Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:51, реферат
Итак, мы должны понимать, что с точки зрения самих отцов патристика — это не набор и даже не совокупность отдельных учений, но единое учение, раскрываемое и излагаемое различными отцами церкви с различной полнотой и глубиной. Если, однако, мы станем рассматривать патристику извне, отвлекаясь от ее собственных критериев и правил, то мы сможем на фоне внутреннего единства этого явления увидеть все богатство и разнообразие его составляющих, оценить уникальность каждого представителя патристики и его неповторимый вклад в целокупность учения.
Введение……………………………...…………………стр 3
Ранняя патристика (II-III вв)………………………..стр 7
Апостольские отцы, апологетика и христианский гностицизм IIв ……………………………………………………….......стр 7
Греческая патристика…………………………………..стр 11
Латинская патристика………………………………….стр 14
Зрелая патристика (IV-V вв.)………………………..стр 15
Греческая патристика…………………………………..стр 16
Латинская патристика. Августин Блаженный………..стр 18
Поздняя патристика (конец V-VIII вв.)……………стр 22
Греческая патристика…………………………………..стр 22
Латинская патристика………………………………….стр 24
Список используемой литературы…………………….стр 25
С Каппадокийцами высокая теология на Востоке обрела классическую завершенность. Прочие восточные авторы этой эпохи не имеют столь большого значения, но многие из них являются вполне самостоятельными и достойными внимания — каковы прежде всего монашествующие богословы Макарий Египетский и Евагрий Понтийский,
Наконец, Восток дал еще немало вполне самостоятельных, хотя и нe первостепенных богословов, каковы, например, Аполлинарий Лаодикийский, Евстафий Антиохийский, Дидим Александрийский, Макарий Магнесийский и др.
Латинская патристика. Августин Блаженный.
Вершина латинской патристики —
творчество Августина, которое в
Целом ряде отношений можно считать
философской кульминацией всей патристики
вообще. Появление Августина
Аврелий Августин Блаженный (354 - 430) - один из выдающихся мыслителей и отцовцеркви, причисленный ею к лику святых. Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. Жизнь Августина Блаженного традиционно разделяется на периоды: от рождения до Крещения (387), до принятия священства (391), священническое и епископское служение. Основным источником по раннему периоду служит его автобиографическое соч. «Исповедь» (окончено в 397 или 400). Поправки, которые необходимо делать при использовании этого произведения,- учитывая, что оно написано Августином в 45-летнем возрасте, когда он уже был епископом и знаменитым ученым,- не уменьшают исторической достоверности «Исповеди», касаясь в основном второстепенных деталей (например, изобилующие цитатами из Псалтири места, передающие внутреннюю речь юного Августина, еще не знавшего Священного Писания,- явный результат литературно-богословского преломления первоначального внутреннего опыта). Для времени с 388 г. важными источниками становятся Житие Августина, написанное его другом, учеником и сослужителем Поссидием, еп. Каламским, а также эпистолярное наследие самого Августина.
Огромное влияние на становление личности Августина Блаженного оказала его мать, св. Моника, ревностная христианка, сумевшая привить ребенку любовь к имени Спасителя (по обычаю того времени, Августин не был крещен в детстве, но только оглашен) и тяжело переживавшая перипетии духовных злоключений своего сына. Отец Августина, Патриций, принадлежавший к сословию небогатой провинциальной знати (куриалов), принял Крещение лишь за несколько дней до смерти (371). Он прилагал большие усилия, чтобы дать Августину хорошее образование, открывавшее путь к должности ритора или адвоката; за недостатком собственных средств ему приходилось прибегать к помощи благотворителей. Получив начальное образование в родной Тагасте, далее Августин обучался в грамматической и риторической школе соседнего города Мадавра (363-366). Школа дала ему основательное знание латинской словесности и необходимые риторические навыки (греческий язык Августин знал плохо и несколько улучшил свое знание лишь в зрелом возрасте). Для продолжения образования он отправился в Карфаген (369). В столице рим. Африки юный А. предался «разгульной жизни», но вскоре чтение диалога Цицерона «Гортензий» (в настоящее время известен лишь во фрагментах) зажгло в нем «любовь к мудрости», осветив идеал созерцательной жизни; примерно в это же время (лето 372) у Августина родился сын Адеодат. Однако «истину» в этот период Августин нашел не в Церкви. Первое знакомство со Священным Писанием оставило у него неблагоприятное впечатление: религия христиан представилась ему недостаточно рациональной и философской, а язык латинского перевода Библии - «Италы» - показался грубым, темным и далеким от античных образцов. Внимание Августина почти на 10 лет привлекло к себе манихейство. Манихейский материалистический дуализм, в котором спасение рассматривалось как освобождение частиц «светлой субстанции» и возвращение их в «область света», предлагал, как тогда казалось Августину рациональное объяснение мира. Кроме того, манихейская этика, делившая приверженцев учения на безупречных «посвященных» и «слушателей», к которым не предъявлялось строгих моральных требований, позволяла ему сохранять связь со своей конкубиной - матерью Адеодата.
