Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:43, реферат
Исторический материализм всесторонне обосновал, что люди могут познать, изучить законы и использовать их в интересах развития общества. Условия общественной жизни изменяются не сами собой, а в результате практической деятельности людей. Люди добиваются успеха, если они действуют не по произволу, не так, как им вздумается, а в соответствии с природой и характером данных условий, опираясь прежде всего на достигнутый уровень материального производства. В досоциалистических обществах законы их развития действуют слепо и стихийно, Иную картину представляет собой развитие общества в условиях социализма, которое совершается планомерно.
Введение. 3
Философия свободы 4
Термин «свобода». 4
«Свобода» в философии. 5
История философского представления о свободе. 5
Античность. 5
Средние Века. 6
Эпоха Возрождения. 7
Философия свободы XIXв и современности. 8
Философия необходимости 13
Понятие «необходимость». 13
Необходимость и случайность. 14
Свобода и необходимость 16
Вывод. 22
Литература 23
Раскроем сущность философский взглядов на проблему свободы Н.А. Бердяева. В отличие от первого направления, пытающегося рационализировать свободу, вписать её в строгий логический ряд, Бердяев отрицает детерминированность свободы: «С точки зрения детерминизма свобода есть «ничто», она выходит из детерминированного ряда, она ничем не обусловлена, рожденное из неё не вытекает из предшествующих причин, из «чего-то»15. Свобода есть первопричина, содержащееся в Ungrund, в бездне, из которой вышел Бог и из которой Бог актом свободной воли сотворил мир. По Бердяеву, свободу рационализировать нельзя, ибо она «предельна». «Свобода – безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия. Нельзя дойти до рационально ощутимого дна свободы. Свобода – колодезь бездонно глубокий, дно его – последняя тайна»16. Свобода – последняя инстанция, но она дана нам непосредственно до опыта в бытии. В этом коренное онтологическое отличие учения о свободе Н.А. Бердяева и рационалистически - детерминированным пониманием свободы.
Свобода не есть осознанная необходимость, как это считают рационалисты. Необходимость лишь «дурная, бессознательная свобода», «свобода диавольская», «не просветленная Логосом»17. Необходимость царит в природном мире, мире отпавшем, а свобода, как высшая форма полноты бытия царит в Космосе, в мире, который проникнут Божественным Логосом. «Необходимость есть падшая свобода, свобода жажды и распада, свобода хаоса и анархии». Напротив, «подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической гармонии, внутренней соединенности всех её частей»18. Необходимость всегда принуждает, связывая и сковывая человека, превращая его в раба. Свобода не принуждает. Свободе нужен не раб, но господин. Поэтому, свобода метафизически основана на любви.
Любовь и есть тот путь, по которому человек идет к свободе. Свобода зиждется на любви, но не на мирской любви, а на любви человека к Богу. Здесь раскрывается еще одна характерная черта концепции свободы Бердяева – её религиозная направленность. Без любви, без веры в Христа свобода немыслима, она теряет своё содержание, становится бессмысленной и пустой. Свобода «есть материальный, а не формальный принцип христианства»19. Религия Христа есть религия свободы, ибо сам «Христос есть свобода».
Мы полагаем, что одной любовью и свободным актом веры постигается невидимый Бог. Поэтому христианство – уникальнейшая религия, религия свободных сынов, признающих свою греховность, но любовью алчущих Истину в Боге. Христианство не принудительная религия, она основана на свободной любви. Любовь и вера в Христа должны исходить изнутри, а не насаждаться извне. Поэтому, в отличие от формальной свободы («свободы от»), содержательная свобода, по Бердяеву, «не есть право», не есть врожденное качество человека. «Свобода … есть обязанность, долг»20 Здесь выявляется тончайшая диалектика, глубинная мощь самой проблемы свободы. Свобода не есть право, не есть слепой случай или осознанная необходимость, не есть произвол и анархия. Человек обременен свободой. Здесь Бердяев вместе со своим учителем Достоевским ставит вопрос о свободе на религиозную почву и провозглашает богочеловеческую апологию свободы.
Именно Достоевский гениально предугадал всю трагичность свободы человека. В Легенде о Великом Инквизиторе он отметил, что «ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы», и что «нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться»21.
Поэтому человеку по-настоящему свободному чрезвычайно тяжело в жизни. Ему приходиться «нести бремя свободы», несмотря ни на что, чтобы спастись, он «не имеет права сбросить с себя это бремя»22. Но какими средствами, благодаря чему, свободному человеку удается пронести этот тяжелейший груз? Бердяев отвечает: любовью и творчеством. Творчество и свобода тесно переплетены в философии свободы Н.А. Бердяева. Творчество, как и свобода, по убеждению философа, необъяснимо. Оно тоже тайна. Свобода – это и есть творчество, творчество из ничего, созидание ранее не бывшего. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. <…> Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь общества и мира»23.
Этим Бердяев приближает человека к Богу. Бог предоставил человеку самостоятельно, свободно и творчески преобразовывать мир, для того чтобы в конце истории соединится с Богом в Божественном Космосе. Это и будет откровением восьмого дня творения – богочеловеческого сотворчества.
Итак, чтобы пронести свое тяжелейшее бремя свободы, человек не просто должен, он обязан творить. Творить – это не значит лишь создавать, это и познавать, и сочинять, и философствовать. Лишь актами творческой свободы и свободной любовью к Богу человек может противиться злу в этом мире. Только в них и через них сможет человек спасти мир и спастись сам.
