Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:49, реферат
Дхамапада — одно из важнейших произведений буддийской литературы, составленное, как говорит традиция, из стихотворных изречений Будды Шакьямуни, произносившихся им по поводу того или иного случая. В Дхамападе, созданной около III века до н. э., изложены основные этические принципы раннего буддизма.
"Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение». Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды). Культура поведения — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила); не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п.
Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей. Культура мудрости — знание четырёх благородных истин. Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный
благородный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не
просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя
которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды,
способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень
отличается от других известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека —выходу из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий и достижению состояния освобождения — оно и есть нирвана. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают
по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п. Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость(анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также учение о
взаимозависимом возникновении всех вещей (пратитъя самутпада).
В мире нет ничего вечного — всякое существование имеет начало и
конец, а раз так, то не может быть и неизменной души. Человек
состоит из пяти скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана),
распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания
(виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.
Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально
безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно,
восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное,
внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается спасение
человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате
усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального
выбора. Всё определяется мерой добродетельности намерений и
поступков индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности
предшествующих рождений. Поскольку нравственная судьба человека
полностью подконтрольна ему самому и возможности его спасения не
ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок, то по
этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику
личности. Как полагает Будда, человек, чтобы утвердиться в качестве
нравственной личности, должен победить самого себя как
обособленного эмпирического индивида. В этом смысле его можно
упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие личности.
Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров
через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат
нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде
всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет в
стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен
религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в
монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный им устав общины
основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень
заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира.
Информация о работе Тексты Дхаммапады. Этика учения буддизма