Теологическая философия средних веков. Патристика. Схоластика. Священный Грааль
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 23:47, реферат
Описание работы
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V—XV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая философия в Западной Европе — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы — Афиногор, Теофил, Юстин, Татиан и другие разрабатывали и пропагандировали свои идеи во II в. н. э.
Содержание работы
Введение____________________________________3-5 2) Патристика__________________________________5-6 3) Схоластика__________________________________6-9 4) Священный Грааль ___________________________8-21 4.1 История Грааля___________________________9-12 4.2 Божественные символы мужского и женского начала__________________________________12-15 4.3 Покровители Богов_______________________15-17 4.4 Леонардо да Винчи_______________________17-21 5) Заключение__________________________________21-22 6) Список используемой литературы________________22-23
Два других
повествования о Граале — «Иосиф Аримафейский»
и «Мерлин» — были написаны примерно в
1200 году Робером де Вороном. В них присутствует
новая христианская тенденция, вытеснившая
куртуазное служение прекрасной даме.
Теперь поиски рыцарями приключений приобрели
скорее духовный характер.
В 1205 году баварский
поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах
сочинил роман «Парцифаль», в котором
рассказывается о рыцарских приключениях,
впервые упомянутых у Кретьена де Труа.
Отличие в том, что у фон Эшенбаха Грааль
— это камень. Правда, это не какой-то там
обломок скалы, а светящийся камень, который
упал с неба.
Впервые Грааль
описывается не как чаша, а нечто совершенно
иное. В романе баварского поэта священный
камень, охраняемый рыцарями, носит название
Темплезин и явно имеет отношение к тамплиерам.
[3 c. 98-104]
Идея о том,
что Грааль — некая метафора династии
Иисуса Христа и его происхождения, появилась
относительно недавно, хотя многие современные
авторы, пишущие на эту тему, уверяют нас,
что истина сия была известна еще многие
века назад горстке посвященных в секрет
художников и мудрецов, зашифровавших
ее в произведениях искусства и архитектуры.
Классическим примером может послужить
Приорат Сиона и его великие магистры.
История о первоначальном
назначении Святого Грааля — кубка, в
который стекала с креста кровь Иисуса,
— определенно связывает бесценную кровь
Христа с Граалем и также может служить
метафорой потомков христианского мессии.
Всесторонне связана с ней и существующая
в рамках этой теории идея о том, что Иисус
Христос до своей смерти предположительно
сочетался браком с Марией Магдалиной,
и та родила ему ребенка. Таким образом,
якобы прервавшаяся семейная линия Христа
продолжила существование до наших дней,
и Грааль стал той самой виноградной лозой,
посредством которой семейство Христа
связано с французской королевской династией
Меровингов.
Гипотеза состоит
в том, что после распятия Христа Мария
Магдалина перебралась вместе с их ребенком
во Францию. Породнившись с племенем франков,
потомок Иисуса стал предком Меровингов.
Эта гипотеза была впервые обнародована
Майклом Бейджентом, Генри Линкольном
и Ричардом Ли в книге-бестселлере «Святая
кровь, Священный Грааль». Она была опубликована
более двадцати лет назад, но ныне вновь
переживает популярность благодаря шумному
успеху «Кода да Винчи», автор которого
почерпнул из нее ряд сведений.
Но, что же на
самом деле представляет собой Священный
Грааль?
Божественные символы мужского
и женского начала
В настоящее
время существует большое количество
интерпретаций Чаши Грааля, в том числе
и как символа женского начала.
Давайте вспомним
символ, который обозначает единение женского
и мужского – символ инь и ян.
Инь изображается
в виде прерванной линии и олицетворяет
женское начало. Ян изображается в виде
непрерывной линии и символизирует начало
мужское. Вместе они символизируют все
взаимодополняющие противоположности
дуалистической вселенной в силах и качествах
человеческой, животной и растительной
жизни.
