Теория познания и этика Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Философские воззрения Канта формировались в сложное для самой Германии время. Германия к XVIII в. представляла собой конгломерат из нескольких сотен формально самостоятельных государств-королевств, курфюршеств, княжеств и герцогств, «вольных» имперских городов. Их правители не обладали чувством национальной общности. В стране господствовало крепостное право, царили княжеской произвол, сепаратизм, во всем проявлялась узость духовных интересов общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Жизнь и философская деятельность Иммануила Канта 5
2. Гносеологическая концепция 9
3. Этическая концепция 12
4. Критика способности суждения 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

teoriya_poznaniya_i_etika_kanta.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

Принципиальное значение в гносеологической концепции Канта имеет тезис: «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы».

Охарактеризовав во введении к «Критике чистого разума» исходные положения своей гносеологии, Кант подразделяет основную часть этого произведения на учение о началах и учение о методе. Главное содержание «Критики чистого разума» сосредоточено в первой ее части, в которой, в свою очередь, два раздела: «трансцендентальная эстетика», т. е. учение о чувственности, и «трансцендентальная логика», т. е. учение об интеллекте, рассматриваемом в форме рассудка («трансцендентальная аналитика») и в форме разума («трансцендентальная диалектика»).

«Трансцендентальной эстетикой» Кант назвал «науку о всех априорных принципах чувственности», однако действительное содержание этого раздела «Критики чистого разума» шире обозначенного объекта исследования. Дело не только в том, что фактически Кант рассматривает здесь и эмпирические элементы чувственности, но прежде всего в постановке и определенном решении основного вопроса философии – об отношении мышления к бытию, сознания к объективной реальности.

Разрабатываемую им «трансцендентальную логику» Кант отличал от ранее существовавшей «общей логики» как логику «содержательную» от логики «формальной». По Канту, эта общая логика, имеющая дело с априорными принципами мышления, «отвлекается от всякого содержания познания, т. е. от всякого отношения его к объекту, и рассматривает только логическую форму в отношении знаний друг к другу, т. е. форму мышления вообще». Считая эту логику недостаточной, Кант заявлял, что должна существовать еще «логика отвлекающаяся не от всякого содержания познания», а «определяющая происхождение, объем и объективную значимость» априорных знаний, и ее следует называть «трансцендентальной логикой», потому что она имеет дело только с законами рассудка и разума лишь постольку, поскольку она априори относится к предметам.

Называя учение о рассудочном знании «трансцендентальной аналитикой», Кант поясняет, что эта часть его логики производит не обычный анализ, а «расчленение всего нашего априорного знания на начала чистого рассудочного знания». Такими началами Кант считал понятия и основоположения, представляющие собой правила соединения понятий в суждения. Поэтому Кант разделил трансцендентальную аналитику на аналитику понятий и аналитику основоположений.

«Под аналитикой понятий, – разъяснял Кант, – я разумею не анализ их, или обычный в философских исследованиях прием разлагать встречающиеся понятия по содержанию и делать их отчетливыми, а еще мало применявшееся до сих пор расчленение самой способности рассудка с целью изучить возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как месте их происхождения и анализируя чистое применение рассудка вообще». Первостепенная важность для трансцендентальной логики исследования понятий определялась рационалистической убежденностью Канта, что «мышление есть познание через понятия» и что «познание всякого, по крайней мере, человеческого, рассудка есть познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное».

«Аналитика основоположений», характеризуемая Кантом как «трансцендентальное учение о способности суждения» и имеющая своим главным предметом определение априорных правил образования суждений, начинается с рассмотрения проблемы связи рационального с чувственным в процессе познания. При освещении вопроса, как именно возможно применение понятий к качественно отличающимся от них созерцаниям (явлениям), Кант выдвинул положение о существовании в сознании еще одной, промежуточной априорной формы: «Должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой – с явлениями». Это «опосредствующее представление», являющееся, «с одной стороны, интеллектуальным, а с другой – чувственным», Кант назвал «трансцендентальной схемой».

