Теологическая философия средних веков. Патристика. Схоластика. Священный Грааль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 23:47, реферат

Описание работы

В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V—XV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая философия в Западной Европе — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы — Афиногор, Теофил, Юстин, Татиан и другие разрабатывали и пропагандировали свои идеи во II в. н. э.

Содержание работы

Введение____________________________________3-5
2) Патристика__________________________________5-6
3) Схоластика__________________________________6-9
4) Священный Грааль ___________________________8-21
4.1 История Грааля___________________________9-12
4.2 Божественные символы мужского и женского
начала__________________________________12-15
4.3 Покровители Богов_______________________15-17
4.4 Леонардо да Винчи_______________________17-21
5) Заключение__________________________________21-22
6) Список используемой литературы________________22-23

Файлы: 1 файл

фил.docx

— 96.93 Кб (Скачать файл)

Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» КлайвПринс и ЛиннПикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.

Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо.[5, с. 173-177]

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя — слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Принс и Пикнетт уверяют читателей, что под складками одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не чертами гермафродита с бледной безволосой кожей. Но что же из того, что на картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку?

Принс и Пикнетт утверждают, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V — символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе, означает имя — Мария/Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать.

Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры. Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра?

Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего, споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго.

Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа — для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя, как называют его Принс и Пикнетт, присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости.

Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере, одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна.

Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы.

Согласно «Тайным досье», помимо творческих свершений, Леонардо занимался и делами Приората Сиона, великим магистром которого являлся. Он, вне всяких сомнений, использовал в своих картинах различные тайные символы, которые еще ждут пытливого исследователя. Как считают многие исследователи его творчества, Леонардо проявлял огромный интерес к алхимии, особенно к идее алхимиков о том, что слияние мужского и женского начал является идеальным состоянием. [4, c. 256-267]

В 1965 году потерянные тетради с записями, которые вел Леонардо, обнаружились в Мадриде, в Национальной библиотеке Испании. Они содержат дневниковые заметки и трактат о разработанных Леонардо технических принципах и в 1974 году опубликованы под названием «Мадридский кодекс».

Мы видим, что Леонардо да Винчи мог знать тайну, о которой ходили легенды – великую тайну Святого Грааля. Все свои знания и мудрость он зашифровывает в своих работах, в том числе во фреске «Тайная вечеря».

 

Заключение

В подходе к теме Святого Грааля целого ряда ученых и не только, присутствует важный аспект: предположение, что существует некий ключ, который, если его удастся найти, непременно объяснит загадку Грааля.

Но, в чем, же все-таки кроется загадка Священного Грааля? Ведь легенды о Граале донеслись вот уже до наших дней, но я считаю, что эта легенда, окутанная тайнами, никому не раскроит их.

Эпоха Средневековья  преподнесла потомкам сотни загадок, на некоторые до сих пор еще не найдены ответы. Остаются вопросы, на которые нет достоверных ответов, а попытки отыскать их порождают все новые и новые версии и гипотезы. Эти загадки древности привлекали не только ученых, но и всех тех, кто увлекается наукой, изучающей прошлое.

Немало открытий и множество терпеливых усилий еще потребуется для того, чтобы мы были в состоянии, не боясь серьезных ошибок, подвести итог средневековой мысли. Однако нам представляется, что уже сейчас собранные отовсюду произведения той эпохи позволяют окончательно отбросить некоторые заблуждения, которые долгое время рассматривались как очевидные истины.

Первое, что принадлежит только ей в собственном смысле — это формирование схоластики, самой совершенной разновидностью которой является томизм. Начиная с истоков патристики и до конца XIV столетия история христианской мысли — это история непрерывных усилий показать согласие естественного разума и веры там, где оно существует, и добиться его там, где оно отсутствует. Вера и разум — две темы, на которых будет строиться вся история средневековой мысли, — были даны изначально и без возражений принимались всеми средневековыми философами от Скота Эриугены до св. Фомы. С самого начала догмат устанавливался как факт, и разум вставал перед ним как сила, с которой ему придется считаться. Для людей XIII века аристотелизм имел ценность решающего эксперимента; но если оказалось невозможным, ни изолировать разум от веры, ни смешивать их, то нужно было их различать и согласовать разум и веру. Из подобных усилий родились великие схоластические синтезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеев, П. В. История философии ‒ Издательство Проспект, 2005. ‒ 240 с.; с. 140-146
  2. Балашов, Л.Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями ‒ М., 2005. ‒ 672 с.; с. 535-538
  3. Барбер, Р. Святой Грааль. Во власти священной тайны./ перевод с англ. С.В. Головой, А.М. Голова ‒ М.: Эксмо, 2006. ‒640 с. / С. 98-104
  4. Браун, Д. Взламывая код да Винчи. Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна./ АТС; Москва, 2005./ С. 256-267
  5. Какне, В.А., Философия ‒ М.: Логос, 2007. ˗ 376с.
  6. Магдалина, М. Священный Грааль ‒ 2008. / С. 173-177
  7. Мелхиседек, Д. Древняя тайна цветка жизни. Том 1 и Том 2./ Перевод с англ. под ред. И. В. Сутокской. ‒ К.: София, 2000. / С. 75-79
  8. Соколов, В.В. Средневековая философия. / М., 1979./ С. 205-209
  9. «Философия, учебник для вузов» под ред. В.Н. Лавриенко ˗ Москва, Юнити - ДАНА

10)«Философия» под ред. Т.К. Никитич ˗  Москва, Юнити - ДАНА

 

 

 

 


Информация о работе Теологическая философия средних веков. Патристика. Схоластика. Священный Грааль