Инь должна
всегда идти раньше ян, ибо она символизирует
изначальную Тьму перед появлением Света
творения - ян.
Символ инь-ян
олицетворяет совершенное равновесие
двух великих сил Вселенной, каждая из
которых имеет внутри себя эмбрион противоположного
начала. Это говорит о том, что во Вселенной
не существует только мужского или только
женского начала, но что каждое из них
содержит в себе споры другого, и что происходят
непрерывные изменения.
Также символами
мужского и женского начала является звездный
тетраэдр. Звездный тетраэдр существует
вокруг каждого человеческого тела.
В книге «Цветок
жизни» Друнвало Мелхиседек так описывает
звездный тетраэдр:
Тетраэдр, обращенный
вверх, к Солнцу, является мужским, а тот,
который обращен вниз, к Земле, - женский.
То есть мужской тетраэдр – солнечный,
а женский – земной.
В действительности
все проявления в нашей реальности имеют
три компонента.
Почти в каждой
ситуации присутствует триединство, или
троичность. Для белого и черного всегда
есть серое, для холодного и горячего –
теплое, для женщины и мужчины есть ребенок,
для Солнца и Земли (Мужское и Женское)
есть Луна (ребенок).
Время также
имеет три составляющие: прошлое, настоящее
и будущее. Наше ментальное представление
пространства связано с осями x, y, z – вперед
– назад, влево – вправо, вверх – низ.
Но даже в каждом из этих трех направлений
есть средняя, нейтральная точка, создающая
три части.
Материя в нашем
третьем измерении также состоит из трех
основных частиц: протонов, электронов
и нейтронов.
Все вышеперечисленное
означает, что Вселенная, какой мы теперь
ее знаем, – все сотворенные вещи – состоит
из трех первичных частей, за исключением
ее редких первоначальных аспектов. К
тому же восприятие Вселенной человеческим
сознанием происходит тремя основными
способами: через время, пространство
и материю, которые являются отражением
священной Святой Троицы. [6, c. 75-79]
Священный
Грааль изображается в виде чаши, символизируя
собой женское начало. Чаша – символ Марии
Магдалины, наполненная кровью Иисуса
Христа (мужское начало) являет собой единение
при взаимодействии. То есть проявление
здесь священной Святой Троицы это Иисус
Христос, Мария Магдалина и их совместный
сотворенный ребенок. Только таким образом
Мария и Иисус могли реализовать свое
предназначение в жизни.
О рождение
Христа было сказано еще в Ветхом Завете,
в котором было написано, что да придет
на Землю в очень тягостный период жизни
человечества посланник Бога, и да поможет
он всем страдающим от голода, гонений
и других всевозможный бедствий всем людям,
и да воцарится на Земле и в сердце каждого
искра Божья, и да прибудут они в царство
Бога.
Господь говорил
Давиду о его потомке: « Я буду ему отцом,
и он будет Мне сыном». Конечно, в историческом
плане это пророчество относится к Соломону,
любимому сыну Давида, который и построил
храм в Иерусалиме. Но земной царь есть
лишь наместник Царя Небесного, и в идеале
отношения между ними должны стать отношениями
отца и сына.
Кстати, именно
из-за этих слов Господа израильтяне верили,
что Мессия, как и вообще любой законный
израильский царь, будет прямым потомком
царя Давида. Поэтому и Матфей начинает
свое Евангелие с родословия Иисуса, поэтому
и те, кто Его принимал, именовали Его "сыном
Давидовым".
Из текстов
евангелий явствует, что Марию Магдалину
вполне можно отнести к числу учеников
Христа. Она была рядом с ним трижды, присутствуя
при весьма важных событиях: при казни
на кресте, при его погребении и при воскресении.
Эти факты сами по себе выделяют Марию
Магдалину среди других учеников Христа
и вполне могут объяснить то, что Петр
относился к ней с плохо скрываемым неодобрением.
