Термин «мировоззрение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это совсем не значит, что именно тогда сложились все концептуальные положения данного феномена. Прежде всего, следует сказать о том, что многие представления, без которых сегодня нельзя представить ни одно мировоззрение (не важно, о каком типе мы ведем речь, о массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно других форм общественного сознания. Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

Зачастую в философской  литературе обыденное мировоззрение  называется мироощущением, которое  определяется как переживание человеком  реальности и своего бытия в ней, а теоретическое - как миропонимание. На этом уровне отражения создается  концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении  теоретический уровень мировоззрения  характеризуется логической стройностью  и оформленностью.

Теоретически оформленное  мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое  отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально-историческим пластам и историческим типам культуры.

Различие между социальными  субъектами как носителями мировоззрения  проявляется в двух его структурных  образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение  отражает специфически неповторимые черты  человеческой личности, особенности  ее существования. В массовом мировоззрении  отображается то, что свойственно  жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения  находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется  через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи  с массовым мировоззрением.

В зависимости от видов  отражения, каждый из которых проявляется  в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент - картина  мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о  мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина  мира является той основой, на которой  формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них  занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму  целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе.

Компонент мировоззрения, в  котором предмет выражается не через  систему понятий (картина мира) или  идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным).

Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов  деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение  человека к миру и самому себе.

Наконец, в структуре мировоззрения  выделяют и побудительно-мотивационный  компонент, который является необходимым  связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и  орудие, и результат миро- преобразования.

4. Структура мировоззрения

Будучи важной составной  частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную  структуру.

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах  его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует  видеть лишь отдельные проявления более  глубоких структур или слоев мировоззрения.

Основной структурообразующий  элемент мировоззрения - вопросы, которые  возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:

- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);

- «О должном» (что обладает  высшей ценностью, т.е. является  благом, а что ценностью не  обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

Указанным группам мировоззренческих  проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая  подсистемы мировоззрения, в которых  и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

Понятие структуры мировоззрения  предполагает выделение его структурных  уровней: элементного, концептуального  и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих  понятий, идей, взглядов, оценок, которые  складываются и функционируют в  обыденном сознании.

Концептуальный уровень  включает различные мировоззренческие  проблемы. Это могут быть различные  концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его  деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение  знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и  формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение  неоднородно, оно складывается в  зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Историческими типами мировоззрения  являются мифологическое, религиозное  и философское. Мифологическому  мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность  человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное  постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие  и бытие рода, из которого он первоначально  себя не выделяет.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых  нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.

Для религии мир имеет  разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической  точкой отсчета среди отностительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема существования  абсолюта, над мирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно- безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

5. Типология мировоззрений

Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет  в себе черты, обусловленные особенностями  исторической эпохи, в которую живет  человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем  оставляют отпечаток состояние  физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих  проблем, роль логики и образности в  построении мировоззрения, степень  и характер его эмоциональности.

Но мировоззрения людей  не только отличаются. В них много  общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных  слоях. Например, религиозные воззрения  определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному  авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих  взглядов и т.п.

Наличие общих черт позволяет  рассматривать мировоззрение уже  не отдельного человека, хотя и оно  подчас представляет интерес, а тип  мировоззрения, присущий большому числу  людей.

В самом общем виде и  с известной долей условности все типы мировоззрений можно  разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.

Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются  на различных стадиях духовного  становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким  индивид усваивает себе мировоззренческие  достижения человечества и сам продуцирует  их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем  случае роль индивида может быть либо, по- преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально- рефлексивный типы мировоззрения.

Следует сказать, что по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения.

Рассмотрим три типа мировоззрения  более подробно.

Особенности обыденного мировоззрения

Обыденное (житейское) мировоззрение - исторически первичная форма  мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения - его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются  из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне.

При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все  законы формальной логики.

На основе обыденного мировоззрения  исторически первым стихийно рождается  миф - т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной  особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон  достаточного основания. Логические посылки  для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического  опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие  наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют  этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.

Миф - это наиболее простой  творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования  в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.

Особенности религиозного мировоззрения

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

Информация о работе Термин «мировоззрение»