Теологическая философия средних веков. Патристика. Схоластика. Священный Грааль
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 23:47, реферат
Описание работы
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V—XV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая философия в Западной Европе — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы — Афиногор, Теофил, Юстин, Татиан и другие разрабатывали и пропагандировали свои идеи во II в. н. э.
Содержание работы
Введение____________________________________3-5 2) Патристика__________________________________5-6 3) Схоластика__________________________________6-9 4) Священный Грааль ___________________________8-21 4.1 История Грааля___________________________9-12 4.2 Божественные символы мужского и женского начала__________________________________12-15 4.3 Покровители Богов_______________________15-17 4.4 Леонардо да Винчи_______________________17-21 5) Заключение__________________________________21-22 6) Список используемой литературы________________22-23
6) Список
используемой литературы________________22-23
Введение
Средневековая
философия представляет собой тот длительный
отрезок в истории европейской философии,
который непосредственно связан с христианской
религией. Лишь те философы, которые разделяли
религиозные и светские позиции христианства,
могли рассчитывать на известность и признание.
Этим четко определенным содержанием
и направленностью средневековая философия
отличается от предшествующей античной
и последующей философии Ренессанса.
В исторической
науке период средневековья в Западной
Европе датируют V—XV вв. Однако по отношению
к философии такая датировка не совсем
корректна. Средневековая философия в
Западной Европе — это христианская философия.
Христианская же философия начала складываться
гораздо раньше. Первые христианские философы
— Афиногор, Теофил, Юстин, Татиан и другие
разрабатывали и пропагандировали свои
идеи во II в. н. э.
Политическое
развитие представлено неустанно соперничавшими
и сталкивавшимися лагерями: церковными
властями, светской или государственной
властью, классом феодалов и восходящим
классом буржуазии. Каждый из них был готов
с изменением ситуации вступить в союз
с кем угодно против кого угодно. Становление,
решение и развитие философских вопросов,
которые всегда концентрировались в проблемах
отношений веры и разума, теологии и философии,
происходили в конкретных исторических
связях и зависимостях этих столкновений
и борьбы. Сформировавшись в классическую
эпоху античности как регулятор всех форм
духовного освоения действительности,
философия успешно выполняла функции
трансляции, хранения и умножения теоретического
знания в последующее тысячелетие.
Однако после
того как христианство стало распространяться
в пределах Римской империи, античная
философия подверглась переработке. Осуществляя
грандиозную работу по осмыслению христианства,
в первую очередь текстов Ветхого и Нового
Заветов, апологеты христианства и отцы
христианской церкви заложили основы
средневековой философии, которая формировалась
на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря
на различные направления и борьбу идей,
представляла собой к концу XIV века целостную
систему знания. В ее основание были заложены
евангельская и апостольская идеология
в органическом синтезе с греческой по
преимуществу рационалистической философией:
накануне своей гибели античный мир создал
грандиозную систему неоплатонизма, которая
сформировала универсальную картину мира,
стремясь охватить и все области духовной
жизни человека; христианская идеология
в значительной мере воспользовалась
результатами этой деятельности.
В процессе
переработки античного духовного наследия
отцы церкви почти не тронули многие концептуальные
допущения античной философии, нормы познавательного
отношения к миру, понятия знания и ценностной
окраски познавательной деятельности.
Не только теология влияла на средневековую
философию, но и философия в свою очередь
определила специфику религиозного освоения
действительности, художественное творчество,
средневековую словесность, а также школы,
университеты и научные дисциплины.
Если рассматривать
само Средневековье, то можно увидеть
очень много неразрешенных и загадочных
проблем. Именно со Средневековьем связанны
Термин «Мрачное Средневековье», имеет
отрицательный оттенок. Образ Средневековья,
как мрачной эпохи, когда господствовало
невежество, когда горели костры инквизиции,
когда преследовали ведьм и т.д. - вот этот
образ господствовал в сознании ученых,
в сознании студентов очень долгое время.
