Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:24, контрольная работа
Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений.
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Роль философии в развитии искусства……………………………….....4
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………...8
4. Социокультурная ценность философии………………………………..10
5. Философия как мировоззрение………………………………………....13
6. Вывод……………………………………………………………………..18
7. Список литературы……………………………………………………....19
Тема: Связь философии и искусства.
План
1. Введение…………………………………………………
2. Роль философии в развитии искусства……………………………….....4
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………...8
4. Социокультурная ценность философии………………………………..10
5. Философия как мировоззрение………………………………………..
6. Вывод…………………………………………………………
7. Список литературы……………………………………………………
И поэт, и философ - выразители сокровенных тайн бытия
(М. К. Мамардашвили).
Введение.
Наряду с наукой как главной
формой познания существует тесно
связанный с нею второй путь,
или форма познания, природы и
общества — искусство, которое
также выступает в качестве
источника философских
Философия, наука, религия и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.
Если наука стремится
вычленить, абстрагировать
Гомер, В. Шекспир, О. Бальзак, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой не открыли никаких законов общественного развития, но они смогли глубоко отобразить человеческую жизнь в определенные периоды мировой истории. Энгельс писал, что произведения Бальзака дали ему для понимания буржуазного общества того времени даже в смысле экономических деталей больше, чем историки и экономисты.
Влияние искусства на
научную философию исследовано
значительно слабее, чем влияние
науки. Таким образом,
2.Роль философии в развитии искусства
Хотя наука дает более
глубокую информацию о мире, искусство
обладает рядом преимуществ,
Философия дополняет и завершает
любое специальное образование,
помогая стать специалисту
Искусство помогает философу не только развить более широкий и полный взгляд на мир во всей его многогранности, но и способствует целостному восприятию мира в его единстве и противоречивости. Через художественное творчество и благодаря ему философ находит дополнительный и неисчерпаемый источник «человековедения», оно обогащает его знание о сущности человека, его деятельности, смысле существования.
В искусстве философ находит концентрированное воплощение культурных ценностей всех эпох и народов, что раздвигает горизонты видения и постижения мира.
И, наконец, свойственная
искусству удивительная
Сначала А.Шопенгауэр и Ф.
объединили философию и искусство на том основании, что они
одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть
целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не
столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Пло-
дом этого совмещения стал новый жанр литературы - "интеллек-
туальная романистика" (Т.Манн и другие). Естественно, что та-
кое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений
философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-
понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны
были ориентироваться на "сверхпонятийные" - художественные -
способы постижения истины. Таково было, например, направление
экзистенциализма, в русле которого творили А.Камю, Г.Марсель,
и Ж.П.Сартр; их философские сочинения были насквозь художест-
венны, а художественные - насквозь философичны.
Весьма своеобразно
Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу.
Искусство: отражает в
стремиться найти
Искусство тем самым, вольно или невольно, вторгается в философскую проблематику, ставит кардинальные проблемы бытия.
Философская картина мира,
мировоззренческие эпохи,
Великий Гёте – целая эпоха в становлении проблемы единства философии, науки и искусства. Универсальный характер дарования поэта заставлял его с равным жаром отдаваться философии, изучать физические и органические феномены природы и постигать законы человеческих страстей, гармонию мира. Но самое главное для нас то, что философская мысль Гёте, его опыты в качестве «естествосозерцателя» замечательным образом обогатили его художническое видение мира, непосредственно сказались на содержании и характере творчества, позволили создать великие произведения, глубокий смысл и значение которых будут постигать в веках все новые и новые поколения. Гётевский «Фауст» — кладезь мудрости, средоточие кардинальных проблем мироздания, накопленных веками бурления человеческой мысли.
Воздействие философии на
искусство и искусства на филос
Искусство «поставляет» философии бесценный материал для обобщений, обогащает философов знанием жизненных реалий. Отражая действительность сквозь призму яркой, талантливой индивидуальности художника, искусство создает свой особый мир, который живет по своим законам, но в котором, однако, наглядно, проступают истинные закономерности действительного мира.
Поэзия философичнее, серьезнее
истории (это утверждал в
Проследить влияние философии
на искусство легче всего,
В искусствах, не связанных
со словом, философское содержание
произведения обнаруживает
Современное искусство, все его виды, все более характеризуется повышением роли интеллектуального начала, использует смелые и неожиданные ассоциации, требующие и от читателя, и от зрителя, и от слушателя умения эти ассоциации уловить.
Примечательно в этом
Философия и музыка. Две,
казалось бы, несовместимые духовные
формы. Одна предельно абстракт
Философский смысл музыки заключается в ее способности не просто выражать те или иные эмоциональные состояния и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия — цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба. Исследуя эмоциональное содержание, например, пятой симфонии Бетховена, русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате».
Говоря о «родстве» музыки и философии, проводя определенные параллели между ними, конечно, не следует упрощать вопрос. Речь может идти о способности музыкального искусства косвенно воспроизводить в звучащих образах те или иные стороны всеобщего процесса развития, о специфически эмоциональном преломлении в ней, как, впрочем, и в искусстве в целом, наиболее общих закономерностей бытия.