Тексты Дхаммапады. Этика учения буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:49, реферат

Описание работы

Дхамапада — одно из важнейших произведений буддийской литературы, составленное, как говорит традиция, из стихотворных изречений Будды Шакьямуни, произносившихся им по поводу того или иного случая. В Дхамападе, созданной около III века до н. э., изложены основные этические принципы раннего буддизма.

Файлы: 1 файл

Тексты Дхаммапады.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

"Этот  благой  восьмеричный  путь  таков: правильные   взгляды,   правильные намерения,   правильная   речь,  правильные   действия,   правильный   образ жизни,   правильные    усилия,    правильное    осознание    и    правильное сосредоточение».     Таким образом, восьмеричный  путь  включает  три  основных   упражнения в нравственности, созерцании и  мудрости: культуру   поведения  (правильные мысль,  слово,  действие),  культуру    медитации  (правильные  осознание  и сосредоточение) и  культуру  мудрости (правильные взгляды).      Культура  поведения  —  это  пять  (или  десять)  основных   заповедей (панчашила); не  убей,  не  бери  чужого,   не   лги,   не   пьянствуй,   не прелюбодействуй; а  также добродетели   щедрости,   благонравия,   смирения, очищения и т. п.

     Культура  медитации — это система  упражнений, ведущих   к   достижению внутреннего   умиротворения,   отстранённости    от    мира    и   обузданию страстей.     Культура  мудрости — знание  четырёх  благородных  истин.      Из   всех    четырёх    благородных    истин    именно    восьмеричный

благородный  путь  составляет  главное   своеобразие   буддизма.  Будда   не

просто  говорит  о возможности  освобождения, но и  указывает   путь,  следуя

которому   каждый  человек   собственными   силами,   без   помощи    Будды,

способен   достичь   свободы   и   сам   стать  буддой.   Всё   это    очень

отличается  от  других известных религий  — ни  одно  религиозное  учение   не признаёт, что  человек  может  своими  усилиями  сделать себя   богоподобным существом.     Встав  на  этот  путь,  можно прийти   к   высшей   цели   человека  —выходу из круговорота перерождений  (сансары),  а значит,  к   прекращению страданий  и достижению  состояния  освобождения — оно   и   есть   нирвана. Следование  только   моральным    заповедям    приносит    лишь    временное облегчение.       Четыре   благородные   истины   во   многом    напоминают    принципы лечения: история болезни,  диагноз,  признание  возможности   выздоровления, рецепт лечения.  Не  случайно   буддийские   тексты   сравнивают   Будду  с врачевателем, который  занят  не  общими   рассуждениями,   а   практическим излечением  людей от духовных  страданий.  И  своих   последователей   Будда призывает   постоянно  работать   над   собой   во   имя   спасения,  а   не тратить  время на  разглагольствования о предметах, которых  они  не   знают

 по  собственному опыту.  Он   сравнивает   любителя   отвлечённых   разговоров   с   глупцом, который  вместо   того,   чтобы   позволить   вытащить   попавшую  в    него стрелу,  начинает рассуждать о том,  кем  она  была   выпущена,  из   какого материала  сделана и т. п.      Другими   важными   положениями    учения    Будды     являются    три характеристики  бытия  (трилакшана):   страдание   (духкха),    изменчивость(анитья)  и отсутствие неизменной  души (анатман),  а   также   учение   о

взаимозависимом возникновении  всех  вещей (пратитъя самутпада).

     В  мире  нет  ничего  вечного  — всякое  существование  имеет   начало   и

 конец, а  раз  так,  то   не   может   быть  и   неизменной   души.  Человек

состоит    из    пяти   скандх:   телесного   (рупа),   ощущений   (ведана),

распознавания  (санджня),  кармических   импульсов  (санскар)  и    сознания

(виджняна). После  смерти большая часть  скандх  разрушается.

      Существует  мнение,  согласно  которому  этика   Будды   принципиально

безличностна.   Оно   по   меньшей   мере    односторонне.    Действительно,

восхождение  к  нирване   означает   погружение   в   абсолютно   безличное,

внутренне   нерасчленённое   состояние.   В   этом   заключается    спасение

человека.   Однако   осуществляется   оно   исключительно    в    результате

усилий  самого  человека,   на   основе   его   свободного   индивидуального

выбора.   Всё    определяется    мерой    добродетельности   намерений    и

поступков   индивида,   обнаруживаемых,   правда,   во   всей   совокупности

предшествующих   рождений.   Поскольку    нравственная    судьба    человека

полностью  подконтрольна  ему  самому  и   возможности   его   спасения   не

ограничены  ничем,  кроме  его  собственных   грехов   и   ошибок,   то   по

этому  признаку  этику  Будды  вполне  можно   квалифицировать   как   этику

личности.  Как  полагает  Будда,  человек,  чтобы  утвердиться  в   качестве

   нравственной    личности,    должен    победить    самого    себя     как

обособленного   эмпирического   индивида.   В   этом   смысле   его    можно

упрекнуть  в  том,  что  он  предельно  этизирует  понятие  личности.

         Учение  Будды  нацелено  на  прекращение   человеческих  раздоров

через внутреннее  самосовершенствование  личности.  В   его   основе   лежат

нравственные  цели.  При  этом  нравственность   интересует   Будду   прежде

всего  в  её  практически  действенном   выражении,   как   путь   спасения.

Вопросы   её   философско-доктринального   обоснования   он   оставляет    в

стороне.   Точно   так  же   в   учении   Будды    крайне   слабо    выражен

религиозный   элемент.   Правда,   ученики   Будды   были   организованы   в

монашеские общины.  Община (сангха)  наряду  с  учителем  и  учением –  одно из  трёх  прибежищ  буддиста.  Однако  сама   община   цементировалась   во времена    Будды     общностью     духовно-нравственных     стремлений     и соответствующего   образа    жизни;    составленный    им    устав    общины

основывается  на  прецедентах.  Буддизм  в  его  первоначальном   содержании не  был  отгорожен  от  мира  ни  философским,  ни  религиозным   панцирем. Это   предопределило   его   удивительную   пластичность,   способность   к изменениям   и  ассимиляции.   На   почве   разнообразных   философских   и исторических   традиций   буддизм    стал    быстро    видоизменяться,    он разделился  на  ряд  течений,  из  которых  наиболее   значительными   стали северный  буддизм (махаяна,  что  переводится  как  «большая колесница»)   и южный  буддизм (хинаяна, «малая   колесница»).   Одновременно   происходило обожествление   образа   Будды,   превращение    буддизма   в    религиозное мировоззрение  и   практику.   В   таком   виде   он   дошёл   наших   дней. Буддизм  имеет  сегодня  сотни  миллионов  приверженцев  и  является   очень

  заметным,   значимым   элементом   в  религиозно-культурном   многообразии современного  мира.


Информация о работе Тексты Дхаммапады. Этика учения буддизма