Но такой стереотип, связанный со Средневековьем,
возник в 18 веке в эпоху Просвещения. А
на рубеже 18-19 веков, в эпоху Романтизма,
Средневековье было переосмыслено. И вот,
после длительного периода, когда казалось,
что это был сплошной мрак, начался тоже
довольно долгий период, когда, наоборот,
стали говорить, что вот это как раз и было
самое золотое время, что это была эпоха
гармонии в обществе, эпоха идеальных
отношений между наукой и религией, между
человеком и церковью, когда люди были
добрыми, благочестивыми, и, тем самым,
всё было намного лучше, чем в последующие
времена.
Самый важный
вывод, который можно сделать, это то, что
эпоха Средневековья была очень специфическая
и совершенно не похожая ни на Античность,
ни на новое время. Именно поэтому, эту
эпоху так трудно понять.
Патристика
Патристика
— философия и теология отцов церкви,
то есть духовно-религиозных лидеров христианства
до VII века. Учения, выработанные отцами
церкви, стали основополагающими для христианского
религиозного мировоззрения. Патристика
внесла огромный вклад в формирование
этики и эстетики позднеантичного и средневекового
общества.
III в. и нач.
IV в. характеризуются первыми попытками
систематизации в области теологии и выдвижением
вопроса о Христе, породившего многочисленные
попытки его решения. Противоречащие друг
другу положения воплотились, с одной
стороны, в тезисе Афанасия (295—378), утверждавшего,
что Христос божествен, а с другой — в
отрицании Арием его божественности. В
то время как философия Климента Александрийского
была ещё не систематизированной, Ориген,
заимствовавший из греческой философии
её понятия и в значительной мере соглашавшийся
с идеями неоплатоников, создал первую
теологическую систему христианства
В IV в. и начале
V в. христианство впервые начинает исследовать
свою историю. Догмат о Троице получает
вскоре свою окончательную формулировку.
Три Великих каппадокийца занимались
систематизацией теологии в противовес
арианизму.
С конца IV в.,
т. е. с завершением процесса формулирования
догм и с усилением церкви, особенно после
её признания в 313 г. императором Константином
Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический
характер патристики. После Илария Пиктавийского,
«Афанасия Запада» (310—367), и Амвросия Медиоланского,
«латинского Филона» (340—397), Августин
Блаженный ставит на первое место практическую
церковную теологию и её претензии на
руководство душами и святое посредничество.
Своим учением о божественном государстве
(«граде Божием») он закладывает фундамент
исторической метафизики. Против этого
учения, как полагают, боролся Пелагий.
На Руси были
известны и пользовались высоким авторитетом
произведения «отцов церкви», богословов
и проповедников: Иоанна Златоуста, Григория
Назианзина, Василия Великого, Григория
Нисского, Афанасия Александрийского
и др. Высоко ценились на протяжении всего
русского средневековья писатели-гомилеты
(авторы поучений и проповедей). Наибольшим
авторитетом пользовался Иоанн Златоуст.
[1, c. 140-146]
Схоластика
Схоластика
— систематическая европейская средневековая
философия, сконцентрированная вокруг
университетов и представляющая собой
синтез христианского (католического)
богословия и логики Аристотеля. Схоластика
характеризуется соединением теологодогматических
предпосылок с рационалистической методикой
и интересом к формально-логическим проблемам.
В повседневном общении схоластикой часто
называют знания, оторванные от жизни,
основывающиеся на отвлечённых рассуждениях,
не проверяемых опытом.
