Структура психики и анализ сознания у Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Целью моей научной работы является раскрыть и описать историю и предпосылки возникновения психоанализа, структуру личности и методы ее изучения, защитные механизмы психики и описать анализ сновидений по Фрейду.
Задачи научной работы:
Описать историю и предпосылки возникновения психоанализа по Фрейду.
Раскрыть структуру личности в понимании Фрейда.
Описать анализ сознания как метод изучения структуры личности по Фрейду.

Содержание работы

I Введение
II Основная часть
История возникновения психоанализа
Структура личности
Методы изучения структуры личности
Защитные механизмы психики
Анализ сновидений
III Заключение
IV Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Структура психики и анализ сознания у Фрейда.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ сновидений

3. Фрейд неоднократно  подчеркивал, что сны не случайны  и не беспорядочны, а являются  способом исполнения невыполненных  желаний. Будучи продуктом бессознательного  сновидения являются хорошим материалом для психоанализа.

Фрейд выделял явное и  скрытое содержание сна. Явное – это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое – то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, – пишет Фрейд, – теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделяет такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений. Работа сновидений – это перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, наоборот, – попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того чтобы грамотно толковать сновидения, нужно знать основные закономерности их работы.

В психологическом отношении  самым интересным в работе сновидения для Фрейда является такой механизм, под воздействием которого происходит превращение скрытых мыслей в  зрительные образы. Причем эти образы – не единственная форма, в которую  превращаются мысли. Тем не менее наглядное изображение слова – постоянная черта сновидения. Другое дело, что установление связи между словом и его изображением представляется делом трудным. Проблема заключается в том, что существующая между скрытыми мыслями логическая связь не полностью воспроизводится изобразительными средствами. В сновидении практически невозможно адекватное отражение в зрительных образах логических связей между отдельными мыслями, соединенными между собой союзами типа «если, то», «потому что» и другими. Логическую связь приходится восстанавливать лишь в процессе толкования сновидения. Но логическая связь между скрытыми мыслями может находить свое отражение в явном сновидении при помощи изображения последовательности событий или отдельных элементов сновидения. [4,259-260]

Ученый отмечает несколько  закономерностей работы сновидений, но главными из них считает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается  тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как «является  сокращенным переводом последнего».

Смещение – результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения намеками, символами.

И наконец, третий результат  работы сновидений — регрессивное превращение мысли в зрительные образы. Фрейд достаточно образно  раскрывает смысл этой трудной работы мозга: «Представьте себе, что вы взяли  на себя задачу заменить политическую передовицу газеты рядом иллюстраций, т.е. вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками».

Главным методом исследования сновидений является метод свободного ассоциирования. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила.

  • Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.
  • Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. свободно ассоциировать.

«Если я прошу кого-то сказать, – пишет Фрейд, – что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, т.е. из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика  в данном случае сводится к тому, чтобы путем свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом  сновидения вызвать ряд других – «заменяющих» представлений, с помощью которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

  • При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о вещах, с  точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить.

3. Фрейд считает, что  как раз те мысли, которые  пациент пытается подавить, оказываются  наиболее важными, наиболее решающими  для вскрытия бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся  на сопротивление, - пишет он, – когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит там что-то, что ему не разрешается иметь».

Ключом к расшифровке  скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, которые, по его мнению, глубоко  уходят своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют  «устоявшиеся переводы», т.е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для  расшифровки любых сновидений разных людей.

Символика сновидений у Фрейда почти всегда носит сексуальную  окраску. Дома с совершенно гладкими стенами символизируют мужчин, дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, – женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, как палки, зонты, шесты, деревья и т.п., обозначают мужской половой член. «Женские половые органы, – утверждает Фрейд, – изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, т.е. при помощи шахт, келей и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т.д. Судно тоже относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Однако пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже у самых близких учеников Фрейда (Адлер, Юнг и др.). О. Бумке в своей книге «Современные течения в психиатрии» писал: «Молодой девушке может присниться, что ей нужно идти на вокзал и что она заблудилась и очутилась в лесу – каждый может поверить Фрейду, но что вокзал означает преддверие в лес срамных волос, – это я считаю предметом совершенно односторонней и исключительно уродливой фантазии».

Сам Фрейд на подобные нападки  отвечал однозначно: «Я никогда не придерживался утверждения, часто  мне приписывающегося, что интерпретация  сновидений показывает, что все сны  имеют сексуальное содержание или  образуются сексуальными движущими  силами».

Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений заслуживает критического к ней отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное – ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа. [1]

 

З. Фрейд: «Работа сновидения – процесс совершенно своеобразного  характера, до сих пор в душевной жизни не было известно ничего подобного. Такие сгущения, смещения, регрессивные превращения мыслей в образы являются новыми объектами, познание которых  уже достаточно вознаграждает усилия психоанализа». [4,262]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наиболее серьезно на работы З. Фрейда повлияли Ж. Шарко и Й. Брейер. Они заложили фундамент психоаналитического понимания болезни у З. Фрейда. Благодаря их поддержке и преподавательским навыкам З. Фрейд создал свое величайшее творение.

Структура личности по З. Фрейду представлена тремя инстанциями: Я, Оно и Сверх-Я. Взаимоотношения  между каждыми из них имеют  сложный характер. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. Я, как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного Оно с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Сверх-Я - это инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества.

Ведущим методом изучения структуры личности является анализ сознания. Одно из основных исходных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются «те психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания».

Разнообразие механизмов защиты психики показывает возможные  ориентиры сокрытия психики о окружающего мира, а так же разнообразные формы перенесения своего подсознательного на другие вещи или явления.

 3. Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны не случайны и не беспорядочны, а являются способом исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного сновидения являются хорошим материалом для психоанализа.

Изучение философии Фрейда, его психоанализа и анализа толкования сновидений особенно важно в нашем обществе, и особенно для студентов медицинских вузов. Так как основы, заложенные им в психологии и психиатрии, необходимы для верного понимания и постановки диагноза психически больного пациента.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Анализ сновидений // Общая Психотерапия. URL: http://obschaya-psihoterapiya.ru/ (дата обращения: 29.05.12).
  2. Защитные механизмы психики // «Пси-Фактор». URL: http://psyfactor.org/ (дата обращения: 29.05.12).
  3. История возникновения психоанализа // Психоанализ.РФ. URL: http://www.psychoanalyse.ru/ (дата обращения: 21.05.12).
  4. Лейбин, В. Психоанализ / В. Лейбин. – СПб.: «Питер», 2008. – 259-260с., 262с.
  5. Лейбин, В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. Лейбин. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 105-109с., 110-111с.
  6. Психоанализ // Википедия. RL: http://ru.wikipedia.org/  (дата обращения: 21.05.12).
  7. Структура личности по З.Фрейду // А. Я. Психология. URL: http://azps.ru/ (дата обращения: 28.05.12).
  8. Фенихель, О. Психоаналитическая теория неврозов / О. Фенихель. – М.: 2004. – 212с.
  9. Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – Тбилиси: «Мерани», 1991. – 15 с.

Информация о работе Структура психики и анализ сознания у Фрейда