Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:43, реферат
Исторический материализм всесторонне обосновал, что люди могут познать, изучить законы и использовать их в интересах развития общества. Условия общественной жизни изменяются не сами собой, а в результате практической деятельности людей. Люди добиваются успеха, если они действуют не по произволу, не так, как им вздумается, а в соответствии с природой и характером данных условий, опираясь прежде всего на достигнутый уровень материального производства. В досоциалистических обществах законы их развития действуют слепо и стихийно, Иную картину представляет собой развитие общества в условиях социализма, которое совершается планомерно.
Введение. 3
Философия свободы 4
Термин «свобода». 4
«Свобода» в философии. 5
История философского представления о свободе. 5
Античность. 5
Средние Века. 6
Эпоха Возрождения. 7
Философия свободы XIXв и современности. 8
Философия необходимости 13
Понятие «необходимость». 13
Необходимость и случайность. 14
Свобода и необходимость 16
Вывод. 22
Литература 23
Подлинное свободное действие человека выступает прежде всего как выбор альтернативных линий поведения. Свобода там, где выбор: выбор средств, выбор целей деятельности, выбор поступков, ведущих к достижению целей, в определенной жизненной ситуации и т.д. Непредвзятым основанием обстоятельства выбора является беспристрастное существование спектра возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы осуществят свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность. В объективном мире реализации каждого события предшествует возникновение целого спектра возможностей. В итоге реализацию в действительность получает только одна из них, а именно та, для осуществления которой частично необходимо, а частично случайно складываются необходимые условия. В природе реальной ситуации выбора не возникает: реализуется та возможность, которая должна реализоваться в существующих объективных условиях. С возникновением человека, наделенного сознанием, ситуация меняется. Познавая законы природы и общества, человек становится способным выделять и различные возможности; он может сознательно влиять и на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Соответственно перед ним встает и проблема выбора: какая возможность должна быть реализована посредством его деятельности?
Из всего этого видно, что ситуация выбора имеет объяснение лишь при наличии объективной систематической обусловленности событий и явлений. Ведь основанием для ситуации выбора является существование объективного спектра возможностей, а объективным основанием возможности является закономерность и совокупность различных условий, необходимых для ее реализации. Возможно только то, что не противоречит объективным законам, для реализации чего существуют нужные условия. Иначе говоря, степень возможности того или иного события прямо пропорциональна степени его необходимости. Тем не менее, само обстоятельство выбора — это не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия. Акт свободного действия связан с выбором некоторой альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией в действительности. Выбор альтернативного поведения обусловливаться, прежде всего, целевыми установками человека, а они, в свою очередь, определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив, есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в его распоряжении знания.
Одним из проявлений человеческой свободы является возможность человека преобразовывать окружающий мир, его способность преобразовывать самого себя и социум, частью которого он является. Предпосылка этой возможности творить самого себя возникает еще на досоциальном уровне развития материи с возникновением систем, с органической целостностью. «В точках перехода от одного состояния к другому развивающийся объект обычно располагает относительно большим числом «степеней свободы» и становится в условия необходимости выбора из некоторого количества возможностей, относящихся к изменению конкретных форм его организации. Все это определяет не только множественность путей и направлений развития, но и то важное обстоятельство, что развивающийся объект как бы сам творит свою историю» 33.
Свобода (и мы вновь обращаем внимание на существо концепции Н.А. Бердяева) есть творчество, «созидание ранее небывшего».
Все сказанное выше дает нам возможность утверждать, что в рамках общей концепции детерминизма свобода может определяться как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, выражающая себя на социальном уровне ее движения. Проблема свободы воли связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек принужден совершить тот или иной поступок, то он не должен нести за него какой-либо ответственности. Примером такой ситуации является травмирование или убийство насильника в качестве самообороны.
Свобода действия человека предполагает его ответственность перед социумом за свой поступок. «Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности- Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели... Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу»34.
Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обуславливается уровнем развития общественного самосознания, существующими социальными институтами, уровнем социальных отношений. И даже в то время, когда человек несет ответственность перед своей совестью, перед самим собой, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния. Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.
Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. «Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели... Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу»35.
В детерминистской философии свобода воспринимается, как способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом понятия «свобода» в этом случае является «принуждение», т. е. поступок человека под воздействием каких-либо внешних сил, наперекор своим внутренним целям, убеждениям и интересам. Это антитеза свободы принуждению важна, поскольку принуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б. Спиноза. «Вы полагаете, — писал он своему оппоненту, — никакого различия между необходимостью и принуждением, или насилием. Стремление человека жить, любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, оно необходимо...»36. «Я называю свободной такую вещь, которая существует и действует из одной только необходимости своей природы; принужденным же я называю то, что чем-нибудь другим детерминируется к существованию и к действованию тем или другим определенным образом» 37. То, что свобода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости.
1 Даль В.И. - Толковый словарь живого великорусского языка
2 Словарь русского языка С. И. Ожегова
3 ИМПЕРАТИВ (от латинского imperativus - повелительный), требование, приказ, закон. И. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.
4 Лк.22:42
5 «Государь», Н. Макиавелли, М.: АТС, 2006 г, 96 с.
6 «Государь», Н. Макиавелли, М.: АТС, 2006 г, 104 с.
7 Compton A. Freedom of Man. New Haven . 1935.
8 Виндельбанд В. Лекции о свободе воли. СП б, 1904. – с. 70 –73.
9 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
10 Абрамов М.А. Неопределяемость свободы // Вопросы философии. 1996. - № 10. – с. 68.
11 Compton A. Freedom of Man. New Haven . 1935. – с. 118
12 Декарт Р. Сочинения. В 2 тт. Т. I. М., 1989. - с. 330.
13 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
14 Порочный круг (лат.)
15 Бердяев Н.А. Смысл творчества // В кн. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – с. 368.
16 Бердяев Н.А. Смысл творчества // В кн. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – с. 369
17 Бердяев Н.А. Смысл творчества // В кн. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – сс. 372,373
18 Бердяев Н.А. Смысл творчества // В кн. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – с. 374
19 Бердяев Н.А. Философия свободы // В кн. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – с. 194
20 Бердяев Н.А. Философия свободы // В кн. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – с. 193
21 Достоевский Ф.И. Братья Карамазовы. М., 1998. – с. 262.
22 Бердяев Н.А. Философия свободы // В кн. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – с. 193
23 Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство кесаря. М., 1995. – с.235.
24 Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
25 П. Гольбах «Здравый смысл»; М., 1941. С. 60
26 «Философский словарь». Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт. С. 523
27 Достоевский «Братья Карамазовы» Собр. соч. в 10 томах. Т. 9. М., 1958. С. 319
28 Бытие в экзистенциализме понимается как человеческое существование, или экзистенция, которую следует постигать как непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта.
29 «Царство духа и царство кесаря». М., 1995. С. 325
30 «Царство духа и царство кесаря». М., 1995. С. 248
31 Эманация— филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.
32 «Философия свободы. Смысл творчества» М., 1989. С. 370
33 Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. «Системный подход в современной науке» // «Проблемы методологии системного исследования». М., 1970. С. 44
34 Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969. С. 72
35 Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969. С. 72
36 «Избранные произведения». В 2 т. М., 1957. Т. II. С. 584 — 585
37 «Избранные произведения». В 2 т. М., 1957. Т. II. С. 591