По окончании образования
В Медиолане Августин слушает проповеди свт. Амвросия Медиоланского, посещая в качестве оглашенного воскресные богослужения. От Амвросия он впервые узнает о методе аллегорического толкования Священного Писания. По словам самого Августина, главными препятствиями на пути в Церковь оставались для него в то время привязанность к плотским удовольствиям и честолюбие карьериста. В книге VIII «Исповеди» описывается обращение к вере, которое Августин пережил в 386 г.; кульминация его - чудесная сцена в саду, когда, услышав детский голос, напевающий слова «tolle lege» (возьми, прочти), Августин взял бывшую у него книгу посланий апостола Павла и, прочтя открытое наугад место (Рим 13. 13-14), воспринял его как божественное призвание. С этого момента Августин принял решение оставить светскую карьеру. Для философских раздумий и подготовки к Крещению он удалился в Кассициак (поместье Верекунда, одного из своих друзей), где создал первые из дошедших до нас сочинений. Наконец, на Пасху 387 г. Августин вместе с сыном Адеодатом и другом Алипием принял Крещение от свт. Амвросия
2-й период (387-391)
После Крещения Августин собрался на родину, но внезапная кончина матери задержала его в Италии еще на год. Осенью 388 г. он вернулся в Тагасту и, пожертвовав все свое имущество на нужды местной Церкви, стал вести аскетический образ жизни. Слава Августина как ученого и богослова росла и вскоре распространилась по всей Африке. В 391 г. во время случайного визита в Гиппон Регий Августин по настоянию местной общины был рукоположен во пресвитера. В его обязанности входили учительство и проповедь, с которыми не справлялся престарелый Гиппонский епископ, грек Валерий.
3-й период (391-430)
За время своего священства Августин основал первый в Нумидии монастырь со строгими правилами общежития и полностью посвящал себя церковным делам: проповедовал, занимался толкованием Священного Писания, полемикой с манихеями. В 395 г. еп. Валерий, предвидя свою скорую кончину, сделал Августина своим викарием, добившись разрешения рукоположить его во епископа. В следующем году после смерти еп. Валерия Августин занял епископскую кафедру Гиппона Регия, на которой и пребывал до самой кончины. В течение 35 лет епископства Августину приходилось решать множество церковных вопросов и защищать свою паству от ересей и расколов. Его деятельность и творческое наследие этого времени принято делить на этапы в связи с основными направлениями его полемики.
Начальный этап (390-400) - антиманихейский. Открытые диспуты с приверженцами манихейства часто оказывались результативными (обращение Феликса-манихея и т. п.). Хуже дело обстояло с распространившимся в это время в Африке донатизмом, напряженной борьбой с которым отмечен следующий этап (400-412). Можно сказать, что Августин был самым выдающимся борцом против этого раскола. Поскольку литературная полемика ни к чему не привела, в 411 г. для осуждения донатистов в Карфагене при содействии императора Гонория был созван Собор, ключевую роль на котором играл Августин ; многие донатистские епископы вместе с паствой присоединились к Церкви, и все же лишь репрессивные меры со стороны государственной власти привели к окончательному перелому в борьбе с расколом. Хотя некоторые историки считают, что именно Августин впервые обосновал допустимость религиозного принуждения и преследования, его письма свидетельствуют о том, что он всячески стремился смягчить суровую римскую юридическую практику (пытки и т. п.), применявшуюся к раскольникам после того, как императорские указы поставили их в положение преступников . Сразу же после победы над донатистами начинается борьба с пелагианством (412-420). В 412 г. Августин участвовал в Карфагенском Соборе против Целестия, последователя Пелагия, и написал свои первые антипелагианские сочинения. В 416 г. новый Карфагенский Собор повторно осудил Целестия, а также самого Пелагия. Полемика с последним стоила Августину большого труда, т. к. в Риме Пелагий то был осуждаем, то находил поддержку и оправдание. Даже после решений Большого Карфагенского Собора (Consilium generale, 418) пелагианство имело множество сторонников. Кроме того, внутри этого течения возникли различные толки. Все это вынуждало Августина продолжать писать против пелагиан до 428 г. В пылу полемики с учением Пелагия Августин сформулировал доктрину о суверенности благодати в том ригористичном виде, который известен как учение о предопределении святых и предосуждении грешников; именно в этом пункте мнение Августина содержит наибольшее число спорных положений и должно корректироваться суждениями других отцов Церкви, выработавших доктрину о синергии (прежде всего св. Иоанна Кассиана). В последние годы жизни Августин вынужден был вступить в борьбу с вновь поднявшей голову арианской ересью.
В 426 г. Августин, ослабленный старостью и болезнями, избрал себе преемником пресв. Ираклия, которому и передал часть своих обязанностей. В 430 г. Гиппон осадили вторгшиеся в Северную Африку из Испании вандалы. Во время осады Августин заболел и на 10-й день болезни мирно скончался на 76-м году жизни.