Таковы характерные черты
Но в чем должны согласиться и те, и другие, так это в том, что Бердяев положительно обосновал проблему свободы человека, указав человечеству на единственный путь – путь творчества, – который способен спасти мир (или, по крайней мере, его не уничтожить). Благодаря взглядам Бердяева многие (даже непрофессионалы) смогли по-иному взглянуть на человека, переосмыслив незыблемые, как им казалось, ценности либерального гуманизма, творчески претворив их в жизнь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что философская мысль никогда не стояла на месте. Сейчас мы рассмотрели понятие «Свобода», много было сказано о том, что оно в себя включает, как менялось с течением времени и с чем взаимосвязано. Одним из важнейших философских понятий, тесно связанных с понятием «Свобода» является «Необходимость». И о нем будет идти речь в дальнейшем.
Философия необходимости
Основным определением в энциклопедическом словаре является: «Необходимость - категория, используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением в дедуктивных умозаключениях. В онтологическом смысле необходимость отображает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличии которого одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или определяет др. событие»24.
Многие люди под словом
«необходимость» принуждение, насилие.
Нечто, противопоставленное
Термин «необходимость» многозначен и взаимосвязан со многими другими понятиями. И вот один из самых ярких примеров.
Часто в наше время человек задается вопросом: как происходит то или иное событие – по необходимости или случайно? Некоторые утверждают, что в мире доминирует случайность, и не найти место для необходимости, другие говорят – что нет никакой случайности. Все происходит по необходимости, а случая не существовало и не существует. Но, я считаю, что нельзя однозначно и односторонне ответить на такой сложный и запутанный вопрос, потому что и необходимость, и случайность имеют место в нашей жизни.
Для того, чтобы упростить понятие того, что такое
случайность и необходимость, ответим
для начала на вопрос: обязательны ли в
данных условиях все произошедшие события,
все ли они в данных обстоятельствахобязаныпротекат
В упрощенчески-
Имеется и иная трактовка свободы, противолежащая первой. Свобода - это «возможность поступать так, как хочется. Свобода — это свобода воли. Воля — по своей сущности всегда свободная воля»26. Екатерина Великая говорила: «свобода — это когда никто другой не может меня заставить делать то, чего я не хочу». От нее это звучит привлекательно, она уловила антитезу свободы не столь необходимости сколь принуждению.
Но как понимать с абсолютную свободу, провозглашаемую некоторыми теоретиками-философами? Существование такой свободы сомнительно.
В одном французском сказании говорится о суде над мужчиной, который, размахивал руками и нечаянно сломал нос другому человеку. Обвиняемый хотел оправдываться тем, что никто не вправе его лишать свободы размахивать своими собственными руками. Судебное постановление по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода махать руками одного человека заканчивается там, где начинается нос другого человека.
Свобода, как мы видим, может и не знать границы, отделяющей ее от ложных, а то и очевидно преступных действий. Свобода зачастую вступает в конфликт с примитивными нормами жизни. Только что рассказанное французское сказание демонстрирует элементарный факт: нет абсолютной свободы, свобода всегда является относительной.
Представим, что индивид достиг предельной или абсолютной свободы. Став настолько свободным, человек начинает понимать, что свобода обернулась для него безграничным одиночеством. «Бегство от свободы» — так называл свою книгу американский философ Э. Фромм. Название хорошо показывает настроение данного человека: «а зачем мне такая свобода?» Ликвидировав все формы зависимости, индивид в итоге остается наедине с собой, своими мыслями и индивидуальными вопросами. Исчезает природа, общество... Исчезают многочисленные путы, которые конечно ограничивали свободу этому человеку, но зато давали ему возможность быть близким определенному кругу людей, объединяли его с некоторыми вещами вещами. В «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитора подчеркнул немаловажную мысль: «ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться»27.
Как говорилось ранее, одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная28 концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с любой необходимостью лишает истинную свободу всякого смысла. Материальный мир связан с причинностью, с принуждением, а истинная свобода безосновна. Свобода это не только выбор возможности (такой выбор тоже принудителен), свобода это творчество, созидание ранее не существовавшего. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире»29. «Творчество, — пишет он, — не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира. Творчество не может быть лишь творчеством из ничего, оно предполагает материал мира. Но в творчестве есть элемент «из ничего», т.е. из свободы иного мира. Это значит, что самое главное и самое таинственное, самое творчески новое идет не от «мира», а от духа»30. Творческое действие человека это не только перераспределение и перегруппировка материи мира и не только эманация31, истечение первоначальной материи мира, не только оформление материи в смысле налагания на нее безупречных форм. Свобода неразрывна с творчеством. Лишь свободный человек творит. «Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и сверхприродное. А это значит, что человек не только физическое существо, но и не только психическое существо, в природном смысле слова. Человек — свободный, сверхприродный дух, микрокосм... Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество»32.
В концепции свободы Бердяева ценно обоснование того, что истинная, действительная свобода это, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в виду — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека. Однако, как бы ни импонировала нам общая концепция, мы не можем согласиться с устранением детерминизма в ней.
Наука и человеческий опыт показывает, что даже самые иррациональные, на первый взгляд, поступки человека всегда можно объяснить внешними обстоятельствами или внутренним миром человека. Абсолютная свобода воли — это отвлечение от реального процесса формирования волевого поступка человека. Бесспорно, волевое решение человека, определяется по большей части миром его сознания, его внутренним миром, но ведь этот внутренний мир человека не противостоит внешнему миру, а является в итоге отражением этого внешнего, объективного мира, и метафизическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Цели человеческих действий, лежащие в основе независимого выбора линии поведения человеком, определяются его увлечениями, зарождающимися в ходе его практической деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания формируется и развивается под влиянием объективной диалектики.