Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:14, реферат
В наше время, как и в предшествующие века, философия все еще остается элитарной формой культуры. И все же с развитием общества, с преодолением всех форм отчуждения, с ликвидацией на этой основе порабощающего человека жестокого разделения труда, с превращением всего жизненного времени во время его свободной подлинной жизнедеятельности человеческого труда философия преобразовалась в систему собственно творческих актов в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений личности. Философия перестает быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих
Введение
1. Структура философии
2. Функции философии
2.1 Мировоззренческая функция
2.2 Гуманистическая функция
2.3 Культурно-воспитательная функция
2.4 Социально-аксиологическая функция
2.5 Объяснительно-информационная функция
2.6 Методологическая функция
2.7 Эвристическая функция
2.8 Координирующая функция
2.9 Интегрирующая функция
2.10 Гносеологическая функция
Вывод
Список литературы
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского мировоззрения.
Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует «с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос - каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).
2.8 Координирующая функция
Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод - один из его компонентов) и объекта в науке.
Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.
В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй - конкретности истины.
Философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Такую же, в сущности, роль играют принцип единства уровней организации материи и развития, единства структуры и функции, взаимосвязи необходимости и вероятности и т.п. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами.
Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках.
Плодотворное координирующее воздействие всеобщего философского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки, содействующие успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом частных методов, методикой познания, достаточный опыт работы с объектом исследования, знакомство с историей философии, с опытом применения диалектики к решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять ее.
2.9 Интегрирующая функция
Термин «интеграция» (от латинского integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т.е. повышает степень ее упорядоченности, организованности. Мы будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию «дезинтеграция».
В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).
Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример - кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример - онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.
Все три типа наук представляют
собой средства интеграции научного
знания. Этот способ интеграции в результате
взаимопроникновения методов
На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон - метод - принцип - теория - идея - метатеория - конкретная наука - метанаука - смежная наука - комплексная наука - научная картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы.
Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой - опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.).
К настоящему времени в
науке действует множество
2.10 Гносеологическая функция
Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов познания.
Философия познания имеет 2 аспекта:
- вопросы познаваемости мира;
- познание самого знания.
Гносеология - знание о знании. Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.
Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом процессе познанного и непознанного.
Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие границ в познании.
Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам, которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций, ощущений.
Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для философских учений, провозгласивших философию - нравственной деятельностью. В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия людей, направленные на нравственность.
Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.
Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:
1. положительные и отрицательные;
2. нормативные и предписывающие, оценочные;
3. материальные и духовные.
В аксиологии ценность - целевая и нормативная категория, выражающая все то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.
Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности. Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные отношения сущностно влияют на ценности.
Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.
Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности.
Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.
Вывод
Основные функции философии, заключены в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.
По моему мнению, философия выполняет ряд общих функций:
1. Мировоззренческая - способствует формированию целостности картины мира, представлении о его устройстве, месте человека в нем, взаимодействии с окружающем мире.
2. Методологической - вырабатывает
методы познания окружающей
3. Мыслительно-теоритической
- учит концептуально мыслить
и теоретизировать, обобщать
4. Гносеологическая - правильное и достоверное познание окружающей действительности.
5. Критическая - подвергать сомнению мир и знаний, искать их новые черты, качества, противоречия, т.е. увеличение достоверности знаний.
6. Ценностная - оценка окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная - объясняет само общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, структуру, движущие силы.
8. Воспитательно-гуманитарная - культивирует гуманистические ценности, прививает их человеку и обществу, укрепляет мораль, помогает найти смысл и адаптироваться к жизни.