Термин «мировоззрение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это совсем не значит, что именно тогда сложились все концептуальные положения данного феномена. Прежде всего, следует сказать о том, что многие представления, без которых сегодня нельзя представить ни одно мировоззрение (не важно, о каком типе мы ведем речь, о массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно других форм общественного сознания. Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

Термин «мировоззрение»  появился и вошел в научный  оборот в конце 18 века в связи  с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это  совсем не значит, что именно тогда  сложились все концептуальные положения  данного феномена. Прежде всего, следует сказать о том, что многие представления, без которых сегодня нельзя представить ни одно мировоззрение (не важно, о каком типе мы ведем речь, о массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно других форм общественного сознания. Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Мировоззрение, его  сущность и структура, как правило, выражалось через те представления  индивидов, которые они формулировали  в процессе обобщения тех знаний, которые приобретались в результате общественной практики. В результате таких обобщений сформировалось понимание мировоззрения, как специфической  формы сознания индивида, в которой  отражаются его взгляды на окружающую действительность и свое место в  этой действительности.

В многочисленных источниках можно найти самые  различные определения  мировоззрения, однако при всей их несхожести, можно утверждать, что все они  практически одинаково  трактуют структуру  мировоззрения как  многосложного явления.

Структура мировоззрения в  философии включает в себя такие важнейшие  компоненты, как знания, установки, убеждения  и идеалы, с помощью  которых человек  выражает свое отношение  к окружающей реальности и формирует собственную  позицию в этом мире.

Структура мировоззрения в  качестве своих важнейших  элементов, включает:

  • систему информации и знаний;
  • взгляды, отношения и критерии оценки окружающего мира;
  • установки и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
  • идеалы человека образы, предопределяющие развитие человека и его движение, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Но  на этом структура  мировоззрения не исчерпывается, так  как все перечисленные  выше элементы можно  классифицировать на объективные (к ним  следует отнести  знания) и субъективные (это  в основном взгляды, убеждения и идеалы).

Все компоненты мировоззренческой  структуры имеют  вполне определенное функциональное назначение.

Знания, представляющие собой  определенным образом  переработанную систему  научной информации, помогаю человеку осмысливать окружающий его мир и происходящие в нем явления. В рамках этого  компонента могут  наблюдаться и  вполне определенные несоответствия, которые  носят объективный  и достаточно объяснимый характер. Например, люди могут иметь  примерно сравнимые  интеллектуальные потенциалы, но при этом совершенно различаться своими мировоззрениями.

Структура мировоззрения, в  состав которого входят взгляды людей, предполагает их рассмотрение как  суждения, которые, в  отличие от знаний, выражают субъективный вывод индивида о  реальности. К примеру, представители научного и религиозного мировоззрений  совершенно по-разному  рассматривают вопрос происхождения человека.

Знания, как и взгляды, не всегда выступают  в качестве мотивирующего  поведение фактора. Более важным, с  точки зрения этого  вопроса, являются убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения  отражают синтез объективных  знаний и устремлений, закрепляющий социальные позиции человека в обществе и его  деятельности.

Структура мировоззрения в  качестве своего органичного  элемента предусматривает  присутствие идеалов. В самом простейшем понимании, идеал  – это образ, в  котором запечатлено  предвосхищаемое, совершенное, то, к чему у человека сформировано стойкое  стремление и высокое (с  точки зрения критериев) отношение. Как правило, в них воплощаются  наилучшие образцы  человеческого мышления и поведения.

Таким образом, мировоззрение - это системное  единство образующих его компонентов. Соотношения между  этими компонентами с течением времени  могут изменяться и тогда какой-то один из них может  стать доминирующим не только на уровне индивидуального  сознания, но общественного.

Введение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система  обобщенных взглядов на мир и место  человека в нем, на отношение людей  к окружающей их действительности и  самим себе, а также обусловленные  этими взглядами основные жизненные  позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и  представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного  вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают  группа и личность. Мировоззрение  является ядром общественного и  индивидуального сознания. Выработка  мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

мировоззрение человек мир

1. Понятие мировоззрения

На протяжении всей истории  существования человечества философия  складывается как устойчивая форма  общественного сознания, рассматривающая  мировоззренческие вопросы..

Она составляет теоретическую  основу мировоззрения, или его теоретическое  ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных  взглядов житейской мудрости, что  составляет жизненно важный уровень  мировоззрения.

Соотношение философии и  мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение”  шире понятия “философия”. Философия- это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой  даже не умеющего ни писать ни читать.

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино  цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда  не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для этого  ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание  мира- мировоззрение.

Мировоззрение- это система  взглядов на объективный мир и  место в нем человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся  на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как  в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в  самый существенный вопрос: “Что такое  мир?”. Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир во- первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является одной  из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий  о мире и о месте человека в  нем.

Возникновение философии  как мировоззрения относится  к периоду развития и становления  рабовладельческого общества в странах  Древнего Востока, а классическая форма  философского мировоззрения сложилась  в Древней Греции. Первоначально  возник материализм как разновидность  философского мировоззрения, как научная  реакция на религиозную форму  мировоззрения. Фалес первым в Древней  Греции поднялся до понимания материального  единства мира и высказал прогрессивную  мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего  сущего- воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь.

Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в  учении Фалеса как ученого, утверждающего  новую, именно философскую эпоху  в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте  любой науки.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних  стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как “вода” Фалеса и “число” Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся “атомы” как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои “атомы”, только не материальные, а духовные, именно “идеи”. Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир “атомов” Демокрита и мир “идей” Платона- это уже не “вода” Фалеса и не “число” Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий “апейрон”, неопределенное по отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная “заявка” на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой “видимости” некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся за действительное.

Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую “теорию истечений”, своего рода “зародышевого” прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два вида объективной реальности- атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как “воспоминания” бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения.

Великий греческий философ  Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением  политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как  ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.

Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом  интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского города стала резко контрастировать  с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства стран  Европы. Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения стала  Флоренция, что означает “цветущая”, которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился  и провел многие годы провозвестник  Возрождения великий поэт и мыслитель  Данте Алигьери (1265-1321)

В своей “Божественной  комедии” Данте, с одной стороны  как бы представляет энциклопедию христианского  мировоззрения средневековья, а, с  другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной  социальной жизнью и собственной  психологией, ибо, по Данте, “из всех проявлений божественной мудрости человек- величайшее чудо”.

Подлинным родоначальником  гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.

Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.

Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности.

Мировоззрение эпохи просвещения  отражает политическую идеологию, философию  и культуру капиталистического общества.

Возникнув в 17 веке в Англии, просветительская идеология в лице Д. Локка получает затем распространение  во Франции 18 веке (Ш. Монтескье, К. Гельвеций, Т. Пейн); в Германии (И. Кант); в России (А.Н. Радищев, П.С. Новиков); в странах Восточной и Юго- Восточной Европы и ряде стран Востока.

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление  о мире в целом и о месте  в нем человека. Такое представление  принято называть универсальной  картиной мира.

Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Информация о работе Термин «мировоззрение»