Основная проблематика
Вера и знание
Доказательство
бытия Бога
Общее и единичное
(проблема универсалий)
Этимология
По общему своему
характеру схоластика представляет религиозную
философию в виде применения философских
понятий и приёмов мышления к христиански-церковному
вероучению, первый опыт которого представляет
предшествовавшая схоластике патристическая
философия. Для схоластики содержание
веры заключалось в установленных отцами
догматах и философия применялась преимущественно
к уяснению, обоснованию и систематизации
последних. Абсолютной противоположности,
впрочем, между схоластикой и патристикой
нет, потому что и в патристическое время,
наряду с постепенным формулированием
догматов, шло обоснование и приведение
их в систему, а с другой стороны, нельзя
сказать, чтобы и в период схоластики система
догматов представляла собою во всех пунктах
законченное целое: в области богословско-философской
спекуляции догматическое учение подверглось
некоторой дальнейшей разработке. Отношение
между схоластикой и патристической философией
точнее можно определить так: первая осуществляет
и развивает то, что не достигло ещё осуществления
и развития в последней, хотя и находилось
в ней в качестве зародыша. [2, c. 535-538]
Чтобы понять, откуда взялась идея превосходства
веры над разумом, достаточно вспомнить
о том, что средневековые университеты
по своему происхождению непосредственно
связаны с соборными и монастырскими школами.
Сложнее представить себе, что означало
признание этого приоритета на практике
и к каким последствиям оно приводило.
Прежде всего, медицина и право (как каноническое,
так и гражданское), будучи университетскими
дисциплинами, оказывались всецело подчинены
церковному контролю. Еще важнее, что под
контролем находился и факультет "свободных
наук" (т.е. философии). Иногда этот контроль
выражался в осуждении местными епископами,
следовавшими советам представителей
теологических факультетов, тех философских
выводов, которые противоречили истинам
веры. Примером тому может служить осуждение
в 1270 тринадцати философских тезисов,
в том числе следующих: "Что человеческая
воля изъявляет себя и осуществляет выбор
по необходимости... Что мир вечен... Что
душа повреждается, когда повреждается
тело... Что Бог не обладает знанием частных
и особенных вещей... Что человеческие
поступки не направляются божественным
Провидением". Особенно большое значение
имело то, как сами теологи использовали
философию. В центре их внимания находились
сообщенные в божественном Откровении
истины, которые надлежало не только защищать
от еретических толкований, но также разъяснять,
развивать и интерпретировать надлежащим
образом. Чтобы осуществить эти задачи,
теологам обычно приходилось опираться
на идеи мыслителей предшествующих эпох,
в том числе и философами. В результате
они не только приходили к более глубокому
пониманию отдельных богословских положений,
но и развивали собственно философские
концепции. Например, поскольку теологи
в связи с тринитарным и христологическим
учением разрабатывали понятия "Лица"
и "природы", в их трудах можно обнаружить
более глубокое проникновение в философию
"личности" и "природы", чем в
сочинениях философов, не искушенных в
решении богословских проблем. Точно так
же, поскольку они были заняты выяснением
смысла понятия "бытия" применительно
к Богу и его творениям, в их трактатах
мы обнаруживаем различные варианты метафизики
бытия, использующей достижения предшествующей
философской традиции, но при этом далеко
превосходящей то, что было сделано более
ранними философами. Именно теологи 13
в. внесли существенный и весьма ощутимый
вклад в развитие метафизики, психологии,
теории познания и других философских
дисциплин. Сложившееся в схоластике отношение
к теологии привело к очень важным последствиям,
выразившимся в своего рода "двойственности
подходов", характеризующей саму атмосферу
интеллектуальной жизни в "золотой
век" схоластики. Теологи видели свою
задачу в защите, развитии и истолковании
истин, утверждаемых верой. Одним из средств,
обеспечивающих осуществление этой задачи,
явилось тщательное изучение ими трудов
своих предшественников. Естественно,
это были в первую очередь сочинения христианских
авторов - Григория Нисского, Иоанна Дамаскина
и других греческих, а также латинских
отцов церкви: Августина, Илария Пиктавийского,
Боэция, Беды Досточтимого, Исидора Севильского
и других. Однако они читали и использовали
все доступные им сочинения Платона, Аристотеля,
Прокла и других философов, равно как и
сочинения арабских (аль-Фараби, аль-Газали,
Авиценны, Аверроэса) и еврейских (ибн-Гебироля,
Моисея Маймонида) средневековых авторов.
