Теория познания и этика Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Философские воззрения Канта формировались в сложное для самой Германии время. Германия к XVIII в. представляла собой конгломерат из нескольких сотен формально самостоятельных государств-королевств, курфюршеств, княжеств и герцогств, «вольных» имперских городов. Их правители не обладали чувством национальной общности. В стране господствовало крепостное право, царили княжеской произвол, сепаратизм, во всем проявлялась узость духовных интересов общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Жизнь и философская деятельность Иммануила Канта 5
2. Гносеологическая концепция 9
3. Этическая концепция 12
4. Критика способности суждения 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

teoriya_poznaniya_i_etika_kanta.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по философии

на тему:

 

«Теория познания и этика Канта»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент 1 курса

 ф-та о/з ИНЭК, гр. Ф-107

Смирнова Е.А.

Проверил:

доцент кафедры философии

Кожевникова Ю.А.

 

 

 

 

 

Уфа, 2010

 

Содержание

 

Введение 3

1. Жизнь и философская деятельность Иммануила Канта 5

2. Гносеологическая концепция 9

3. Этическая концепция 12

4. Критика способности суждения 15

Заключение 18

Список использованной литературы  20

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема контрольной работы: «Теория познания и этика Канта». Иммануил Кант (1724-1804) – один из выдающихся мыслителей XVIII в. Влияние его научных и философских идей вышло далеко за рамки эпохи, в которую он жил.

Немецкая классическая эстетика XVIII-ХIХ вв. — важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Наиболее выдающимися ее представителями были Кант, Фихте, Шиллер, Гегель, Фейербах. Их главной заслугой является понимание эстетической науки как органичной и необходимой части философии и включение ее в свои философские системы.

Канта принято называть «основоположником немецкой классической философии». Течение это сыграло большую роль в развитии мировой философской мысли. Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш.

Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Философские воззрения Канта формировались в сложное для самой Германии время. Германия к XVIII в. представляла собой конгломерат из нескольких сотен формально самостоятельных государств-королевств, курфюршеств, княжеств и герцогств, «вольных» имперских городов. Их  правители не обладали чувством национальной общности. В стране господствовало крепостное право, царили княжеской произвол, сепаратизм, во всем проявлялась узость духовных интересов общества.

Но жизнь не стояла на месте, и особенно в Рейнской области чувствовалось экономическое оживление, предвещавшее будущую промышленную революцию. Передовые немецкие философы выступают в это время против наиболее архаичных черт, общественного устройства, ориентируясь на такое развитие буржуазных порядков, которое происходит в недрах самого феодального строя, но они еще не занимают в отношении его осознанной политической оппозиции, а лишь делают попытки приблизить реальность к идеалам в своих научных трудах.

Одним из таких философов и был Иммануил Кант. В философском творчестве Канта выделяют два основных периода – «докритический» (1746–1770) и «критический» (1770–1791).

Различие двух периодов в философском развитии Канта определяется тем, что в работах обоих этих периодов по-разному решается вопрос о способности нашего ума к познанию.

В основе всех работ, написанных Кантом в критический период, лежит убеждение, что разработке теоретической философии, эстетики, натурфилософии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются  эти отрасли философии. Под «критикой» Кант понимает, во-первых, точное выяснение познавательной способности, или душевной силы, к которой обращается каждая отрасль знания и философии. Во-вторых, под «критикой» Кант разумеет исследование границ, дальше которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума, философии искусства и философии природы.

 

 

1. Жизнь и философская деятельность Иммануила Канта

 

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать - Анна Регина - старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение. «Никогда не забуду своей матери. Она возлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мне сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали постоянное  спасительное воздействие на мою жизнь». Эти слова были сказаны Кантом на склоне лет.

В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в государственную церковную гимназию - «коллегию Фридриха», на латинское отделение. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Первую свою работу Кант писал три года - с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной оценке живых сил». Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности, уже в ней проявилась характерная черта всей его философии - соединение бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.

В 1747 году Кант впервые покидает Кенигсберг. В глухой провинции философ пробует себя в роли домашнего учителя последовательно в трех семьях: пастора деревни Юдшен в Литве, богатого помещика под Остероде и графа Кайзерлинга. Свободный доступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундамент будущей научной деятельности.

В этот период Кант написал рукопись по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Статья была опубликована только 1754 году после возвращения Канта в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью - «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоре написан, - «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Трактат вышел анонимно в 1755 году, и вскоре в одном из гамбургских изданий появилась одобрительная рецензия. Работа представляет собой своеобразную попытку сочетать пытливость натуралиста с привычными с детства догматами церкви.

Весной 1755 года Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне», а через четыре недели сдает устный магистерский экзамен и получает ученую степень. Защитив диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», ученый получает звание приват-доцента. Наряду с лекциями по метафизике, логике, моральной философии Кант преподавал также математику, физику, физическую географию, антропологию. Происходившее при этом творческое освоение широкого комплекса философских и естественнонаучных дисциплин сделало Канта энциклопедически образованным оригинальным мыслителем, вскоре поднявшимся на вершины духовной культуры своей эпохи.