Вероятно, самый универсальный представитель патристики, Августин соединил высокие теологические интересы Востока с традиционным вниманием Запада к человеческому индивидууму. Таким образом, в его творчестве гармонически слились два "полюса" христианства, — традиция Тертуллиана и традиция Оригена. При хорошем знании христианских авторов Августин был осведомлен в греческой философии и особенно ценил платонизм. Далекий от строгого систематизма (в отличие от Оригена, Григория Нисского и даже Мария Викторина), Августин, тем не менее, подчинял все свои построения одной общей идее — идее личности, взятой в абсолютном и конкретно-эмпирическом измерении. Основная интуиция его сочинений — восхождение просветленной личности к Богу, "новый" человек в отношении к Творцу и миру. Все богатство августиновских теорий можно условно разделить на четыре группы.
Первая группа — философская теология, учение о тринитарной структуре абсолютной личности как чистого Я (трактат «О Троице»). Здесь заметно влияние неоплатонизма, особенно в рассуждениях о субстанциальном единстве трех "персон" — Ипостасей Святой Троицы (тринитарная формула Августина: „одна субстанция, или сущность, три Лица" — напоминает формулу Каппадокийцев) и о просветленном восхождении души к Первоначалу, когда душа не только познает себя, но и очищается. "Истина, — повторял Августин вслед за апостолом Павлом, — обитает во внутреннем человеке" (Об истинной религии 39, 72); здесь находит свое обоснование тезис о первенстве веры над знанием. На эмпирически-психологическом уровне трансцендентное единство являет себя как единство ума, памяти и воли в конкретном человеке. Августин предвосхитил знаменитый тезис Декарта: „Я мыслю, значит, я существую".
Вторая группа проблем
— моральная личность и ее религиозно-психологические
характеристики. Эти проблемы привлекали
Августина более всего, и здесь
его достижения особенно велики. Проблематика
моральной личности рассматривается
в диалоге «О свободном решении»,
«Исповеди» (с которой начинается
жанр психологической автобиографии)
Третья группа проблем — теология и антропология в их историческом измерении. Путь к новому человечеству, эсхатология, учение о церкви и государстве — предмет обширного трактата «О Граде Божием». Град земной и Град Небесный (тождественный Незримой Церкви) — это символическое выражение двух видов "любви": эгоистической любви к себе и бескорыстной любви к Богу. Моральную историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к нравственному совершенству, в котором человек обретает "невозможность грешить". Так в философский обиход вводится идея морального прогресса. Сообщество праведных и будет тем Градом Божиим, который не от мира сего. Реальные земные государства Августин признавал лишь родом необходимого зла. Цель истории свершается не на земле.
Наконец, четвертую группу проблем составляет то, что мы называем христианской герменевтикой. Здесь Августин развивает традицию Александрийской школы, рассматривая текст Писания как совокупность "знаков", имеющих теологическое, историческое, моральное значения. Способы их толкования — тема трактата «О христианском учении», обширных комментариев на книгу Бытия и трех заключительных книг «Исповеди». К числу герменевтических средств Августин относит и так называемые свободные науки: риторику, диалектику, музыку, математику. Августин создал целостное и завершенное (хотя и не очень стройно изложенное) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада.
Из современников Августина должен быть упомянут многогранный и плодовитый писатель Иероним Стридонский (ок. 340-420). Иероним составил обширные комментарии почти на все Писание, опираясь в основном на труды Оригена (многие из которых он перевел на латинский язык). Перу Иеронима принадлежат многочисленные полемические трактаты, в которых опровергаются различные ереси. Основные достижения Иеронима — исторический труд об отцах церкви первых четырех веков («О знаменитых мужах») и перевод Писания на латынь — так называемая Вульгата, — признанный Западной церковью образцовым.
Поздняя патристика (конец V-VIII вв.).
Этот период не принес крупных новаций. Основные интересы концентрируются в области систематизаторства и комментаторства. Влияние неоплатонизма и мистические тенденции (особенно на Востоке) усиливаются, но при этом все заметнее начинает проявляться влияние аристотелизма. Христианское философствование понемногу начинает приобретать переходные к схоластике формы.
Греческая патристика.
Христологические споры (полемика о соотношении двух природ во Христе сначала с несторианами, а затем с монофизитами) не оказали столь заметного влияния на философское содержание патристики, как предшествовавшие им тринитарные формы. Тем не менее христологическая проблематика, остававшаяся в центре внимания еще добрые два века после третьего Эфесского и четвертого Халкедонского Вселенских соборов, в известной мере способствовала развитию христианской антропологии. В этой связи могут быть упомянуты епископы Кирилл Александрийский (ум. 444) и Феодорит Киррский (ум. после 458). В то же время сочинения многих авторов этой эпохи, не выделяясь особой оригинальностью, представляют собой ту среду, где элементы неоплатонизма и аристотелизма органически сочетаются с элементами христианской догматики. Довольно упомянуть авторов конца V — начала VI вв. Прокопия и Энея из Газы, Захария Митиленского, известного грамматика и комментатора Аристотеля Иоанна Филопона, крупного полемиста Леонтия Византийского, испытавшего влияние Аристотеля и Оригена.