Связь философии и искусства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Роль философии в развитии искусства……………………………….....4
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………...8
4. Социокультурная ценность философии………………………………..10
5. Философия как мировоззрение………………………………………....13
6. Вывод……………………………………………………………………..18
7. Список литературы……………………………………………………....19

Файлы: 1 файл

философия копия.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, вбирая в  себя и укрупняя человеческие  представления о красоте, формируя  эстетические идеалы, искусство  на этом пути не может игнорировать  накопленную в веках мудрость, олицетворяемую философией, которая через мировоззрение художника органически входит в искусство. Философия, в свою очередь, обогащается сконцентрированным в искусстве опытом образного отражения действительности, обретает способность предвидения, предвосхищает назревшие потребности вечно развивающейся жизни.

 

 

 

3.Философия и искусство в  горизонте сходств и различий

  Говорить о сходствах и  различиях искусства и философии  как культурных форм можно  только имея в виду относительность  указанных противопоставлений и сходств, об акцентах, а не об абсолютных разграничительных линиях. Это особенно относится к современной культуре.

  Говоря о тех чертах, которые  роднят философию и искусство,  отметим следующие:

о важном для всех, об общем и  общезначимом, и философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство.

  Говоря же о различиях  философии и искусства, отметим следующее:

искусство говорит на языке образов  о неизобразимом, а философия  говорит на языке рассуждений  о несказанном. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность – в философии. Хотя чувство и  мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к воплощенности формы – в камне, на холсте, в красках или в звуках. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках.

  Родственность философии и  искусства и их взаимопроникновение проявляется и в том, что великие произведения искусства всегда были насыщены философскими идеями, а философские произведения нередко принимали художественную форму. Между искусством и философией существует плодотворное напряжение. Что отдаляет их друг от друга?

Философия - царство понятия, «бесконечное усилие понятия», а искусство - образное освоение действительности. В искусстве  превалирует индивидуальное, единичное, философия же предметом своего изучения сделала всеобщее. Безусловно, искусство тоже может отражать общее, но это общее представляется в конкретных, живых образах.

Философия вращается в сфере  понятий, поэтому на первый план она  ставит логику, рациональность, а искусство - чувственное и эмоциональное. 

Вопрос о соотношении искусства и философии  действитель-

но является очень сложным и  многоплановым. Между этими двумя  видами духовной деятельности  человека, несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего тождества. Философия

и искусство, как говорил М.М.Бахтин: "нераздельны, но и неслия-

нны". Совместно  противостоя  на современном  этапе  развития

культуры  науке благодаря отсутствию у них конкретного объек-

та познания, эти формы духовной  деятельности все же противо-

поставимы с точки зрения своих  познавательных средств, конеч-

ной  цели и своего  языка. Философия  в  этом смысле ближе к

науке - она тяготеет к логико-понятийному  аппарату, к систе-

матичности, к тому, чтобы  высветить  свои выводы в рациональ-

но-воспроизводимых формах рассуждения. Исскуство же в принци-

пе ориентировано на образно-символические  формы  познания  и

выражения, которые  не  предполагают  своей  рассудочной вос-

производимости. Раскрыть и прокоментировать смысл образа или

символа можно только с помощью  другого символа или образа. Растворить  смысл  образа в понятиях  невозможно, как невозможно и лишить его индивидуально-личностной окраски путем обобщающей абстракции. Возможна лишь  относительная рационализация смысла образа или символа, но при этом сразу же изменится и познавательная  парадигма : из  сферы  искусства данный смысл, подвергшийся рационализации, сразу же перейдет в область науки и философии.

Исскуство и философия, таким образом - это взаимозависимые, но различные  формы общественного  сознания, которые, несмотря на всю близость своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может  быть 

растворена в понятиях и подана в безличной форме, искусство  же не поддается такому,  педагогическому  растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его раз-

ные состояния и разные по форме  виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социокультурная  ценность философии

   О  полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».[1]

   В  этом суждении удачно подмечена  социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются. Дикарь живет собирательством, а варвар   охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Созерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Систематическое производство материальных благ содержательно  меняет человека и ставит его в  принципиально новое отношение  к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

   Что  это практически означает для  жизни людей, можно видеть на  примере древних греков. Хозяйственные  и гражданские отношения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали  юридических норм, менявших культурный  облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них - источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.

   В  отличие от миросозерцания мировоззрение  не может базироваться на интуитивном  постижении мира. Оно нуждается  в понимании природы, в ее  осмыслении с помощью понятий. Такими первыми мировоззренческими понятиями и явились «мир» (космос), «человек» (душа) и «бог» (мировой разум). В отличие от наглядных образов миросозерцания понятия мировоззрения предполагают осмысленные, логические отношения. Практика философствования становилась источником мировоззренческих проблем: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение индивида к миру?