Однако есть
ли доказательства близким отношениям
Марии Магдалины и Христа? Новый Завет,
к сожалению, не дает на этот вопрос точного
ответа. Евангелия в дошедшем до нас виде
не содержат даже намека на возможность
брачных отношений между ними. Однако,
заявив об этом, следует вспомнить о том,
что нынешний Новый Завет претерпел в
ходе веков многочисленные изменения
и серьезную редактуру. Многое было изъято
из текстов, а кое-что добавлено. Кроме
того, при переводе с одного язык на другой
в Новый Завет могли закрасться и невольные
ошибки.
Покровители Богов
Издревле, на
Земле всегда существовали тайные общества,
целями которых было стремление обрести
власть над миром и людьми. Вместе с тем
были и те, кто стремился защитить истинную
природу человека – Богочеловека.
Считается,
что Священный Грааль охранялся самым
древним и могущественным на земле обществом
– Приоратом Сиона, также имевшим название
как орден тамплиеров. Его символом считался
цветок розы.
Но так ли это?
Согласно «официальной истории» Приората
Сиона, изложенной в «Тайных досье», это
тайное общество было основано Готфридом
Бульонским на Святой земле в 1090 году.
После захвата крестоносцами в 1099 году
Иерусалима по приказанию Готфрида здесь
было начато сооружение аббатства Богоматери
Сионской Горы. Его возвели на развалинах
древней византийской церкви, находившейся
за пределами городских стен Иерусалима,
близ Сионских Врат. В этом монастыре разместился
орден монахов-августинцев, выступавших
в роли советников Готфрида. Они, как утверждают
архивы Приората Сиона, были причастны
к созданию в 1118 году ордена тамплиеров,
служивших военно-административным инструментом
Приората.
Великие магистры
тайного Приората Сиона традиционно именовались
навигаторами (Nautonniers).Звание навигатора
Приората Сиона передавалось прямым наследникам
династии, однако впоследствии традиция
изменилась, и этот пост стали занимать
наиболее известные и влиятельные художники,
ученые и мыслители. Это явствует из обнародованного
в 1956 году хранившегося в «Тайных досье»
списка великих магистров. В списке значатся
такие знаменитые личности, как Леонардо
да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго и Жан
Кокто, возглавлявший Приорат с 1918 по 1963
год.
Орден тамплиеров
— старейший военно-религиозный орден,
был основан в 1118 году. Рыцарь из Шампани
по имени Гуго де Пейн и восемь других
рыцарей принесли вечную клятву верности
служения Господу в присутствии патриарха,
или властителя, Иерусалима. Первоначально
они существовали за счет подаяний, и их
называли бедными рыцарями Христовыми.
Тамплиеры
часто упоминаются на страницах «Кода
да Винчи» в связи либо со Святым Граалем,
либо с поиском, так называемых сокровищ
Иерусалимского храма.
Отличительной
чертой тамплиеров было их одеяние — белый
плащ, типичный для цистерцианцев, и нашитый
на нем красный крест. Создавая свой орден,
тамплиеры поклялись охранять дороги
Святой земли, оберегая паломников, потоком
устремившихся из Европы в Иерусалим после
первого крестового похода.
За орденом
сохранялась репутация закрытого тайного
общества, одержимого всевозможными ритуалами.
Именно эта репутация вместе с огромной
финансовой и военной мощью стала причиной
гонений на тамплиеров в начале XIV века.
В пятницу 13 октября 1307 года (именно поэтому
пятница, приходящаяся на 13-е число, считается
несчастливым днем) во Франции по приказу
короля Филиппа IV Красивого было арестовано
внушительное количество рыцарей тамплиеров.
Многие из них были подвергнуты жестоким
пыткам и казнены, других вынудили признаться
в том, что орден практиковал еретические
ритуалы, в том числе и поклонение Бафомету,
идолу с головой козла. Папа Климент V издал
буллу, в которой объявлялось о роспуске
ордена. После этого орден официально
прекратил свое существование. Однако,
судя по всему, часть ордена сохранилась,
особенно в Шотландии, где Роберт Брюс,
уже отлученный от церкви, сердечно принял
изгнанников-тамплиеров.
