Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:40, реферат
Платон является культовой фигурой среди персоналий античной философии. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества всесторонне развитой личности. Но в историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего (а, пожалуй, даже и в основном) как философ, у которого “больше, чем у кого- нибудь, философия была жизнью” и который “свои теоретические построения выстрадал всей своей благородной эллинской душой”. Как остроумно и верно заметил Уайтхед, вся история западной философии есть не что иное, как примечание к Платону.
1.Введение……………………………………………………………….………………………………………………………….. 3-4
2. «Мир идей» и «мир вещей» ……………………………….………………………………………………… 4-6
3. Гносеологический подход: постижение мира идей……………………………………. 6-9
4. «Государство» как одно из произведений отражающих идеализм Платона…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 9-20
5. Kритика Аристотелем учения Платона об идеях…………………………………… 20-25
6. Заключение…………………………………………………….………………………………………………………… 25-26
7. Список использованной литературы………………………………………………………….…….… 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Кафедра философии и культурологии
Реферат
по
философии
на тему:
Учение платона об идеях.
Выполнил(а):
Студентка гр.
Ф.И.О
Проверил(а):к.ф.н.,
Ст.преподаватель
Ягубова С.Я.
Санкт-Петербург – Пушкин
2013
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. «Мир идей» и «мир вещей»
……………………………….……………………………………………
3. Гносеологический подход: постижение мира идей……………………………………. 6-9
4. «Государство» как одно из
произведений отражающих идеализм Платона……………………………………………………………
5. Kритика Аристотелем учения Платона об идеях…………………………………… 20-25
6. Заключение……………………………………………………
7. Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение.
В процессе исторического развития
нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та,
которая связана с зарождением философии.
Невозможно представить себе современную
культуру без античного наследия.
Платон является культовой фигурой среди персоналий античной философии. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества всесторонне развитой личности. Но в историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего (а, пожалуй, даже и в основном) как философ, у которого “больше, чем у кого- нибудь, философия была жизнью” и который “свои теоретические построения выстрадал всей своей благородной эллинской душой”. Как остроумно и верно заметил Уайтхед, вся история западной философии есть не что иное, как примечание к Платону.
Великий философ (427-347) был очень знатного происхождения. Его отец, Аристон, его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон - прозвище, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность).
О жизни Платона достоверно
известно немногое. Как и все юноши его
сословия, он получил хорошее воспитание
и образование. Решающий поворот в его
биографии связывают с именем Сократа.
Когда отец привел его учиться к Сократу,
великий скептик рассказал, что накануне
ночью он видел во сне белого лебедя; такой
сон предвещал, что у него будет новый
ученик, которому суждено стать одним
из самых просвещенных людей в мире. В 20
лет Платон, обратился к диалектике и философии.
После казни своего учителя (399 г. до н.
э.) он был вынужден бежать из Афин. Скитаясь
по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах,
Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых
ученых. По возвращении в Афины Платон
основал школу, получившую в честь героя
Академа название «Академия». Последние
годы его преподавания в школе отмечены
дружбой и сотрудничеством с Аристотелем,
его гениальным учеником. После себя Платон
оставил огромное количество философских
и других сочинений. К числу наиболее значимых
можно отнести такие произведения, как «Государство»,
«Законы», «Федр», «Протагор» и другие.
Центром того, что Платон создал
в области науки, он сам всегда называл
учением об идеях. Многие исследователи
также склоняются к тому, что
данное учение – своеобразное «ядро»
всей философии Платона.
Первоначально представляя собой логическую
теорию, оно обратилось в
мировоззрение и общий принцип философской
науки. Вместе с тем,
идеалистическая диалектика Платона не
изолирована и не оторвана от
остальных учений великого философа, а
наоборот, являясь в принципе их
основой, она гармонирует и дополняет
все стороны платоновской философии.
«Мир идей» и «мир вещей».
Суть философской концепции состоит в том, что первоосновой мира является не материальная, а идеальная сущность – «идея» или эйдос. Эйдос – явный лик подлинного бытия (перевод Лосева). Эйдосы вечны, неподвижны и неизменны, что Платон показывает на примере идеи прекрасного следующим образом: “нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает”.
Согласно этому учению,
мир вещей, воспринимаемых посредством
чувств, не есть мир истинно существующего:
чувственные вещи непрерывно возникают
и погибают, изменяются и движутся,
в них нет прочного, совершенного
и истинного. И все же вещи не совершенно
отделены от истинно существующего, каким-то
образом они «причастны» ему. А именно:
всем, что в них есть истинно сущего, утверждает
Платон, чувственные вещи обязаны причинам.
Эти причины – формы вещей, не воспринимаемые
чувствами, постигаемые только умом, бестелесные
и нечувственные.
Таким образом, Платон отделил созерцаемое
чувствами от созерцаемого умом, перенес
«умопостигаемые» предметы в какую-то
«занебесную», по его собственному выражению,
область. В результате этого термин «идея», который
первоначально обозначал лишь созерцаемую
умом форму или причину чувственных вещей,
стал обозначать бытие идеальное, нечувственное
и даже сверхчувственное.
