Традиционность и новаторство немецкой классической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Традиционность и новаторство немецкой классической философии…………………………………………………………….. ……….3-4
Философия Иммануила Канта…………………………………………………4-7
Диалектическая философия Г.Гегеля………………………………………...7-10
Материализм Фейербаха………………………………………………….....10-12
Практикум…………………………………………………………………...13-18
Заключение ………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬнАЯ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 63.93 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра _____________________

 

Факультет_________________ Специальность___________________

 (направление)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ______________________________________

____________________________________________________

 

Тема _______________________________________________

 

 

 

 

 

                                                    Студент__________________________

(Ф.И.О.)

                                                    Курс________      № группы _________

                                                    Личное дело № ___________________

                                                    Преподаватель ___________________

                                                                                                                 (ученая степень,

                                                                                                                                звание, Ф.И.О.)

 

 

 

 

Москва – 20__

 

Содержание:

Введение.............................................................................................................3

  1. Традиционность и новаторство немецкой классической философии…………………………………………………………….. ……….3-4
  2. Философия Иммануила Канта…………………………………………………4-7
  3. Диалектическая философия Г.Гегеля………………………………………...7-10
  4. Материализм Фейербаха………………………………………………….....10-12

Практикум…………………………………………………………………...13-18

Заключение ………………………………………………………………….19

Литература……………………………………………………………………20  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и  политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и “подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту “. Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

 

 

 

 

 

 

  1. Традиционность и новаторство немецкой классической философии.

Немецкая  философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта,  Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Вклад немецкой классической философии в мировую  философскую мысль заключается  в следующем:

    1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;
    2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;
    3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

 

  1. Философия Иммануила Канта.

Все творчество И. Канта можно разделить на два  больших периода: «докритический»  и «критический». В «докритический»  период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного  материализма. В центре его интересов  были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

Разработанная им концепция происхождения Солнечной  системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Все живое на Земле, в том числе и человек - результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

В «критический»  период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных  философских работы: «Критика чистого  разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые  И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен - Мир бесконечен.

Кант  считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. «Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия 'вещи сами по себе' на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - 'вещи сами по себе'. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность.» Кант не разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а нереальны. Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен было граничить область знания, чтобы дать место вере. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории - единство, множество, цельность.

И. Кант классифицирует само знание как результат  познавательной деятельности: апостериорное  знание, априорное знание, «Вещь  в себе».

Этические взгляды И. Канта отражены в его  высказывании: «Две вещи наполняют  душу всегда новым и все более  сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует  в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай  так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего  законодательства».

В центре эстетического учения находится  исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского  понимания прекрасного заключается  в том, что философ связывает  его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного  свободно от жажды обладания, от любых  помыслов вожделения, и поэтому оно  выше всех других чувств. Воплощением  эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.

Социально - политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек  наделен изначально злой природой. Спасение человека - в моральном  воспитании и жестком следовании моральному закону. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а так же теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.

 

3. Диалектическая философия Г.Гегеля. 

 

Величайшая  роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.

Правда, Гегель разработал идеалистическую  форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» — абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество — в качество, причина — в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий — формы и содержания, Сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т.п.

Он показал  внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы таких «парных категорий». Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном дознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может *; быть рассматриваемо как образец диалектики»1.

Гегель  создал фактически непревзойденную  до сих пор систему категорий  диалектики. Определения категорий  поражают своей точностью, лаконичностью  и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера это качественное количество или количественное качество», «действительность — единство сущности и существования»,  «случайность то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др2.

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегелю  принадлежит открытие основных законов  количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания.  Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря  своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество – это внешняя для  бытия определенность, характеризует  бытие со стороны числа. Дом, говорил  Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее  или темнее1. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой  закон – взаимопроникновение  противоположностей - позволит Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо  в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель идеально угадал в противоречиях  мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

Информация о работе Традиционность и новаторство немецкой классической философии