Сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Право — один из видов регуляторов общественных отношений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.

Содержание работы

Введение
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы
2. Взаимоотношения права и политики
3. Современное правовое состояние российского общества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кр 2.docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

Таким образом, право,  государство, политика тесно связаны  между собой. Главное в их связи — общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения общественного управления, реализации государственного властвования. Между правом и политикой связь выражается в самых разнообразных формах — взаимоподдержки, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется, прежде всего, единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм — отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.

Итак, отношения собственности  являются основой правовых и политических отношений.

Проследив историю развития взаимоотношений права и политики, можно увидеть, что в государствах, где власть выходит за пределы  права, доминирует государственное  насилие. Так было и при рабовладельческом  строе, и во времена феодализма, вплоть до буржуазно-демократических революций.

Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где права человека не выступают в качестве средства контроля над ее осуществлением.

Поэтому проблема соотношения  правовых и политических норм —  это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается или нет в обществе господство правовых начал, принципов и норм.

Доминирование права над  политикой, политической властью —  непреложный принцип современной  культуры.

Исторический опыт показывает, что приоритет правовых норм существует только в условиях демократических  режимов, когда право основано на универсальном принципе формального  равенства.

Конечно же, в общественной жизни сталкиваются различные политические позиции и нормы, выражающие противостояние тех или иных социальных групп  и движений, остро конкурирующих  между собой. Существенный отпечаток  на политические нормы накладывают  личные амбиции лидеров, включенные в политическое противоборство.

Тем не менее, конкуренция  политических норм и принципов —  нормальное, естественное состояние  политического процесса в демократическом  обществе. Только тоталитаризм делает политическую жизнь одномерной, выдвигая систему непреложных, незыблемых , не полежащих критике принципов и норм. В условиях демократии разнообразие политических норм может ограничиваться только правом

Таким образом, в политических нормах и в отличие от првовых неизменно присутствует конкуренция программ и идей. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интеревов и целей различных социальных групп. Такая сила находится вне политических норм. Это право.

 Из всего вышесказанного  можно сделать вывод, что в  современных цивилизованных государствах  право приобретает приоритет  над государством, а значит, и  над политикой, не допуская  произвола и действий вне правового  поведения в обществе.

Приоритет права над политикой, государством — это необходимый  фактор современного цивилизованного  общества, его высокой культуры.

 

3.Современное правовое состояние российского общества

Государство и право в  современном мире находятся в  сложном и неоднозначном взаимодействии с общечеловеческой культурой. В  самом общем виде культура есть все  то, что создано человеком, имеет  основу в духе человека, является результатом  его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными  и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей  жизни, в совершенствовании форм своего существования.

В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся  успехи и достижения в развитии права  и государства, в совершенствовании  правовой и государственно-правовой организации жизни свободных  людей. Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков  правового государства.

При достаточно очевидном  отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей в России в конце XIX — начале XX веков происходило  последовательное формирование права  и правосознания. Однако процесс  становления российского правосознания  был прерван в 1917 году, когда отношение  к праву стало полностью определяться политическими взглядами. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию  нанесла марксистско— ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества.

И, хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым ценностям и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место в жизни общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии  завершает XX век в условиях глубокого  дефицита правопонимания, правосознания и правовой культуры. И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”.

Исторически сложилось, что  законодательство, создающее юридические  основы рынка, демократические формы  государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения. Большинство населения  с сомнением относится к частной  собственности, особенно к частной  собственности на землю (введение последней  зачастую отождествляется с распродажей  России), отрицательно оценивает инициативу, предприимчивость, предпринимательство, склонно к уравнительности. Имущественное  и социальное расслоение, связанное  с инициативой и предприимчивостью, воспринимается массовым правосознанием как несправедливость. Сохраняющиеся и воспроизводящиеся элементы прошлого никак не вписываются в рыночные структуры с их формальным, юридическим равенством. В политическом отношении рыночному хозяйству в наибольшей мере соответствует демократия, которая также плохо совмещается с массовым сознанием.

