоаналитического лечения. Интерпретация же остается основным, наиболее важным инструментом аналитика. Эти две технические процедуры придают психоаналитической терапии отличительную печать. Другие способы общения также встречаются во время курса психоаналитической терапии, но они являются не основными, а подготовительными, или вторичными, они не типичны для психоанализа.
Фрейд признавал, что личное
влияние врача может быть чрезвычайно
значимо, и предлагал терапевту
действовать и как
Таким образом, Фрейд обнаружил
явления сопротивления и
С 1912 года и далее последовательный
анализ переноса и сопротивления
стал центральным элементом
Информация о работе Структура психики и анализ сознания у Фрейда