Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:24, контрольная работа
Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений.
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Роль философии в развитии искусства……………………………….....4
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………...8
4. Социокультурная ценность философии………………………………..10
5. Философия как мировоззрение………………………………………....13
6. Вывод……………………………………………………………………..18
7. Список литературы……………………………………………………....19
Таким образом, вбирая в
себя и укрупняя человеческие
представления о красоте,
3.Философия и искусство в горизонте сходств и различий
Говорить о сходствах и
различиях искусства и
Говоря о тех чертах, которые роднят философию и искусство, отметим следующие:
о важном для всех, об общем и общезначимом, и философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство.
Говоря же о различиях философии и искусства, отметим следующее:
искусство говорит на языке образов о неизобразимом, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность – в философии. Хотя чувство и мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к воплощенности формы – в камне, на холсте, в красках или в звуках. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках.
Родственность философии и
искусства и их взаимопроникнов
Философия - царство понятия, «бесконечное усилие понятия», а искусство - образное освоение действительности. В искусстве превалирует индивидуальное, единичное, философия же предметом своего изучения сделала всеобщее. Безусловно, искусство тоже может отражать общее, но это общее представляется в конкретных, живых образах.
Философия вращается в сфере понятий, поэтому на первый план она ставит логику, рациональность, а искусство - чувственное и эмоциональное.
Вопрос о соотношении искусства и философии действитель-
но является очень сложным и
многоплановым. Между этими двумя
видами духовной деятельности человека,
несомненно, есть глубокое родство, но
нет полного внутреннего
и искусство, как говорил М.М.Бахтин: "нераздельны, но и неслия-
нны". Совместно противостоя на современном этапе развития
культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объек-
та познания, эти формы духовной деятельности все же противо-
поставимы с точки зрения своих познавательных средств, конеч-
ной цели и своего языка. Философия в этом смысле ближе к
науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, к систе-
матичности, к тому, чтобы высветить свои выводы в рациональ-
но-воспроизводимых формах рассуждения. Исскуство же в принци-
пе ориентировано на образно-символические формы познания и
выражения, которые не предполагают своей рассудочной вос-
производимости. Раскрыть и прокоментировать смысл образа или
символа можно только с помощью другого символа или образа. Растворить смысл образа в понятиях невозможно, как невозможно и лишить его индивидуально-личностной окраски путем обобщающей абстракции. Возможна лишь относительная рационализация смысла образа или символа, но при этом сразу же изменится и познавательная парадигма : из сферы искусства данный смысл, подвергшийся рационализации, сразу же перейдет в область науки и философии.
Исскуство и философия, таким образом - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть
растворена в понятиях и подана в безличной форме, искусство же не поддается такому, педагогическому растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его раз-
ные состояния и разные по форме виды деятельности.
4. Социокультурная ценность философии
О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».[1]
В
этом суждении удачно
Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.
Что
это практически означает для
жизни людей, можно видеть на
примере древних греков. Хозяйственные
и гражданские отношения
В
отличие от миросозерцания
В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным способом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И наконец, в образе бога люди выражали глубинную мудрость природы и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно явилось обретенным средством удовлетворения общественной потребности в систематизированном и логически осмысленном понимании мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.
Конечно не только древние
греки положили начало
И религия, и философия удовлетворяют запросы людей в осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу. Их объединяет общая всем людям потребность самосознания.
Но между религией и
философией существенное
Конечно, в качестве
Кроме того, опираясь на
достижения науки, философия
Итак, философия - это предельно
обобщенное, теоретическое видение
мира. Она отличает и от
Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе а также мотивировать свои поступки. Их специфика - в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, - отмечает Гегель, - каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».[2]
Философия не была бы
социокультурной ценностью,
Сказанное, конечно, не значит, что художественная проза
не должна "философствовать", а философия должна оперировать
только сухими рассудочными схемами. Любое сближение противо-
положностей рождает новое, третье, качество, не аннулируя ис-
ходную пару. Так, "интеллектуальная романистика", обогатив европейскую культуру именами Т.Манна и Ж.П.Сартра, отнюдь не
"отменила" тем самым "внероманную" философию и "внефилософскую" прозу. Культура живет в своих самых разных формах и разновидностях, и она только выигрывает в этом богатстве от периодически возникающих скрещений. Искусство и философия по-разному удовлетворяют высшие потребности духа. Чем свободней и многоразличней духовная жизнь общества, тем естественней и органичней оно развивается.
5. Философия как мировоззрение.
Философия –
своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
Мифологическим
мировоззрением – независимо
от того, к далекому прошлому
или сегодняшнему дню оно
особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.