Массовое сознание (особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов) тяготеет к  введению власти “сильной руки”, которая  только и может навести в стране твердый порядок и которая  отнюдь не обязательно должна опираться  на закон. Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Российской общественности приходилось быть свидетелем, когда  действующий закон отставлялся в сторону и применялись "целесообразные", а то и силовые средства.

Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится  самим государством в соответствующих  масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько— нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.

Особую остроту приобретает  угроза повсеместного проявления крайних  степеней деформации правосознания, выражающаяся в криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского  общества.

Значительно выросло количество социальных девиаций, особенно среди  несовершеннолетних и молодежи. Одним  из источников различных деформаций правосознания являются неблагополучные  семьи. Зачастую в неблагоприятных  семьях отсутствует сама возможность  социально-позитивного, правового воспитания, а дети "с молоком матери" усваивают противоправные формы  поведения и образцы криминальной субкультуры.

Рост преступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольство населения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия  к законным органам власти и правопорядка. Рост преступности становится существенным фактором усиления социальной напряженности, препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых  форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения.

Наблюдается рост числа экономических  преступлений в различных сферах экономической деятельности российского  общества. Набирают силу опасные процессы сращивания экономической и общеуголовной преступности, главарей преступных групп с коррумпированными должностными лицами органов власти и управления. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

В обществе сложился ведомственный  правовой нигилизм, который исходит  не только от лиц, в той или иной мере заинтересованных в обходе закона, но и от представителей управленческого  персонала, обязанных быть проводниками требований закона. Вертикаль исполнительной власти до сих пор не может выполнить  свое главное назначение - обеспечить надлежащее исполнение законов.

В стране существует проблема правового нигилизма, связанного с  несовершенством законодательства, традиционно отождествляемого с  правом. В настоящее время для  российского общества наиболее актуальна  проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Ведь именно с Конституцией, провозгласившей высшей ценностью человека, его права и свободы, сверяет гражданин содержание и воздействие на его жизнь конкретных законов, в частности равным образом защищающих разные формы собственности, обеспечивающих свободу экономической деятельности, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, устанавливающих минимальные размеры пенсий и заработной платы и любых других законов. Будут ли изданы такие законы, во многом зависит от умения и желания политиков в центре и в регионах достичь взаимопонимания, нормальных деловых отношений.

Оценка законов при  их принятии и применении на предмет  соответствия праву направлена на повышение  качества законодательной базы, что  будет способствовать формированию уважительного отношения к праву  и преодолению правового нигилизма. Основным и непосредственным критерием  оценки законов должны выступать  конституционные положения, и федеральный  закон будет правовым, если он соответствует  Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным критерием могут выступать федеральные законы, а также конституции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Осуществляемые в стране реформы в политической, экономической, социальной и правовой сферах требуют  от государственного аппарата и правоохранительных органов дальнейшего улучшения  организации, совершенствования форм и методов работы, строгого соблюдения демократических принципов деятельности, обеспечения достоверности и  повышения доступности выходящей  информации. Особое значение приобретают  вопросы последовательного развития гласности в их деятельности, расширения и углубления деловых контрактов со средствами массовой информации и  общественностью.

Однако в целом эта  работа еще не приняла системного характера. В ряде мест по прежнему недооценивают возможности печати, радио, телевидения для показа сложной, многогранной деятельности правоохранительных органов по защите интересов человека и государства, преодолению правового нигилизма, воспитанию уважительного отношения к закону и праву. Не налажены необходимые контакты и с творческими союзами, культурными центрами и другими общественными организациями. Плохо информируется население о наиболее значимых событиях, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов, о результатах прокурорских проверок и расследованиях тяжких преступлений.

Нужно подчеркнуть необходимость  повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. От того, насколько быстро и полно исполняются  судебные решения, зависит очень  многое от непосредственного соблюдения прав и интересов юридических  и физических лиц до отношения  общества к судебной процедуре как  действенной форме защиты нарушенных прав и интересов. Судебная защита это  не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и  законных интересов людей.

Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных  функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера  присущих ему юридических ценностных установок и ориентаций.

Информация о работе Сущность права