Термин «мировоззрение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это совсем не значит, что именно тогда сложились все концептуальные положения данного феномена. Прежде всего, следует сказать о том, что многие представления, без которых сегодня нельзя представить ни одно мировоззрение (не важно, о каком типе мы ведем речь, о массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно других форм общественного сознания. Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

Религиозное мировоззрение  «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.

Религиозное мировоззрение  уже различает естественное и  противоестественное, уже имеет  ограничения. Религиозная картина  мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.

Она намного критичнее  мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.

Вера в эту внешнюю  сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.

Религиозное мировоззрение  и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного  сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма  являются субъективизм, мистицизм и  др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое  мировоззрение.

Основные  особенности философского мировоззрения

Философия может быть и  религиозной, и атеистической, - в  зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она  руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению  даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение  выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и  обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

- концептуальная обоснованность;

- систематичность;

- универсальность;

- критичность.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия  чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому  мировоззрению, ибо так же как  и они, она выбирает направление  своей деятельности весьма произвольно.

6. Мировоззрение, его место и роль в жизни. Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или  менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места  в нем. Оно есть у каждого. Но его  уровень, его содержание, форма и  т.д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

К тому же мировоззрение  как система включает в себя ряд  компонентов. Прежде всего это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения  участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что  мировоззрение включает в себя как  бы два среза -интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.

Естественно, что соотношение  этих сторон различно на различных  уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Больше того, разной может  быть и сама эмоциональная окраска  мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п.,- от радостных, оптимистических тонов до тонов  мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Сила убеждений - в доверии  человека их сути и смыслу. А это  значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная  вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т.д.).

Разумная вера не исключает  сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных  пунктов и в познании, и в  деятельности.

Теперь обратимся к  типологии мировоззрения. Прежде всего следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания  и мировоззрения. Это философский  уровень мировоззрения, когда человек  подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая  свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял  собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных  верований и различных видов  искусства.

Переплетение в мифе элементов  знаний о мире с религиозной и  художественной фантазией находит  свое выражение в том, что в  рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические  формы, что отчетливо просматривается  в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время  в мифах уже рисовалась картина  мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения  единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие  проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания  пошло по двум линиям - по линии религии  и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии - зависимость  людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она  выступает как иллюзорное восполнение  слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время  играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания  единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию  и философию, - это решение мировоззренческих  проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как  и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

Заключение

Мировоззрение есть общее  понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую  ориентацию человека.

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания  действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения  которых образуется общий жизненный  план, формируются идеалы, придающие  мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в  мировоззрение тогда, когда оно  приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности  человека в правоте своих идей.

Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух  соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно- научных, социально-исторических, технических и философских знаний.

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно  влияет на нормы поведения, на отношение  человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это  своего рода духовная призма, через  которую воспринимается и переживается все окружающее.

Литература

1. Васильева Т.С. Основы  философии. - Пермь: Изд-во Томского  ун-та, Перм. отд., 1991. - 276 с.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

3. Краткая философская  энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. - С.201-202.

4. Спиркин А.Г. Основы  философии. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

5. Философский энциклопедический  словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С.431-432.

 


Информация о работе Термин «мировоззрение»