Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа
Право — один из видов регуляторов общественных отношений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.
Введение
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы
2. Взаимоотношения права и политики
3. Современное правовое состояние российского общества
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Право — один из видов
регуляторов общественных отношений,
общепризнанного определения
Сущность права — главная,
внутренняя, относительно устойчивая
качественная характеристика права, которая
отражает природу и назначение его
в жизни общества. Выявление сущности
основывается на исследовании социальных
ценностей, идей, определяющих природу
права. Поскольку право представляет
собой сложное многогранное социальное
явление, оно может исследоваться
в различных аспектах, с различных
точек зрения. История правовой мысли
представлена достаточно широким диапазоном
взглядов о сущности права и определении
его понятия. Существующие в юридической
науке подходы являются выражением
исторически конкретных социальных
проблем и одновременно вариантом
их разрешения. Право в своей содержательной
многосторонности может выражаться
в различных идейных
Именно потому, что еще с древнейших времен люди пытались понять сущность права, его значение для себя и актуальная данная тема сегодня.
Объектом изучения служит – право, а предметом его сущность.
Главная цель работы – рассмотреть, что же сегодня представляет собой право – «запрет» или «возможность», и на сколько это отражается в обществе.
Задачами будут:
Еще на заре человеческой цивилизации, с появлением избыточного продукта, частной собственности, других факторов, характерных для цивилизации, возникла насущная потребность в особом универсальном регуляторе, более сильном, чем имевшиеся социальные нормы. Таким нормативным регулятором стало право.
Древние философы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.
С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:
• для Аристотеля
право — это политическая
• для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,
• для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,
• для Р.Иеринга — защищенный интерес,
• для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,
• для юридического позитивизма — веление, приказ государства.
Люди понимают
право так, как им позволяет
их разум в определенных
Сущность права
— это главная, внутренняя, относительно
устойчивая качественная
Сущность права
отражает основную, решающую его
связь с социальной структурой
и материальными
Нормативное понимание права самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине нельзя отвергать данный подход. Нельзя связывать его с одними именами (например, именем Вышинского), забывая о других, или с одним временем (например, временем культа личности), не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.
В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.
И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее соответственно идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.
Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике. Сегодня мы понимаем, что критика эта была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Кельзен, например, не задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не входил в решение вопроса, откуда берется исходная норма права (изучение права из самого права), так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.
Но для практического
юриста это действительно
Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Чистый практик нормативного толка в решении конкретного дела не задумывается о классовой окраске государственной воли. Это может быть воля всего народа или отдельной его части, воля большинства или меньшинства, прогрессивных или консервативных слоев общества. Государственную волю могут сформировать и единственно интересы правящей элиты, расходящиеся с интересами страны и даже государства в целом.
Во взгляде на действительность и решение дела через юридические очки, через призму принятых государством нормативных актов - содержание нормативного подхода к праву (одновременно положительное и отрицательное). Вначале о положительном.
1. Нормативный подход
больше, чем какой-либо другой, подчеркивает
определяющее свойство права
- его нормативность. Иметь в
виде руководства общее
2. Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.
3. Фиксированность средств
государственного принуждения
4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.
5. Косвенная ориентация
на необходимость возведения
в закон надлежащей (справедливой,
моральной, прогрессивной и т.
6. Ориентация на подзаконное
нормативное регулирование
7. Признание широких
возможностей государства
Последний пункт в качестве положительного обстоятельства не бесспорен. И если приводить его здесь, то надо иметь в виду то государство, которое выражает интересы общества, служит им, ориентируясь на такие ценности, как справедливость, свобода, гуманность. Нормативное понимание права хорошо служит в те исторические периоды, которые отличаются стабильностью. Оно не вызывает нареканий с точки зрения практики, если законодательство обновилось, если при этом соблюдены все демократические процедуры, если в нормах отразились передовые настроения широких масс.
Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определенных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.
Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить, и т.п. - вот постулаты социологического направления, и в частности реалистической теории права в США. Наполнять законы правом призваны судьи и администраторы. Как убеждаемся, недоверие к закону и законности - вот суть реалистического подхода к праву.
На почве критики старых
законов после Октябрьской
В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия. В большей степени этому способствовала компрометация лицемерного юридического позитивизма сталинской эпохи, когда писаное право (законодательство) для многих оставалось на бумаге, а нарушения конституционных норм являлись едва ли не нормой жизнедеятельности отдельных ведомств и многих ответственных работников. Однако следует различать, как представляется, консервативную и прогрессивную ветви социологического подхода к праву. Те, кто объявлял правом практику государственного строительства, преобразования общественного бытия на коммунистических началах или даже «саму общественную жизнь» в целом в период застоя нашего общества, - все они вольно или невольно оправдывали теневые отношения во всех их разновидностях, придавали им характер правовых. Жизнь тогда, как хорошо известно, шла своим чередом в обход закона, помимо закона и в нарушение закона. Напротив, в условиях, когда наблюдаются глубокие перемены в жизни в сторону поворота ее к международным стандартам, в социологических взглядах ряда авторов можно усмотреть весьма прогрессивные мотивы.
Как бы то ни было, для правореализующей практики, для правоприменителей рассматриваемый подход к праву менее предпочтителен, поскольку он, скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные:
- отсутствие прочной
юридической основы
- решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;
- опасность некомпетентного
решения и откровенного
В условиях нашей действительности,
когда работники
2.
Взаимоотношения права и
В любом обществе всегда встает вопрос, что первостепенно: право или политика. Право должно писаться под политику, проводимую государством, или все же политика должна быть основа на законе?
Дело в том, что право
тесно связано с государством
и большинство правоведов считают,
что эти явления не могут существовать
друг без друга, ибо одно порождает
другое. Государство — это, скорее
политическое явление, нежели правовое,
так как партия, придя к власти,
становится правящей. Она формирует
государственный аппарат и