Структура психики и анализ сознания у Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Целью моей научной работы является раскрыть и описать историю и предпосылки возникновения психоанализа, структуру личности и методы ее изучения, защитные механизмы психики и описать анализ сновидений по Фрейду.
Задачи научной работы:
Описать историю и предпосылки возникновения психоанализа по Фрейду.
Раскрыть структуру личности в понимании Фрейда.
Описать анализ сознания как метод изучения структуры личности по Фрейду.

Содержание работы

I Введение
II Основная часть
История возникновения психоанализа
Структура личности
Методы изучения структуры личности
Защитные механизмы психики
Анализ сновидений
III Заключение
IV Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Структура психики и анализ сознания у Фрейда.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

В работе «Я и Оно» Фрейд  выразил эту мысль очень сжато. «Психоанализ — инструмент, дающий возможность Я достичь, добиваться прогрессирующей победы над Оно». В 1933 г., Фрейд писал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы «усилить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию так, чтобы оно могло присвоить свежую порцию Оно. Где было Оно, там будет Я». И снова в работе «Анализ конечный и бесконечный» Фрейд утверждает: «Дело анализа — обеспечивать, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Я, только в этом случае он выполнит свою задачу».

Путь становления и  принятия психоанализа не был простым  и встретил жесткое сопротивление  как в медицинских и философских, так и в общественных кругах. Фрейд  описал его в своей работе «Психоаналитические этюды» (1926).

Особенно отрицательный  прием встретил психоанализ. Неоспоримо, что психоанализ носил характер новизны, хотя он помимо сделанных открытий переработал обширный материал, известный  уже из других источников: результаты учения великого невропатолога Шарко  и данные из области гипнотических  феноменов. Его значение было первоначально  чисто терапевтическим, он хотел  создать новое действенное лечение  невротических заболеваний; но соотношения, которых сначала нельзя было предвидеть, позволили психоанализу шагнуть  далеко за пределы первоначальной цели. Наконец, психоанализ стал претендовать на то, что он вообще перевел наше понимание душевной жизни на новый базис и поэтому важен для всех научных областей, основанных на психологии. После десяти лет полного пренебрежения он стал вдруг предметом всеобщего интереса и вызвал бурю негодующего отрицания. О своем детище Фрейд писал так: «Психоанализ – мое творение. В течение десяти лет им занимался только я, и все неудовольствия, вызванные у современников этим явлением, всегда обращались против меня одного. Поэтому я считаю себя вправе отстаивать ту точку зрения, что … когда я уже давно перестал быть единственным представителем психоанализа, никто лучше меня не может знать, что такое психоанализ, чем он отличается от других способов исследования душевной жизни, чему можно дать такое имя и чего не следует так называть». [9]

Среднее место, занимаемое психоанализом между медициной и философией, оказалось только невыгодным для него. Медик считает его спекулятивной системой и не хочет поверить в то, что он, подобно всякой естественной науке, основан на терпеливой и многотрудной обработке фактов из мира восприятий; философ же, измеряющий его масштабом своих собственных искусственно состроенных системных образований, считает, что он исходит из несуществующих предпосылок, и упрекает его в том, что его самые основные понятия, находящиеся еще в стадии развития, лишены ясности и точности.

Сопротивления против психоанализа были не интеллектуальной природы, а проистекали из аффективных источников. Этим объясняется их страстность и логическая недостаточность. Большая часть сопротивлений психоанализу проистекает оттого, что сильные чувства человечества были оскорблены содержанием учения. То же самое испытала дарвиновская теория происхождения, разрушившая созданную высокомерием стену, которая отделяла человека от животного. Психоаналитическое учение о соотношении между сознательным Я и гораздо более сильным бессознательным означало тяжелый удар по человеческому самолюбию, который был назван психологическим и присоединен к биологическому удару, нанесенному учением о происхождении человека Дарвина, и к более раннему космологическому, нанесенному открытием Коперника.[3]

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке). [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура личности

Структура личности в законченном  виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920); "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego) " - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. "Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности. [7]

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознательное Я – посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх-Я – инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения.

В психоаналитической философии отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я – это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней. Или, как выражается Фрейд, Я является верным слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.

