Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:16, реферат
Целью моей научной работы является раскрыть и описать историю и предпосылки возникновения психоанализа, структуру личности и методы ее изучения, защитные механизмы психики и описать анализ сновидений по Фрейду.
Задачи научной работы:
Описать историю и предпосылки возникновения психоанализа по Фрейду.
Раскрыть структуру личности в понимании Фрейда.
Описать анализ сознания как метод изучения структуры личности по Фрейду.
I Введение
II Основная часть
История возникновения психоанализа
Структура личности
Методы изучения структуры личности
Защитные механизмы психики
Анализ сновидений
III Заключение
IV Список использованной литературы
В работе «Я и Оно» Фрейд выразил эту мысль очень сжато. «Психоанализ — инструмент, дающий возможность Я достичь, добиваться прогрессирующей победы над Оно». В 1933 г., Фрейд писал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы «усилить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию так, чтобы оно могло присвоить свежую порцию Оно. Где было Оно, там будет Я». И снова в работе «Анализ конечный и бесконечный» Фрейд утверждает: «Дело анализа — обеспечивать, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Я, только в этом случае он выполнит свою задачу».
Путь становления и
принятия психоанализа не был простым
и встретил жесткое сопротивление
как в медицинских и
Особенно отрицательный
прием встретил психоанализ. Неоспоримо,
что психоанализ носил характер
новизны, хотя он помимо сделанных открытий
переработал обширный материал, известный
уже из других источников: результаты
учения великого невропатолога Шарко
и данные из области гипнотических
феноменов. Его значение было первоначально
чисто терапевтическим, он хотел
создать новое действенное
Среднее место, занимаемое психоанализом между медициной и философией, оказалось только невыгодным для него. Медик считает его спекулятивной системой и не хочет поверить в то, что он, подобно всякой естественной науке, основан на терпеливой и многотрудной обработке фактов из мира восприятий; философ же, измеряющий его масштабом своих собственных искусственно состроенных системных образований, считает, что он исходит из несуществующих предпосылок, и упрекает его в том, что его самые основные понятия, находящиеся еще в стадии развития, лишены ясности и точности.
Сопротивления против психоанализа были не интеллектуальной природы, а проистекали из аффективных источников. Этим объясняется их страстность и логическая недостаточность. Большая часть сопротивлений психоанализу проистекает оттого, что сильные чувства человечества были оскорблены содержанием учения. То же самое испытала дарвиновская теория происхождения, разрушившая созданную высокомерием стену, которая отделяла человека от животного. Психоаналитическое учение о соотношении между сознательным Я и гораздо более сильным бессознательным означало тяжелый удар по человеческому самолюбию, который был назван психологическим и присоединен к биологическому удару, нанесенному учением о происхождении человека Дарвина, и к более раннему космологическому, нанесенному открытием Коперника.[3]
Основные положения
Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920); "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego) " - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. "Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности. [7]
Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознательное Я – посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх-Я – инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения.
В психоаналитической философии отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я – это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней. Или, как выражается Фрейд, Я является верным слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.
Не менее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, а на другом – лик запретов, Сверх-Я, так же как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли или совести, или бессознательного чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе Сверх-Я рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката внутреннего мира», т.е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных требований Оно и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, «Я является несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений Оно и со стороны строгости Сверх-Я». Фрейд стремится показать эту зависимость Я от бессознательных влечений человека и от требований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами. [5,110-111]
Ведущим методом изучения структуры личности является анализ сознания.
Исследование психически-
Для психоаналитического понимания бытия человека в мире более важно раскрыть глубинные ориентиры человеческой психики, проекции внутренних восприятий вовне, те механизмы жизнедеятельности людей, которые, по выражению Фрейда, «при нормальных условиях принимают самое большое участие в образовании нашего внешнего мира».
Клинический опыт, понимание психологии человеческой деятельности, идеи о бессознательном, высказанные рядом философов и воспринятые Фрейдом, – все это подвело его к принятию гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.
В философии Шопенгауэра и Фрейда обнаруживаются сходные мотивы в трактовке бессознательного. Однако фрейдовское понимание бессознательного отличается от шопенгауэрской интерпритации его в одном важном пункте. В философии Шопенгауэра бессознательное имеет метафизическо-онтологический статус и является тем предсущим, на основе которого структурируется мир, как таковой, во всех его проявлениях. У Фрейда бессознательное относится только к сфере психического и распространяется на мир человека. Оно не является метафизически окрашенным, подобно бессознательному в философии Шопенгауэра или Гартмана. В то же время у основателя психоанализа сохраняется онтологизация бессознательного. Она носит психоидный характер и связана с осмыслением психической реальности.
Фрейд разделяет сферы бессознательного и сознания, как отличные друг от друга. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, но и стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.
Одно из основных исходных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются «те психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания». [5,105-109]
З. Фрейд и его младшая дочь, профессор Анна Фрейд, открыли защитные механизмы психики, посредством которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики. К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы и способы защиты, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование действия, расщепление и др.
Информация о работе Структура психики и анализ сознания у Фрейда