Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа
Право — один из видов регуляторов общественных отношений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.
Введение
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы
2. Взаимоотношения права и политики
3. Современное правовое состояние российского общества
Заключение
Список литературы
Таким образом, право, государство, политика тесно связаны между собой. Главное в их связи — общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения общественного управления, реализации государственного властвования. Между правом и политикой связь выражается в самых разнообразных формах — взаимоподдержки, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется, прежде всего, единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм — отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.
Итак, отношения собственности являются основой правовых и политических отношений.
Проследив историю развития
взаимоотношений права и
Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где права человека не выступают в качестве средства контроля над ее осуществлением.
Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается или нет в обществе господство правовых начал, принципов и норм.
Доминирование права над
политикой, политической властью —
непреложный принцип
Исторический опыт показывает, что приоритет правовых норм существует только в условиях демократических режимов, когда право основано на универсальном принципе формального равенства.
Конечно же, в общественной жизни сталкиваются различные политические позиции и нормы, выражающие противостояние тех или иных социальных групп и движений, остро конкурирующих между собой. Существенный отпечаток на политические нормы накладывают личные амбиции лидеров, включенные в политическое противоборство.
Тем не менее, конкуренция политических норм и принципов — нормальное, естественное состояние политического процесса в демократическом обществе. Только тоталитаризм делает политическую жизнь одномерной, выдвигая систему непреложных, незыблемых , не полежащих критике принципов и норм. В условиях демократии разнообразие политических норм может ограничиваться только правом
Таким образом, в политических нормах и в отличие от првовых неизменно присутствует конкуренция программ и идей. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интеревов и целей различных социальных групп. Такая сила находится вне политических норм. Это право.
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что в
современных цивилизованных
Приоритет права над политикой, государством — это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры.
3.Современное правовое состояние российского общества
Государство и право в
современном мире находятся в
сложном и неоднозначном
В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой и государственно-правовой организации жизни свободных людей. Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков правового государства.
При достаточно очевидном
отсутствии в истории нашей страны
стойких правовых традиций, правовых
ценностей в России в конце XIX
— начале XX веков происходило
последовательное формирование права
и правосознания. Однако процесс
становления российского
И, хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым ценностям и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место в жизни общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита правопонимания, правосознания и правовой культуры. И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”.
Исторически сложилось, что
законодательство, создающее юридические
основы рынка, демократические формы
государственного устройства, остается
чуждым правосознанию значительной
части населения. Большинство населения
с сомнением относится к
Массовое сознание (особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов) тяготеет к введению власти “сильной руки”, которая только и может навести в стране твердый порядок и которая отнюдь не обязательно должна опираться на закон. Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Российской общественности приходилось быть свидетелем, когда действующий закон отставлялся в сторону и применялись "целесообразные", а то и силовые средства.
Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько— нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.
Особую остроту приобретает
угроза повсеместного проявления крайних
степеней деформации правосознания, выражающаяся
в криминализации общественных отношений,
складывающихся в процессе реформирования
социально-политического
Значительно выросло количество
социальных девиаций, особенно среди
несовершеннолетних и молодежи. Одним
из источников различных деформаций
правосознания являются неблагополучные
семьи. Зачастую в неблагоприятных
семьях отсутствует сама возможность
социально-позитивного, правового воспитания,
а дети "с молоком матери"
усваивают противоправные формы
поведения и образцы
Рост преступности, особенно
ее организованных форм, вызывает растущее
недовольство населения и представляет
реальную угрозу национальной безопасности
и процессу реформ, а также используется
определенными политическими
Наблюдается рост числа экономических преступлений в различных сферах экономической деятельности российского общества. Набирают силу опасные процессы сращивания экономической и общеуголовной преступности, главарей преступных групп с коррумпированными должностными лицами органов власти и управления. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
В обществе сложился ведомственный правовой нигилизм, который исходит не только от лиц, в той или иной мере заинтересованных в обходе закона, но и от представителей управленческого персонала, обязанных быть проводниками требований закона. Вертикаль исполнительной власти до сих пор не может выполнить свое главное назначение - обеспечить надлежащее исполнение законов.
В стране существует проблема
правового нигилизма, связанного с
несовершенством
Оценка законов при
их принятии и применении на предмет
соответствия праву направлена на повышение
качества законодательной базы, что
будет способствовать формированию
уважительного отношения к
Осуществляемые в стране
реформы в политической, экономической,
социальной и правовой сферах требуют
от государственного аппарата и правоохранительных
органов дальнейшего улучшения
организации, совершенствования форм
и методов работы, строгого соблюдения
демократических принципов
Однако в целом эта работа еще не приняла системного характера. В ряде мест по прежнему недооценивают возможности печати, радио, телевидения для показа сложной, многогранной деятельности правоохранительных органов по защите интересов человека и государства, преодолению правового нигилизма, воспитанию уважительного отношения к закону и праву. Не налажены необходимые контакты и с творческими союзами, культурными центрами и другими общественными организациями. Плохо информируется население о наиболее значимых событиях, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов, о результатах прокурорских проверок и расследованиях тяжких преступлений.
Нужно подчеркнуть необходимость повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. От того, насколько быстро и полно исполняются судебные решения, зависит очень многое от непосредственного соблюдения прав и интересов юридических и физических лиц до отношения общества к судебной процедуре как действенной форме защиты нарушенных прав и интересов. Судебная защита это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей.
Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентаций.