Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:40, статья
Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Основными источниками о жизни и учению Пифагора являются дошедшие до нас работы: философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор».
Эссе по философии на тему:
«Учение Пифагора о числе как о первоначале мира»
Более 2000 тысяч лет назад в Древней Греции жил философ – Пифагор. Как ни странно, но по сравнению, например, с Аристотелем или Платоном, достоверных фактов о жизни и трудах Пифагора практически нет.
Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Основными источниками о жизни и учению Пифагора являются дошедшие до нас работы: философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Таким образом, самые ранние известные источники писали о Пифагоре 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его учеников, которые, конечно, не всегда были объективны.
Большинство греческих авторов выводит Пифагора с острова Самос. Предположительно он родился в 576 году до н. э. Именно Пифагор первым стал называть себя философом. По некоторым источникам из Самоса философ отправился в Египет, поставив своей целью поиск знаний. После Египта вернулся в Грецию в город Кротон, где им была основана знаменитая школа – Пифагорейский союз.
Как предполагают ученые и как видно из существующих источников, основой философии Пифагора было число. «Все есть число» - учил Пифагор. По его мнению, первичным являлась природа чисел, которая пронизывала абсолютно все.
Как известно, Пифагор утверждал, что
людей окружают разные предметы. Но
все их многообразие не может не
иметь под собой единой мировой
основы. Безусловно, все вещи можно
посчитать. Всегда можно сказать: две
птицы, десять рыб, двадцать деревьев,
проще говоря, эти слова сочетаются
с количественными
Главное число – единица. Это объясняется тем, что любое другое число по своей сущности является их сочетанием. Как число порождает все многообразие предметов в нашем мире? Пифагор говорил, что единице соответствует точка; двойке – две точки, но через две точки уже можно провести прямую, получается, что числу два соответствует прямая; тройке – три точки, но если их соединить, то получается уже плоскость; через четыре точки строится пространство, которое, соответствует четверке. Это пространство делится на четыре стихии: воду, землю, воздух и огонь, а затем каждая из них делится на разные предметы, взаимодействующие между собой. Это взаимодействие и приводит к бесконечному разнообразию вещей.
Отсюда наглядно видна обратная
цепочка, по которой все возвращается
к единице: как понятно из выше написанного,
многообразие сводится к четырем стихиям,
четыре стихии сводятся к пространству,
которое сводится к плоскости, не трудно
догадаться, что плоскость сводиться к
прямой, а она к точке, которая, и является
единицей. Отсюда и получается, что весь
естественный мир построен из чисел. Возникает
соответствие между пространственным
миром и числами: линия - “2”, плоскость
- “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир
духа: любовь и дружба отождествляются
с восьмеркой, справедливость - с кратными
числами.
Таким образом, весь мир представляет
собой последовательное разворачивание
идеальной сущности – числа.
Пифагор считал, что познать мир – это значит познать управляющие им числа. Кроме того, по мнению философа, все в природе подчиняется неким числовым комбинациям. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом, т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, а число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания.
Единица у Пифагора является воплощением единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность, имеет своим числом единицу. С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы: мир божественный, мир человеческий и мир естественный.
В каждом числе Пифагор определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д.
Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством, т.е. 4 олицетворяет человека, как тело, а 3 обозначает божество, как один из трех миров. Число десять, образованное из первых четырех чисел – 1+2+3+4 – , совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.
Пифагор учил, что начало и конец
всего сущего находится в некой
абстрактной величине, называемой Монадой,
которая равняется единице. Она
является абсолютной непознаваемой
пустотой, хаосом, прародиной всех богов
и в то же время вмещает в
себя всю полноту бытия в виде
божественного света. Подобно эфиру, Монада
пронизывает все вещи, но конкретно не
находится ни в одной из них. Она представляет
собой сумму всех чисел, но всегда рассматривается
как неделимое целое.
Такова была главная мысль Пифагора. По
крайней мере, именно так утверждают наиболее
достоверные источники.
Таким образом, все сводится к единице. Весь мир – есть развернутая система единиц, их совокупность, в которой есть противоположности, а так же в которой каждый занимает свое место, свою ячейку.
ХХI век – век новых технологий, ученые то и дело изобретают что-то новое. Числа имеют место во всем: в биологии, в химии, в физике, в генетике и просто в жизни человека. Для каждого из нас числа обладают определенными свойствами. Поэтому тема «Учение Пифагора о числе как о первоначале мира» является довольно интересной. Пифагор предложил впечатляющее представление о происхождении мира. Теперь его учение получило продолжение в лице современности. На мой взгляд, Пифагором была заложена та первооснова, благодаря которой идет современное развитие всего человечества, представляющего собой развернутую иерархию единиц. Еще, как мне кажется, пифагорейцы не сумели до конца разгадать тайну числа. Однако вряд ли они ставили перед собой такую задачу.
Список литературы
Информация о работе Учение Пифагора о числе как о первоначале мира