Связь философии и искусства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Роль философии в развитии искусства……………………………….....4
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………...8
4. Социокультурная ценность философии………………………………..10
5. Философия как мировоззрение………………………………………....13
6. Вывод……………………………………………………………………..18
7. Список литературы……………………………………………………....19

Файлы: 1 файл

философия копия.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: Связь философии и искусства.

 

План

 

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Роль философии в развитии искусства……………………………….....4

3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………...8

4. Социокультурная ценность философии………………………………..10

5. Философия как мировоззрение………………………………………....13

6. Вывод……………………………………………………………………..18

7. Список литературы……………………………………………………....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И поэт, и философ - выразители сокровенных  тайн бытия 

(М. К. Мамардашвили).

 

 

Введение.

 Наряду с наукой как главной  формой познания существует  тесно  связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и  общества — искусство, которое  также выступает в качестве  источника философских обобщений.  Отображая мир в системе понятий,  открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений. Однако искусство является необходимой специфической формой познания, отображающей мир и, в особенности, человека и общество в образных формах, в формах самой жизни, что делает искусство уникальным и незаменимым источником знаний, философских обобщений.

Философия, наука,  религия и  искусство создают свою картину  мира, дополняя друг друга. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

   Если наука стремится  вычленить, абстрагировать законы, сущности из конкретных жизненных проявлений и тем самым теряет целостность и непосредственность человеческого бытия, то искусство дополняет научное познание, рассматривая жизнь в целостном, непосредственном, типизированном и одновременно индивидуализированном виде, в единстве явления и сущности. Искусство отображает не законы природного и человеческого бытия в их “чистом” абстрактном виде, а само бытие со скрытыми в нем законами.

   Гомер, В. Шекспир, О.  Бальзак, Ф. М. Достоевский,  Л. Н. Толстой не открыли никаких законов общественного развития, но они смогли глубоко отобразить человеческую жизнь в определенные периоды мировой истории. Энгельс писал, что произведения Бальзака дали ему для понимания буржуазного общества того времени даже в смысле экономических деталей больше, чем историки и экономисты.

   Влияние искусства на  научную философию исследовано  значительно слабее, чем влияние  науки. Таким образом, открываются  большие возможности для самостоятельного  анализа взаимодействия искусства  и философии. В этой работе я постараюсь раскрыть связь философии и искусства.

 

 

 

 

 

 

2.Роль философии в развитии  искусства

   Хотя наука дает более  глубокую информацию о мире, искусство  обладает рядом преимуществ, делающих  его незаменимым источником знаний  о мире, которые философия должна полностью использовать. Во-первых, искусство преимущественно отображает человеческую жизнь, рассматривая ее при этом в единстве, целостности и неповторимости, в то время как наука расчленяет человеческое бытие на множество абстрактных сторон. Во-вторых, искусство может обгонять науку в постановке проблем человеческого существования, которые наука еще не в состоянии решить.  В-третьих, искусство рассматривает человеческую жизнь в единстве типического, повторяющегося и индивидуального, неповторимого, подчеркивая тем самым огромную значимость для философского познания проблем коллективности и индивидуальности человеческого существования.

Философия дополняет и завершает  любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "или философствовать - или жить" - ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.

Искусство помогает философу не только развить более широкий и полный взгляд на мир во всей его многогранности, но и способствует целостному восприятию мира в его единстве и противоречивости. Через художественное творчество и благодаря ему философ находит дополнительный и неисчерпаемый источник «человековедения», оно обогащает его знание о сущности человека, его деятельности, смысле существования.

В искусстве философ находит  концентрированное воплощение культурных ценностей всех эпох и народов, что раздвигает горизонты видения и постижения мира.

 И, наконец, свойственная  искусству удивительная способность  художественного предвосхищения  развития действительности обогащает  философскую способность ученого  предвидеть и предугадывать перспективы социального развития, что является важнейшим показателем зрелости и действенности его философского мышления.

  Сначала А.Шопенгауэр и Ф.Ницше  , затем Г.Риккерт и А.Бергсон

объединили  философию и искусство  на том  основании, что они

одинаково далеко отстоят от практики и что  то и другое есть

целостное  "созерцающее" постижение  жизни, использующее  не

столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Пло-

дом этого  совмещения стал новый  жанр литературы - "интеллек-

туальная романистика" (Т.Манн и  другие). Естественно, что та-

кое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений

философии, которые  строились  на  тезисе о бессилии  логико-

понятийных познавательных средств  и потому неизбежно  должны

были ориентироваться на "сверхпонятийные" - художественные -

способы постижения истины. Таково было, например, направление

экзистенциализма, в русле которого творили А.Камю, Г.Марсель,

и Ж.П.Сартр; их философские сочинения  были насквозь художест-

венны, а художественные - насквозь философичны.

Весьма своеобразно соотношение  философии и культуры. Латинское  слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия - это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей.

 Философия обладает не только  спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты  не могут выполнить работу.

  Искусство: отражает в образной  форме человеческую жизнь, стремиться проникнуть в сложный мир человеческих взаимоотношений, стремиться определить место человека в природе и обществе,

стремиться найти действительный смысл человеческой жизни.

   Искусство тем самым,  вольно или невольно, вторгается в философскую проблематику, ставит кардинальные проблемы бытия.