«Трансцендентальная диалектика» имеет своим предметом исследование разума, характеризуемого Кантом как высшая познавательная способность. «Всякое наше знание, – пишет он, – начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».

Вопреки благочестивым заверениям Канта его критика «метафизики» наносила немалый урон религии, поскольку выявляла невозможность подлинно рационального обоснования последней. Производя радикальное размежевание философии и частных наук с религией, Кант заявлял, что ему «пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере», но по понятным причинам он не афишировал того, что одновременно он решительно отвергал какую-либо зависимость этого знания от религиозной веры, т. е. необходимость согласования его с ней.

 

3. Этическая концепция.

 

Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в «Основах метафизики нравственности» (1785), «Критике практического разума» (1788) и «Метафизике нравов» (1797). К этой трилогии примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «О поговорке «может быть это и верно в теории, но не годится для практики»» (1793), «Религия в пределах только разума» (1793).

Понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения между людьми, Кант считал одной из важнейших задач философии. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Отвергая религиозно-теологический тезис о богоустановленности нравственных правил, Кант вместе с тем не допускал возможности их социально-исторического формирования на основе жизненного опыта людей. Кант был убежден, что основу нравственной обязательности следует искать не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, а исключительно априори «в понятиях чистого разума». По Канту, когда чистый разум определяет волю, и она функционирует именно как свободная воля, тогда он становится «практическим разумом» (точнее было бы назвать его «этическим разумом», так как он ограничен сферой этического сознания и действования).

Понятие «добрая воля» имело фундаментальное значение в построении кантовской «метафизики нравственности» как учения об априорных основаниях последней. «Нигде в мире, да и нигде вне его, – заявлял Кант, – невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли». Эта «добрая воля» понималась Кантом как стержень и квинтэссенция нравственности. Суть названной воли он видел в том, что она всецело и исключительно определяется «моральным законом», с которым она фактически оказывается почти тождественной. В один ряд с понятиями доброй воли и морального закона Кант ставил также понятие «долг», отмечая, что оно «содержит в себе понятие доброй воли», показывая его «в еще более ярком свете».

Стоит подчеркнуть, что кантовская «метафизика нравственности», делавшая акцент на доброй воле, вовсе не противопоставляла волю разуму и потому не приобретала иррационалистического характера. Наоборот, она интеллектуализирует добрую волю вплоть до отождествления ее с «практическим разумом»: эта «воля есть не что иное как практический разум», ибо «для выведения поступков из законов требуется разум».

Необходимым компонентом кантовского учения о доброй воле был тезис о ее автономии, понимаемой как полная независимость этой воли от какого-либо внешнего по отношению к ней обусловливания.

Меньшее внимание привлекал тот не афишируемый самим Кантом факт, что его «этика долга» оказывалась противостоящей религиозно-теологическим учениям о вере в бога как необходимом фундаменте нравственного сознания. Кант охарактеризовал мнение, что разумные существа побуждаются «действовать ради их конечной цели» страхом перед карами «высшей силы» и надеждой на награды с ее стороны, как подрывающее необходимое для морали представление о самоопределяющейся нравственной воле. Кант настаивал на том, что «метафизику нравственности» нельзя смешивать не только «ни с какой антропологией» и «ни с какой физикой», но и «ни с какой теологией... или сверхфизикой». Нравственная («добрая») воля была провозглашена Кантом «высшим благом» для всякого мыслящего существа. «Истинное назначение» практического разума Кант видел в том, чтобы «породить не волю как средство для какой-нибудь цели, а добрую волю самое по себе».

Практические основоположения, содержащие в себе общее определение нравственной воли, Кант подразделял на «максимы» и «законы». Максима, в понимании Канта, это «субъективный принцип воления», значимый для воли данного единичного лица, а закон – это «объективный» – в смысле общезначимости – принцип воления, имеющий силу для воли каждого разумного существа. Такой закон Кант называет «императивом», разъясняя, что императив есть «правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку...». Императивы, в свою очередь, делятся Кантом на «гипотетические», исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и «категорические», которые обязательны при всех условиях и, значит, имеют силу независимо от каких бы то ни было условий.