[7, c. 205-209 ]
Эти направления в философии и церковное
развитие также положило начало многим
легендам, тайнам и загадок. В данном реферате
я хотела бы рассмотреть легенду о Священном
Граале.
Священный Грааль
В настоящее
время написано множество книг на разных
языках мира и сняты художественные фильмы
на тему «Священный Грааль». Но ответ на
волнующий множества людей вопрос так
до сих пор и не был найден.
Существует
также бесконечное количество версий,
что же все-таки представляет собой Чаша
Грааля, и в чем ее тайна. Какую загадку
истории она в себе несет?
Для кого-то
Святой Грааль ― это Чаша, из которой Иисус
Христос пил в последний день своей жизни
на Тайной вечере, а для кого-то символ,
за которым стоит нечто большее и важное
как для истории в целом, так и для каждого
человека в отдельности.
Но, что, же
на самом деле, представляет из себя, Святая
Чаша Грааля? Просто ли это утерянный в
веках кубок, из которого пил Иисус Христос
или нечто большее?
История Грааля
Святой Грааль
хорошо известен всем людям, знакомым
с христианской культурой. Этот образ,
символизирующий некую возвышенную и
недостижимую цель, вошел ныне в повседневную
речь и бытовую символику, легенды о нем
укоренены в современной жизни столь же
прочно, как и в давние времена. И непрерывно
порождают множество тракт.
И так, что же
нам известно о Священном Граале из истории?
Священный
Грааль – священная чаша – символ Божьей
власти на Земле. Также, в различных
вариантах старинной легенды Святым Граалем
именовалась чаша, в которую была собрана
кровь Иисуса Христа, серебряное блюдо,
массивный котел, упавший с небес камень,
тайная книга, манна небесная, ослепительный
белый свет, и многое другое. Грааль изображался
в самых разных формах бесчисленное количество
раз, начиная со Средневековья и вплоть
до наших дней.
Наиболее распространенное
представление о Граале таково — это чаша.
В нее Иосиф Аримафейский собрал кровь
Иисуса Христа, а потом забрал с собой
в Британию. Считается, что Иосиф привез
Грааль в Гластонбери, на юго-запад Англии,
после чего следы святой чаши теряются
и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Легенда гласит,
что Святой Грааль использовался на Тайной
вечере, а также для того, чтобы собрать
в него кровь распятого Христа. На тот
счет, кто собрал кровь Спасителя, имеется
ряд разночтений: одни считают, что это
сделал Иосиф Аримафейский, другие — что
Никодим, третьи — что Мария Магдалина.
Легенда существовала многие века, но
достигла пика популярности лишь в Средневековье.
Самые первые
рыцарские романы о Святом Граале были
написаны в XII и XIII веках. Особенно много
их возникло между 1290 и 1240 годами, однако
сюжет имел давнюю устную традицию. Вышеуказанные
даты совпадают с расцветом в средневековой
Европе ордена тамплиеров. Сами романы
были написаны главным образом монахами
цистерцианского и бенедиктинского орденов.
В них часто фигурировали темы, имевшие
отношение к тамплиерам. С давних времен
не существовало какого-то одного романа
о Граале или одного лишь типичного сюжета.
Большинство романов о святой чаше имеют
массу отличий и несогласованностей. Одно
из самых первых повествований о Святом
Граале принадлежит перу Кретьена де Труа
и датируется примерно 1190 годом. Называлось
оно «Сказ о Граале» — «LeConteduGraal». Именно
в нем читатель впервые знакомится с рыцарем
Персевалем, архетипическим героем легенд
о Святом Граале. Персеваль впервые видит
то, что представлялось ему легендарной
чашей, на пиру во дворце Короля-Рыбака
наряду со сломанным мечом и другими необычными
предметами и явлениями. Король-Рыбак
— необычная личность, фигурирующая в
легендах цикла о Граале и короле Артуре,
его загадочный характер остается непонятным
до сих пор. Похоже, что Кретьен де Труа
оставил эту увлекательную историю незаконченной,
и она была частично дописана другими
авторами в вариантах, именуемых «Продолжениями».