   Философская картина мира, мировоззренческие эпохи, сложные  проблемы мироздания явственно  проступают не только в творениях  Гомера, трагедиях Эсхила, Софокла  и Еврипида- это более или менее очевидно даже при поверхностном взгляде, но и в архитектурных сооружениях Древней Греции: светлых, солнечных, просторных храмах, в прекрасных античных статуях, обожествлявших свободного, мудрого и прекрасного человека, изображавших даже богов не иначе, как в человеческом облике. Подлинной философской энциклопедией своей эпохи может служить итальянское искусство эпохи Возрождения. Великий гуманист Данте своей «Божественной комедией» возвестил конец мрачного средневековья, предвосхитил неукротимую энергию и жизнелюбие, хлынувшие неудержимым потоком из сонетов Петрарки и новелл Боккаччо, из бессмертных творений Леонардо да Винчи Микеланджело, Рафаэля и Тициана, Рубенса, Сервантеса, Шекспира.

   Великий Гёте – целая  эпоха в становлении проблемы  единства философии, науки и искусства. Универсальный характер дарования поэта заставлял его с равным жаром отдаваться философии, изучать физические и органические феномены природы и постигать законы человеческих страстей, гармонию мира. Но самое главное для нас то, что философская мысль Гёте, его опыты в качестве «естествосозерцателя» замечательным образом обогатили его художническое видение мира, непосредственно сказались на содержании и характере творчества, позволили создать великие произведения, глубокий смысл и значение которых будут постигать в веках все новые и новые поколения. Гётевский «Фауст» — кладезь мудрости, средоточие кардинальных проблем мироздания, накопленных веками бурления человеческой мысли.

   Воздействие философии на  искусство и искусства на философию — обоюдное, двустороннее.  Философия, вливается в творческую практику художника через мировоззрение, мироощущение и, тем самым влияет на характер творчества, выбор проблематики.

   Искусство «поставляет»  философии бесценный материал  для обобщений, обогащает философов знанием жизненных реалий. Отражая действительность сквозь призму яркой, талантливой индивидуальности художника, искусство создает свой особый мир, который живет по своим законам, но в котором, однако, наглядно, проступают истинные закономерности действительного мира.

   Поэзия философичнее, серьезнее  истории (это утверждал в своей  «Поэтике» еще Аристотель), так  как если историк говорит о  действительно случившемся, а  поэт — о том, что могло  бы случиться, следовательно,  о возможном. Художник, поэт, музыкант, создавая свою «модель действительности», в известном смысле ставят опыт, «экспериментируют». Причем этот эксперимент осуществляется очень свободно, гораздо свободнее, чем то, что позволено ученому, философу, ибо в искусстве нет рабской привязанности к материалу. Материал свободно изыскивается художником при помощи его творческого вымысла, художественного воображения, фантазии.

  Проследить влияние философии  на искусство легче всего, конечно  же, на примере художественной  литературы. Не забудем, что язык — универсальное средство общения людей. Философская позиция поэта, прозаика, драматурга обнаруживает себя в произведении более или менее непосредственно. Она проступает в отборе жизненного материала, в отображаемых конфликтах и их интерпретации, в прямых авторских рассуждениях, в монологах действующих лиц (как у Шекспира, Шиллера, Островского).

  В искусствах, не связанных  со словом, философское содержание  произведения обнаруживает себя  не столь явно и требует  от воспринимающего определенной  художественной и мыслительной культуры, так как преломляется через специфику данного вида искусства.

Современное искусство, все его  виды, все более характеризуется  повышением роли интеллектуального  начала, использует смелые и неожиданные  ассоциации, требующие и от читателя, и от зрителя, и от слушателя умения эти ассоциации уловить.

  Примечательно в этом отношении  то, что происходит в современной  хореографии, предельно расширившей  традиционные рамки своего содержания, активно ищущей новые формы,  смело вторгающейся в круг сюжетов большой классической и современной литературы, стремящейся найти адекватное пластическое воплощение известных литературных образов, будь то Шекспир или Л. Н. Толстой, Арбузов или Сент-Экзюпери. В поле внимания хореографов не только широкий спектр человеческих переживании, но и пытливая ищущая мысль, глобальные проблемы человеческой жизни. Поистине хореографии оказывается доступным все: «Маленький принц» и «Анна Каренина», «Чаика» и «Дама с собачкой». Не случайно в своих поисках балетмейстеры все чаще обращаются к симфоническим жанрам музыки, заимствуют в музыкальном искусстве принципы симфонизации звуковой ткани, трансформируя их в образы пластики.

  Философия и музыка. Две,  казалось бы, несовместимые духовные  формы. Одна предельно абстрактна, оперирует отвлеченными категориями. Другая - «непосредственный язык души» (А. Н. Серов) - воплощает богатейшую гамму человеческих переживаний. И, тем не менее, точки соприкосновения музыки с философией налицо. Предельная эмоциональная определенность музыки  органично сочетается в ней со способностью глубоких обобщений, и передачей  определенных общезначимых состояний души, состояний мира в целом, что позволяет говорить о философском содержании музыки. Она способна замечательно передавать становление, движение чувства, выражать динамику, сложную борьбу, смену эмоциональных состояний,  иначе говоря -  их диалектику и логику развития.

  Философский смысл музыки  заключается в ее способности  не просто выражать те или  иные эмоциональные состояния  и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия — цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба. Исследуя эмоциональное содержание, например, пятой симфонии Бетховена, русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате».

  Говоря о «родстве» музыки  и философии, проводя определенные параллели между ними, конечно, не следует упрощать вопрос. Речь может идти о способности музыкального искусства косвенно воспроизводить в звучащих образах те или иные стороны всеобщего процесса развития, о специфически эмоциональном преломлении в ней, как, впрочем, и в искусстве в целом, наиболее общих закономерностей бытия.

Информация о работе Связь философии и искусства.