Кант далее уточняет, что «существует только один категорический императив» как высший закон нравственности: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Отсутствие указания на то, какие же именно максимы способны выступать в роли принципов всеобщего нравственного «законодательства», Кант считал не недостатком, а большим достоинством приведенной формулировки, свидетельствующим, что категорический императив является, как ему и подобает быть, «чистым» априорным законом и не включает в себя ничего «эмпирического». Подобная «чистота» означала, по Канту, что категорический императив определяет – в соответствии с требованиями априорности – лишь форму моральных поступков, но ничего не говорит об их содержании. Кант был убежден, что «если разумное существо должно мыслить себе свои максимы как практические всеобщие законы, то оно может мыслить себе их только как такие принципы, которые содержат в себе определяющее основание воли не по материи, а только по форме»

 

3. Критика способности  суждения

 

Главным сочинением Канта по эстетике стала «Критика способности суждения» (1790). Она представляет собой третью часть его теории познания, излагающую три основных вида «общих способностей души».

Эстетическая часть «Критики способности суждения» состоит из двух разделов: «Аналитика прекрасного» и «Аналитика возвышенного». В «Аналитике прекрасного» Кант объясняет природу эстетического суждения, которое, по его мнению, отлично от логического суждения. Эстетическое суждение является «суждением вкуса», в то время как логическое имеет своей целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное.

Кант определяет четыре момента субъективного восприятия прекрасного:

1. прекрасное свободно от практического интереса;

2. прекрасное носит всеобщий характер и имеет значение для каждого;

3. красота есть форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели;

4. прекрасное есть то, что нравится без понятия, как предмет необходимого любования.

Во второй части «Критики способности суждения» — в «Аналитике возвышенного» — Кант развивает свое учение о возвышенном. Философ подчеркивает, что возвышенное обладает теми же четырьмя характеристиками, что и прекрасное. Возвышенное также свободно от интереса, оно имеет значение для всех, оно целесообразно и необходимо. Между тем Кант показывает и различие. Он выделяет два типа возвышенного: «математически возвышенное» и «динамически возвышенное». Примером первого являются величины, имеющие протяженность во времени и пространстве: небо, океан; второе — выражает величины силы и могущества: наводнения, землетрясения, ураганы. В обоих случаях возвышенное подавляет наше воображение.

В «Критике способности суждения» Кант уделяет внимание и двум другим основным категориям эстетики — трагическому и комическому. Правда, о них он говорит гораздо меньше, скорее пытаясь показать их во взаимосвязи, в координации с прекрасным и возвышенным.

В своем анализе искусства философ сосредоточивается на двух вопросах: природа и воспитание гения и классификация искусств.

Кант формулирует четыре качества художественного гения:

- гений абсолютно оригинален;

- творчество гения должно быть образцовым;

- гений — это способность создавать правила;

- гений встречается лишь в искусстве.

В ходе своего дальнейшего рассуждения философ приходит к выводу о том, что гений нуждается в воспитании и образовании, ибо без этого любая одаренность вырождается.

Другая проблема, к которой Кант обращается в своем учении об искусстве, — это систематизация и классификация его видов. Все искусства философ разделил на: словесные (красноречие и поэзия), изобразительные (пластика, живопись) и искусства «изящной игры ощущений» (музыка и искусство красок). Ведущим видом искусства Кант считает поэзию, которая «эстетически возвышается до идеи». По способности вызвать «душевное волнение» после поэзии идет музыка. Среди изобразительных искусств предпочтение отдавалось живописи.

Заканчивая изложение эстетики классификацией изящных искусств, Кант производит эту систематизацию «по суду разума». И он твердо уверен в том, что то искусство, которое ничего не дает для идеи — деградирует.

 

 

 

Заключение

 

Философия Канта оставила в истории мировой философии очень глубокий след. Иммануил Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.

Кант своими работами по философии осуществил своего рода переворот в философии. Назвав свою философию трансцендентальной, он подчеркивает необходимость в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

Информация о работе Теория познания и этика Канта