Стуктура и функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

В наше время, как и в предшествующие века, философия все еще остается элитарной формой культуры. И все же с развитием общества, с преодолением всех форм отчуждения, с ликвидацией на этой основе порабощающего человека жестокого разделения труда, с превращением всего жизненного времени во время его свободной подлинной жизнедеятельности человеческого труда философия преобразовалась в систему собственно творческих актов в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений личности. Философия перестает быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих

Содержание работы

Введение
1. Структура философии
2. Функции философии
2.1 Мировоззренческая функция
2.2 Гуманистическая функция
2.3 Культурно-воспитательная функция
2.4 Социально-аксиологическая функция
2.5 Объяснительно-информационная функция
2.6 Методологическая функция
2.7 Эвристическая функция
2.8 Координирующая функция
2.9 Интегрирующая функция
2.10 Гносеологическая функция
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Структура философии

2. Функции философии

2.1 Мировоззренческая функция

2.2 Гуманистическая функция

2.3 Культурно-воспитательная  функция

2.4 Социально-аксиологическая  функция

2.5 Объяснительно-информационная  функция

2.6 Методологическая функция

2.7 Эвристическая функция

2.8 Координирующая функция

2.9 Интегрирующая функция

2.10 Гносеологическая функция

Вывод

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

        Слово «философия» - греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.                         

        Философия - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

        В массовом сознании философия нередко представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят не очень лестно, как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы чуть-чуть философ, даже если он и не подозревает об этом.

         Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия вне истории. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность уже познанного. Однако философский дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания - духовно - практический. Именно он выражает жизненный смысл, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом.

          В наше время, как и в предшествующие века, философия все еще остается элитарной формой культуры. И все же с развитием общества, с преодолением всех форм отчуждения, с ликвидацией на этой основе порабощающего человека жестокого разделения труда, с превращением всего жизненного времени во время его свободной подлинной жизнедеятельности человеческого труда философия преобразовалась в систему собственно творческих актов в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений личности. Философия перестает быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих. Шаг за шагом она неуклонно становится сердцевиной образа жизни и образа мысли каждого человека, члена демократического, цивилизованного общества. В таком обществе философия является внутренним, необходимым условием развития всей социальной действительности, всех сфер духовного бытия человека. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время  в ней идет борьба противоположных  взглядов, которая не прекращается и сейчас.

Как бы оригинален не был  философ, смыслит он не только от своего имени, но и от имени философов  прошлых веков, от имени философии  в целом. Вот почему история философии - не «часть» ее, а основа, ее суть, ее самосознание.

       1. Структура философии

       Философские знания являются не только многокомпонентной, но и многофункциональной системой. Характер и способ реализации его функций во многом определяют место и роль философии в жизни общества.

       Если говорить в общих чертах о структуре философии то можно ее разделить на сектора: онтология, гносеология, диалектика, социальная философия. В свою очередь сектора имеют свою подсистему в виде функций и методов, направлений. Но важно то, что они не имеют четких граней, т.е. все они взаимосвязаны между собой.

        Содержательная сторона философии раскрывается конечно в ее функциях. Философские дисциплины - не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит сравнение с драгоценным кристаллом и его гранями. В этом отношении философия являет собою полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе.

        Рассмотрим античную философию: становясь самостоятельной системой знаний она обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков (4 в. до н.э.) эта структура приняла следующий вид:

- философия начиналась с логики;

- после логики следовала физика или учение о природе;

- после физики - этика.

        Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика при всей важности практикуемых в них проблем, лишь подготавливает, предваряет основные, смысло-жизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее свои корректировки. В 17 в. в лоне общих систем философии углубленную разработку и развитие получила теория познания. В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно - теоретический, но чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название - онтология.

        Гегель же строит свою систему в виде «энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, и Гегель тоже называет три части философского знания, обозначаемые им в строгой последовательности:

1. логика;

2. философия природы;

3. философия духа.

Т.е. логика, методология  познания составляют теоретическое  ядро философии. Однако структура современной  философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия, философские  вопросы естествознания, этика, философская  культурология, история философии - круг философских дисциплин может  быть и расширен.

 

        2. Функции философии

       Основными функциями философии являются:

1) синтез знаний и создание  единой картины мира, соответствующей  определенному уровню развития  науки, культуры и исторического  опыта;

2) обоснование, оправдание  и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии  познания и деятельности человека  в окружающем мире.

         Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом (1724-1804) в виде 3-х вопросов:Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная функции философии, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.

Философия выступает в  двух ипостасях:

1) как информация о  мире в целом и отношении  человека к этому миру

2) как комплекс принципов  познания, как всеобщий метод  познавательной деятельности. На  этом основано разделение большого  числа функций философии на  две группы: мировоззренческие и  методологические.

        Методологическая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

        Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

       Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль. Они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

 

      2.1 Мировоззренческая функция

     Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

    Мировоззрение - это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

      Мировоззрение можно разделить на уровни :

- жизненно-практический (обыденный  - складывается на основе традиций  и опыта. Здесь преобладают чувства, эмоции, переживания, соответствующие условия быта, национальность);

- теоретический (интеллектуальный - в основе лежат различные  формы знания предполагающие теоретическое освоение мира).

        В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировоззрение несет в  себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения  являются знания - вся совокупность знаний о мире и человеке, оценки - выражают отношение людей к миру и самим себе, ценности - формируют  идеалы, идеалы - всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для  всех сфер человеческой жизни (т.е. идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными).Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом, из которых проявляется соответствующая его функция.

      С древнейших времен в ломе философского знания сложились и вырисовывались категории: бытие, разум, красота и т.п., на языке категорий строились мировоззренческие теоретические системы, выражавшие концептуальные представления культуры о природе, Боге и человеке. 

      Например, в разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем .

      Космоцентризм - отличительная черта наиболее древней философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (7-6 в. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должно быть и их общественный мир, и их нравственность.

     Для философии и культуры средних веков характерен геоцентризм. Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы в феодально-сословном обществе были подчинены своему господину.

       Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (14-16 вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм означал реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь, как в эту великую, яркую эпоху, когда, освободившись от идеологического и морального пресса средневекового аскетизма, человек не оказался еще во власти порабощающей силы - жестко-одномерного, буржуазного разделения труда.

Научное знание безразлично  к смыслам, целям, ценностям и  интересам человека. Напротив, философское  знание - это и есть знание о месте  и роли человека в мире. Такое  знание глубоко личностно, императивно.

      2.2 Гуманистическая функция

      На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие  размышления нередко действуют  угнетающе на человека. Вот что  писал по этому поводу известный  русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска  по вечности, невозможность примириться  с временем.

      Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Информация о работе Стуктура и функции философии