Небытие Платон отождествляет
с материей. Благодаря существованию
материи возникает множество
чувственных вещей. Материя, которую
Платон уподобляет «матери», принимает
в свое лоно идею и превращает единство
и целостность каждого
По воззрению, изложенному в «Федре», местопребывание идей – занебесную область» - «…занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души –разуму…». Комплекс Идей с вышеописанными чертами вошел в историю под названием "Гиперурания" , употребленным в "Федре". "Это место над небесами, - писал Платон, - Гиперурания, никто из земных поэтов его не воспевал и не воспоет должным образом. И все же это так, ибо надо же иметь мужество, чтобы говорить правду, в особенности, когда говорят об истине. Ведь это и есть субстанция (реальность, бытие, т.е. идеи), которая лишена цвета, фигуры и неосязаема, которую, возможно, созерцает лишь водительница души, нус, это и есть подлинный объект истинной науки, которой это посильно. Кроме того, сама мысль о боге питается интеллектом и чистой наукой, а также это дело каждой души, имеющей сердце, воспринять то, что к ней взывает; и ведомая бытием, она возрадуется, созерцая истину, пока, вращаясь, не будет приведена в то же состояние. В процессе эволюции мысль видит справедливость как таковую, видит мудрость, видит науку, не ту, что вовлечена в становление, и не ту, что разнится, имея дело с разными объектами, кои мы называем существами, но ту науку, которая есть реальное знание об объекте, который есть реальное бытие. И только созерцая подобным образом другие реальные целостности, наполнившись ими, она затем снова окунется в целокупность неба и вернется домой".
"Местность Гиперурания" означает локальность наднебесную, или "поверх физического космоса", и, стало быть, есть образ, указывающий, в точном смысле, место, которое не есть место. Действительно, идеи тут же описаны как то, что не имеет ничего в предметном смысле (без фигуры, цвета, неосязаемые). Гиперурания, следовательно, есть образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Платон усердно подчеркивает, что Идеи "доступны лишь наиболее возвышенной части души", т.е. открыты понимающему уму и только ему.
Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна). На вершине этой иерархии стоит Благо или Единое. Единому противостоит начало, также упорядочивающее, но рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности. Второй принцип получил название Диады, или Дуализма. Из соединения этих двух начал вырастает тотальность всех идей. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. В то же время принцип множественности исполняет роль субстрата, подобно интеллигибельной материи, если использовать позднейшую терминологию. Каждая и взятые все вместе идеи, следовательно, есть своего рода "смесь" двух принципов (ограничения и безграничного).
Рождение идей из принципов Единого и Диады нельзя понимать как временной процесс, это, скорее, метафора, иллюстрирующая анализ онтологической структуры. Процесс происходит вне времени.
Ступенькой ниже в иерархии интеллигибельного мира расположены математические объекты, числа и геометрические фигуры, которые, в отличие от идеальных чисел, множественны (много единиц, 2, 3..., много треугольников и т.п.), впрочем, они также доступны познанию.
Позже Филоном Александрийским и
Гносеологический подход: постижение мира идей.
В досократовской философии вопрос о познаваемости мира или вообще не упоминался, или познаваемость мира напрямую связывалась с возможностями чувственного восприятия. Заслуга Платона в том, что он в отличие от своих предшественников обратил особое внимание на недостатки чувственного восприятия (и соответственно основанного на нем обыденного сознания). Он полагал, что всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как первоначальное, до всякого восприятия приобретенное достояние души, оно возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней восприятиями. Познание – это припоминание душой априорного знания. А восприятие, по Платону, представляет вещи не такими, какими они есть “на самом деле”, а такими, какими они кажутся нам (или нашим органам чувств).
Многие современники Платона
не понимали, что, мир идей вообще можно
созерцать. Например, глава школы
киников Антисфен вступил с
философом в спор: «Этого коня перед собой
я вижу, а вот «идеи» коня,
«конности», «лошадности», о которой ты,
Платон, твердишь, я не вижу».
Платон отвечал ему, и смысл его возражений
был таков: «Да, «идеи» коня
ты не видишь, но это происходит только
оттого, что ты хочешь и надеешься
увидеть ее обычными глазами. Я же утверждаю,
что ее можно увидеть только «глазами ума»,
с помощью «интуиции ума».
Платон полагал, что идея – общее для всех
обнимаемых ею
предметов. Коней в чувственном мире множество,
а идея коня в
умопостигаемом мире – некоторая целостность,
и, как такая целостность,
она – только одна. Эта идея – то, что всякого
чувственно воспринимаемого
коня делает именно конем, и ничем другим.
Но общее для многих предметов
не может открыться чувствам. По своей
природе оно бестелесно,
запредельно по отношению ко всему чувственному.
Оно доступно только уму.
Способность к созерцанию истинного бытия, мира идей, самих идей приобретается отнюдь не усвоением какой-то особой – философской информации. Такую способность приобретают, когда на кон поставлено не познание, а само бытие человека. Необходимо изменение в бытии самого человека, вернее – изменение его онтологического статуса, изменение его ума. А такие изменения предполагают проживание-прохождение экзистенциально значимого опыта, который современными мыслителями удачно назван «опытом-пределом». Во времена Платона такой опыт-предел именовался инициацией, то есть посвящением подготовленных – по своему качеству и умению – людей. Разумеется, современники Платона не знали термина, аналогичного латинскому initiation. Для них процесс опыта-предела именовался иначе, а именно – участием и прохождением Мистерий. Только тот приобретает мудрость как способность к созерцанию ликов подлинного бытия, кто успешно прошёл испытания, к примеру, в малых Элевсинских мистериях и получил статус мистеса. Современное толкование мистики хотя и связано с греческим терминологически, но по существу далеко ушло от греческого исконного толкования. Для античного грека звание, или статус мистеса был почётным статусом человека, посвящённого в таинства богини Персефоны (Психеи) – посвященного не только в смысле обладания каким-то сокрытым от непосвященных секретным знанием. Прежде всего, имелось в виду именно опытно пережитое изменение существа самого человека, изменение такого рода, которое достаточно точно названо «вторым рождением человеческого существа».