Не менее сложными оказываются  и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, а на другом – лик запретов, Сверх-Я, так же как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли или совести, или бессознательного чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе Сверх-Я рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката внутреннего мира», т.е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных требований Оно и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, «Я является несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений Оно и со стороны строгости Сверх-Я». Фрейд стремится показать эту зависимость Я от бессознательных влечений человека и от требований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами. [5,110-111]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы изучения структуры личности

Ведущим методом изучения структуры личности является анализ сознания.

Исследование психически-реального, выявление закономерностей функционирования человеческой психики, изучение внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся  в глубинах человеческого бытия, – все это становится крайне важным для психоаналитического исследования.

Для психоаналитического  понимания бытия человека в мире более важно раскрыть глубинные  ориентиры человеческой психики, проекции внутренних восприятий вовне, те механизмы  жизнедеятельности людей, которые, по выражению Фрейда, «при нормальных условиях принимают самое большое  участие в образовании нашего внешнего мира».

Клинический опыт, понимание психологии человеческой деятельности, идеи о бессознательном, высказанные рядом философов и воспринятые Фрейдом, – все это подвело его к принятию гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.

В философии Шопенгауэра и Фрейда обнаруживаются сходные мотивы в трактовке бессознательного. Однако фрейдовское понимание бессознательного отличается от шопенгауэрской интерпритации его в одном важном пункте. В философии Шопенгауэра бессознательное имеет метафизическо-онтологический статус и является тем предсущим, на основе которого структурируется мир, как таковой, во всех его проявлениях. У Фрейда бессознательное относится только к сфере психического и распространяется на мир человека. Оно не является метафизически окрашенным, подобно бессознательному в философии Шопенгауэра или Гартмана. В то же время у основателя психоанализа сохраняется онтологизация бессознательного. Она носит психоидный характер и связана с осмыслением психической реальности.

Фрейд разделяет сферы  бессознательного и сознания, как  отличные друг от друга. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, но и стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.

Одно из основных исходных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются «те психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания». [5,105-109]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Защитные механизмы психики

З. Фрейд и его младшая дочь, профессор Анна Фрейд, открыли защитные механизмы психики, посредством которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики. К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы и способы защиты, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование действия, расщепление и др.

  • Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.
  • При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним.
  • Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта.
  • Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. З.Фрейд приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил, недолго думая, что он теперь сам котенок.
  • Реактивное образование. В этом случае индивид бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другой (например, ненависть — в любовь, и наоборот).
  • Суть механизма самоограничения как адаптации состоит в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение снижается. В такой ситуации многие просто прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями. Анна Фрейд назвала данный механизм «ограничением Я». Она обратила внимание, что такой процесс свойствен психической жизни на всем протяжении развития личности.
  • Рационализация (или защитная аргументация) как защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).
  • Аннулирование — психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли или чувства, для уничтожения неприемлемых для личности последствий другого действия или мысли. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым его плохое деяние как бы аннулируется, и он может продолжать жить дальше с чистой совестью.
  • В случае расщепления индивид бессознательно разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», словно бы убирая нечто неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития, например, тревоги). Расщепление является неким искажением реальности, как, собственно, и другие механизмы защиты, посредством действия которых индивид стремится уйти от реальности, подменяя истинный мир — ложным.
  • В случае действия отрицающей защитной реакции психики индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации — бессознательно отрицает существование ее.
  • Смещение как защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.
  • В случае изоляции происходит бессознательное абстрагирование от чего-то, погружение в которое способно вызвать тревогу и волнение. Например, если при выполнении каких-либо действий думать о механизмах осуществления его — подобное может привести к сбою в осуществлении подобного рода деятельности.
  • Сублимация – бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Она выражается в том, что индивид, испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.) [2]
  • Регрессия может проявляться в том, что невротик бессознательно как бы возвращается в прошлое, когда, по его мнению, все было очень даже хорошо. «Любое разочарование или угроза могут способствовать возвращению к стадиям инфантильной сексуальности, на которых имеется бессознательная фиксация»,— пишет проф. О.Фенихель[8], уточняя, что невроз разовьется только в случае если подобное вызовет возобновление старых конфликтов, т.е. активирует вытесненные влечения.

Информация о работе Структура психики и анализ сознания у Фрейда