   В понятии мира достигалось  обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным способом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И наконец, в образе бога люди выражали глубинную мудрость природы и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно явилось обретенным средством удовлетворения общественной потребности в систематизированном и логически осмысленном понимании мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.

   Конечно не только древние  греки положили начало цивилизации.  Переход к ней - столбовая дорога  развития человечества. В Китае,  Индии, Иране, Месопотамии и  Египте также были созданы очаги культуры. И повсеместно вместе с успехами цивилизации люди поднимались к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явились религиозные и философские системы.

   И религия, и философия  удовлетворяют запросы людей в осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу. Их объединяет общая всем людям потребность самосознания.

   Но между религией и  философией существенное различие. Человек нуждается не только в тонкой саморефлексии и постижении субъективного мира, но и в объективном знании того, что собой представляет мир. Производственный опыт и опыт социальных отношений, в свою очередь требуют своего осмысления. Со временем потребовалось отделение философии от религии. Там где такое разделение задерживалось, развитие философской мысли замедлялось, слишком уж разные задачи и методы у этих сторон духовной жизни человека. Так было в Древнем Египте и Meсопотамии.

   Конечно, в качестве цивилизационной  основы бытия человека философия взаимодействует как с мифологически-религиозными, так и научно рассудочными мировоззренческими формами социального опыта. Однако философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании, и степень обобщения при этом различна: наука более привязана к производственно-практическому опыту. И в этом ее сила и слабость. Качественное разнообразие реальных процессов оборачивается в общественном сознании набором научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительности. Отличительный признак философии - осмысление мирового целого, единства окружающего мира, что крайне важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства и культурной жизни. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

   Кроме того, опираясь на  достижения науки, философия от  имени человека оценивает научные  открытия и дает им мировоззренческую  и ценностную оценки, насколько  они согласуются с потребностями  и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым.

   Итак, философия - это предельно  обобщенное, теоретическое видение  мира. Она отличает и от религиозного  и от научного способов постижения  действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

   Философское мировоззрение  - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе а также мотивировать свои поступки. Их специфика - в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.

   Философия разрабатывается  отдельными людьми, но не является  их произволом и капризом. «Что  касается отдельных людей, то  уж, конечно, - отмечает Гегель, - каждый  из них сын своего времени;  и философия есть также время,  постигнутое в мысли».[2]

   Философия не была бы  социокультурной ценностью, если  бы она не развивалась и  одновременно не обладала бы  внутренней устойчивостью, делающей  ее относительно самостоятельной  по отношению к культурно-историческому  процессу. Эти особенности философской мысли сейчас и следует выяснить.

Сказанное, конечно, не значит, что  художественная проза

не должна "философствовать", а философия должна  оперировать

только сухими  рассудочными схемами. Любое сближение противо-

положностей рождает новое, третье, качество, не аннулируя ис-

ходную  пару. Так, "интеллектуальная  романистика", обогатив европейскую  культуру именами Т.Манна и Ж.П.Сартра, отнюдь не

"отменила" тем  самым "внероманную"  философию  и "внефилософскую" прозу. Культура живет в своих  самых разных формах и разновидностях, и она только  выигрывает в этом богатстве от периодически  возникающих  скрещений. Искусство и философия по-разному удовлетворяют высшие потребности духа. Чем свободней и многоразличней духовная жизнь общества, тем  естественней и органичней оно развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Философия как мировоззрение.

   Философия  –  мировоззренческая   форма  сознания.  Однако  не   всякое мировоззрение можно назвать  философским. У человека  могут   быть  достаточно связные, но  фантастические представления об окружающем мире и о себе  самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на  протяжении  сотен и тысяч лет  люди жили  как–бы  в  особом  мире  грез  и  фантазий.  Эти верования и представления играли в их жизни  очень  важную  роль:  они  были

своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

       Мифологическим  мировоззрением  –  независимо  от  того,  к  далекому прошлому  или сегодняшнему дню оно относится  мы назовем такое  мировоззрение,  которое основано не на теоретических  доводах  и  рассуждениях,  а  либо  на художественно–эмоциональном переживании  мира,  либо  на   общественных иллюзиях, рожденных  неадекватным  восприятием  большими  группами  людей  (классами, нациями)  социальных  процессов  и  своей  роли  в  них.  Одна  из

особенностей мифа, безошибочно  отличающая его от науки, заключается  в  том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного  и  неизвестного. Он является наиболее  ранней,  а  для  современного  сознания –  архаичной, формой мировоззрения.

Информация о работе Связь философии и искусства.