Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:24, контрольная работа
Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений.
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Роль философии в развитии искусства……………………………….....4
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………...8
4. Социокультурная ценность философии………………………………..10
5. Философия как мировоззрение………………………………………....13
6. Вывод……………………………………………………………………..18
7. Список литературы……………………………………………………....19
Близким к мифологическому,
хотя и отличным от него, стало
религиозное мировоззрение,
развившееся из недр
еще не расчлененного,
не дифференцированного
откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы
оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущих обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли. По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие формы и исторически, и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия.
Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века, когда духовная власть религии над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения XVIIIв. философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а затем – в лице наиболее радикальных атеистов – предприняла настоящую атаку на религию и ее догмы. В XIX веке
великий философ – идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно –религиозных взглядов, иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, то есть философию, а религии «присудил» лишь второе место.
Настоящий ренессанс религия пережила в России во второй половине XX века, известном, как «серебренный век» русской культуры.
В массовом сознании
философия нередко
Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно–практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно–ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.
Философствование всегда должно быть свободно от любой внешней для него цели. Она не может творится «по заказу», наче это уже будет не философствование, а пропись директивной идеологии.
С древнейших времен в ломе философского знания сложились и
выкристаллизовались категории: бытие, разум, красота и т.п., на языке
категорий строились мировоззренческие теоретические системы, выражавшие концептуальные представления культуры о природе, Боге и человеке. В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем.
1. Космоцентризм – отличительная черта наиболее древней философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (7 – 6 в. до н. э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должно быть и их общественный мир и их нравственность.
2. Для философии и культуры средних веков характерен геоцентризм. Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы в феодально – сословном обществе были подчинены своему господину.
3. Иное мироощущение
принесла с собой эпоха
порабощающей силы, жестко, одномерного, буржуазного разделения
труда.
4. Научное знание
безразлично к смыслам, целям,
ценностям и интересам
императивно. Философская истина объективна, но переживается она
каждым по–своему, в соответствии с личным жизненным и моральным
опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть, не что иное, как стратегия жизни – учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком». Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия – это массовое сознание, то философия – сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки. Органическое соединение в философии двух начал, научно–теоретического и практически–духовного, определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории, в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты, единого
целого. Так же, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений, в основном и главном, такова же как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть
история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт существования и развития – в относительной самостоятельности по отношению к мировой философии – философии национальной. Это еще одно отличие философии от науки. Нет и не может быть немецкой математики. Не может быть национальной таблицы умножения или таблицы тригонометрических функций. Однако русская, немецкая, французская философия – понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии глубочайшим образом выражают «душу» народа, его внутренний духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния, осмысливая этот опыт и заключающиеся в нем тенденции, как грань, момент бщечеловеческого.
Составляя стержень
национального самосознания, национальная
философия открывает такие
и социальным образом жизни, с иным менталитетом и иной психологией невозможен, такие идеи не привьются, не среагируют с духом народа, массовым сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь – и то лишь для любителей интеллектуалов, отвлеченным не жизненным знанием (как к примеру, философия йоги для европейцев 20 века).
Идейные построения философии обладают огромной притягивающей силой. Идеи выражают потребности времени, и если это время пришло, то никакие преграды и препятствия не в силах сдержать, остановить натиск философских идей, их мощное влияние на умы и сердца современников.
Интернационализация, глобализация общественной жизни в 19 – 20 веках сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции, распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как
и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны социальных, вне теоретических факторов.
Отличительной чертой
философского творчества
Вывод
Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная. Ее интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем обширнее поле культуры является в ней предметом мировоззренческого осмысления.
Рассмотренные аспекты соотношения философии и искусства на современном этапе развития общества позволяют сделать вывод, что в XX веке философия оказывает значительное воздействие как на пути развития искусства, так и на его характер.
Причем во взаимодействии этих двух форм общественного сознания в странах социализма и странах капитализма существует принципиальное различие.
В свою очередь искусство
постоянно обогащает философию
своим познанием
Список литературы
1.Введенский
А.И. Декарт и рационализм //
Труды Санкт-Петербургского
2.Шеллинг Ф. О Данте в философском отношении // Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966. С.445.
3.Прудон П. Искусство, его основание и общественное назначение. СПб., 1895. С. 55.
4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 438с.
5. Канке
В.А. Философия. Исторический
6. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.
[1] Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 412
[2] Гегель. Философия права. М., 1990. с.55