После роспуска
ордена усилились слухи и предположения
о том, что в свое время в недрах Храмовой
Горы тамплиеры обнаружили несметные
сокровища. Существует множество предположений,
что тамплиеры нашли в недрах Храмовой
Горы не только сокровища, но также и священный
Ковчег Завета Господня и даже сам Святой
Грааль. Сами сведения об этом должны были
нанести огромный вред церкви.
В конечном
счете, тамплиеры оказались жертвами собственного
богатства и преуспеяния. Обретенное могущество
сделало их непопулярными в определенных
церковных кругах, что и привело к неизбежному
крушению ордена. Падению тамплиеров также
способствовало желание короля Филиппа
Красивого завладеть их богатствами и
особенно банковской системой.
Действительно
ли тамплиеры защищали знание о Святом
Граале и в чем оно заключалось?
Леонардо да
Винчи, который был магистром Приората
Сиона, написал знаменитую картину «Тайная
вечеря», в которой возможно скрыть тайный
смысл.
Леонардо да Винчи
Леонардо, которому
суждено было стать одним из титанов Возрождения,
родился в горном селении близ тосканского
городка Винчи в 1452 году. Леонардо был
человеком редкой гениальности и выдающихся
способностей.
Для многих
ученых-историков и искусствоведов «Тайная
вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим
произведением мирового искусства. В «Коде
да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание
читателей на некоторых символических
элементах этой картины в те минуты, когда
Софи Неве, находясь в доме Ли Тибинга,
узнает о том, что Леонардо мог зашифровать
в своем шедевре некий великий секрет.
«Тайная вечеря»
— фреска, выполненная на стене трапезной
монастыря Санта-Мария деллаГрацие в Милане.
Еще в эпоху самого Леонардо она считалась
его самой лучшей и знаменитой работой.
Фреска была создана между 1495 и 1497 годами,
но уже в течение первых двадцати лет своего
существования, как явствует из письменных
свидетельств тех лет, начала портиться.
Ее размеры — приблизительно 15 на 29 футов.
Фреска была написана толстым слоем яичной
темперы на сухой штукатурке. Под главным
слоем краски находится грубый композиционный
набросок.
Известно, что
заказчиком картины был миланский герцог
Лодовико-Сфорца, при дворе которого Леонардо
снискал славу великого живописца, а вовсе
не монахи монастыря Санта-Мария деллаГрацие.
Тема картины
— момент, когда Иисус Христос объявляет
своим ученикам, что один из них предаст
его. Об этом пишет в третьей главе своей
книги «Божественная пропорция» Пачоли.
Именно этот миг — когда Христос объявляет
о предательстве — и запечатлел Леонардо
да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия,
он изучал позы и выражения лиц многих
своих современников, которых позднее
изобразил на картине. Личности апостолов
неоднократно были предметом споров, однако,
судя по надписям на копии картины, хранящейся
в Лугано, это (слева направо): Варфоломей,
Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн,
Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей
и Симон Зелот.
Многие искусствоведы
считают, что эту композицию следует воспринимать
как иконографическую интерпретацию евхаристии
— причащения, поскольку Иисус Христос
обеими руками указывает на стол с вином
и хлебом.
Почти все исследователи
творчества Леонардо сходятся на том,
что идеальное место для разглядывания
картины — с высоты примерно 13—15 футов
над уровнем пола и на расстоянии 26—33
футов от нее.
Неповторимый
характер «Тайной вечере» придает то,
что в отличие от прочих картин подобного
рода она показывает поразительное разнообразие
и богатство эмоций персонажей, вызванных
словами Иисуса о том, что один из учеников
предаст его. Никакая другая картина, написанная
на сюжет Тайной вечери, не может быть
даже близко сравнима с уникальной композицией
и проработкой деталей в шедевре Леонардо.