Самым значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию «Физическая монадология», которую Кант написал, безрезультатно претендуя на экстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает все время и все силы, но безбедное существование обеспечено.

Первой собственно философской работой была габилитационная диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В этой диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта.

Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками. В составе Российской империи появилась новая административная единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне.

31 марта 1770 года мечта  Канта сбылась. Специальным указом  короля он был назначен ординарным  профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить  одну формальность, без которой  назначение было недействительно: необходимо защитить профессорскую  диссертацию. Новая диссертация  называлась «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира».

В письме к Ламберту, которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать специальную дисциплину - «общую феноменологию» с задачей очертить пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы «чистого разума». Дарственные экземпляры диссертации были вручены также Мендельсону и прославившему себя работами по философии искусства И.Г. Зульцеру. Вскоре одно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил ни на одно из них. Каждое ставило перед ним проблемы, влекло за собой размышления, пока безрезультатные.

Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскому другу Марку Герцу и просит его принести извинения Ламберту, Мендельсону и Зульцеру. В этом письме уже есть нечто большее, чем констатация факта, что надо еще думать над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Дату этого письма (21 февраля 1772 года) принято считать днем рождения главного философского труда Канта. Первоначальное его название гласило «Границы чувственности и рассудка», но уже в первоначальном варианте текста возникает выражение «критика чистого разума». Будущая книга, по мнению Канта, должна дать «ключ к тайне всей метафизики».

В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «критической» и которая приобрела характер обстоятельно разработанной системы в трилогии, состоящей из «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788) и «Критики способности суждения» (1790).

«Критическая» философия Канта – прежде всего в ее гносеологической ипостаси, названной им концепцией «трансцендентального идеализма», – стала начальным этапом немецкой классической философии, заключая в себе импульсы и для последующего ее развития. С середины 80-х годов воззрения Канта стали для немецких философов не менее чем на два десятилетия преимущественным предметом внимания и острейших дискуссий. Вскоре эти воззрения получили также общеевропейскую известность.

Выражением резко возросшего философского престижа Канта явилось его избрание деканом философского факультета и ректором (1786–1790) Кёнигсбергского университета. Только преклонный возраст побудил Канта оставить в 1797 году преподавательскую деятельность в университете и выйти в отставку.

Философская мысль Канта продолжала напряженно работать и в последние годы его жизни, о чем свидетельствуют оставленные им рукописи, опубликованные столетие спустя в его «Посмертных трудах». Жизнь Канта с юношеских лет и до кончины оказалась сосредоточенной на философском творчестве, которому был полностью подчинен размеренный, однообразный и ничем не отвлекающий от решения основной задачи уклад его быта.

Создали И.Канту мировую известность и репутацию одного из светлейших умов человечества работы «критического» периода, и прежде всего, «Критика чистого разума» (1781), в которой рассматривается способность человека к теоретическому познанию, «Критика практического разума» (1788), решающая проблемы этического действия и «Критика способности суждения» (1790), рассматривающая проблемы целесообразности, суждений вкуса.

В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге (Калининграде) на Острове Канта.

 

2. Гносеологическая концепция

 

Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция, разработка которой потребовала от Канта больше всего сил и времени. Приступив к ее созданию в конце 60-х годов, он счел ее завершенной только вторым изданием «Критики чистого разума» (1787), которое было существенно переработано и дополнено по сравнению с первым (промежуточным звеном в этом процессе явилась публикация в 1783 г. «Пролегоменов ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»).

Выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преобразования «метафизики» в подлинную науку – такова главная двуединая задача гносеологической концепции Канта. Эта задача может быть сформулирована также как выяснение причины неудач «чистого разума» в его «метафизических» построениях и определение области познавательно значимого применения этого разума при трактовке им с необходимостью возникающих «метафизических» проблем, к каковым Кант отнес бытие Бога, свободу воли, бессмертие души и вместе с тем понимание мира как целого.

Сквозная проблема «Критики чистого разума» конкретизируется в следующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естествознание?», «Как возможна метафизика как наука?» Третий вопрос внешне однотипен с первыми двумя, но по смыслу он глубоко отличен от них. Без ответов на первые два вопроса невозможно, по Канту, найти решение третьего вопроса.

Решающий шаг в построении гносеологической концепции Канта – это его утверждение об априорной основе научных истин. Согласно Канту, следует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувственности, и в неразрывно связанном с нею опыте. Не приемля тезис о сверхъестественном, божественном источнике априорных элементов человеческого сознания и одновременно отвергая их натуралистическое понимание, Кант рассматривал их просто как некую данность, которая фактически существует, но необъяснима. Кантовский априоризм имел ярко выраженный субъективно-идеалистический смысл.

Информация о работе Теория познания и этика Канта