Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:40, реферат
Платон является культовой фигурой среди персоналий античной философии. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества всесторонне развитой личности. Но в историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего (а, пожалуй, даже и в основном) как философ, у которого “больше, чем у кого- нибудь, философия была жизнью” и который “свои теоретические построения выстрадал всей своей благородной эллинской душой”. Как остроумно и верно заметил Уайтхед, вся история западной философии есть не что иное, как примечание к Платону.
1.Введение……………………………………………………………….………………………………………………………….. 3-4
2. «Мир идей» и «мир вещей» ……………………………….………………………………………………… 4-6
3. Гносеологический подход: постижение мира идей……………………………………. 6-9
4. «Государство» как одно из произведений отражающих идеализм Платона…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 9-20
5. Kритика Аристотелем учения Платона об идеях…………………………………… 20-25
6. Заключение…………………………………………………….………………………………………………………… 25-26
7. Список использованной литературы………………………………………………………….…….… 26
В случае малых Элевсинских мистерий успешное их прохождение тоже оказывалось малым по масштабу онтологическим изменением в существе человека. Ведь слово мистес буквально переводится как «видящий сквозь туман», то есть – видящий истину бытия не ясно и отчётливо, но, напротив, неясно – сквозь затуманивающую духовный взор среду. Вы уже видите сквозь гилетику вещей этого текучего мира подлинные, неизменные лики бытия, но ещё не совсем ясно и отчётливо различаете эти эйдосы – лики. И только пройдя Великие мистерии происходит «второе рождение человека».
Лишь пережив некое экзистенциальное событие, своеобразный опыт-предел, благодаря чему вы сами меняетесь уже не в смысле приобретения новой информации, но в смысле онтологического события «второго рождения» (инициации, посвящения!), можно узнать (Платон в диалоге «Федон» устами своего учителя Сократа выдвигает – в качестве аргумента бессмертия души! – знаменитый философский тезис, согласно которому подлинное знание есть припоминание душой тех ликов подлинного бытия, которые душа созерцала до своего воплощения в земном теле – этой гробнице и темнице души), что же на самом деле зашифровано, как некое послание, в данном философском тексте… Глубоко в пещере сидят узники, прикованные за бедра и шею так, что они могут глядеть только прямо перед собой – на стену пещеры. На стене движутся или покоятся тени, проекция вещей. Эти теневые проекции получаются от того, что позади узников в пещере горит огонь костра, в свете которого над оградой кто-то невидимый проносит разные фигуры – иногда молча, иногда с определённым звуком. Понятно, что не имея возможности встать и обернуться, узники пещеры думают, что они созерцают не тени, а самую что ни на есть настоящую реальность.
Но вот однажды одному из узников довелось освободиться от своих уз (скорее, ему помогли в этом). Освобождённый с трудом повернулся и застыл от удивления, увидев костёр, оградку и весь «театр Теней». Он подошёл поближе к костру, но никого из обманщиков там не нашёл. Зато увидел, что гораздо выше и впереди есть выход из пещеры, откуда бьёт яркий дневной свет. Протирая слёзы от света и щурясь, бывший узник поднимается к выходу и…что же он обнаруживает? Привыкнув к свету, его глаза различают залитую солнцем долину. Весело журчит речушка, по-весеннему щебечут птицы, яркая зелень первой листвы и травы, цветочное разноцветье, яркое голубое небо с плывущими на нём белыми облаками… Велико изумление путешественника, впервые наблюдающего подлинную реальность!
Захлёбываясь от восторга, бывший узник спешит вернуться к своим собратьям и поведать им об истинном положении вещей! Но, вбежав в темноту пещеры после яркого дня, наш герой спотыкается и падает – под дружный смех соплеменников. Они не верят ни единому его слову, принимая за сумасшедшего. Сначала смех, затем – агрессия и практика изгнания. В этом впервые подчеркнуто не только совпадение знания о мире с самим миром, но и несовпадение понятия о предмете с самим предметом.
Такой поворот умственного взгляда – от теней к эйдосам как ликам подлинного бытия – Платон именует словом «эпистрофе». Эпистрофе завершается метанойей – переменой состояния ума под воздействием созерцания подлинной реальности. Это и есть просветление, или – духовное пробуждение, в результате которого человек начинает видеть подлинную реальность – мир эйдосов.
«Государство» как одно из
произведений отражающих идеализм Платона.
Проблема государственного
устройства была, есть и будет одной
из самых сложных и противоречивых
проблем, стоящих перед человечеством.
Множество людей уже тысячи лет
пытаются понять, каким государство
должно быть "в идеале". При
этом некоторые люди считают лучшим
сильное, боеспособное государство
с хорошей экономикой, другие - государство,
в котором каждый человек ощущает
себя вполне свободным и счастливым.
Так проблема общественного, государственного
устройства перерастает в проблему
понимания блага, человеческих ценностей
и свободы личности. Этим вопросам
и посвящен трактат Платона "Государство".
Интерес к древнегреческому
философу Платону, к его творчеству
не ослабевает, быть может, даже усиливается
в наше время. Во-первых, мнение даже
самого обыкновенного человека, жившего
две с половиной тысячи лет
назад, интересно само по себе.
Конечно, интерес многократно
усиливается, если этот человек - Платон.
"Платон - один из учителей человечества.
Не будь его книг, мы не только хуже
понимали бы, кем были древние греки,
что они дали миру, - мы хуже понимали
бы самих себя, хуже понимали бы, что
такое философия, наука, искусство,
поэзия, вдохновение, что такое человек,
в чем трудности его исканий
и свершений" - писал В.Ф. Асмус.
Итак, значение мнения гениальнейшего
афинского философа о важнейших человеческих
проблемах очевидно.
Социально-политическим вопросам
посвящены несколько
Идеальное государство трактуется
Платоном как реализация идей и максимально
возможное воплощение мира идей в
земной общественно-политической жизни
– в полисе.
Конструируя идеальное общество,
Платон проводит аналогию между справедливым
человеком и справедливым государством.
Так, трем началам (частям) человеческой
души – разумному, яростному и
вожделеющему –аналогичны в государстве
три схожих начала – совещательное, защитное
и деловое, а им соответствуют три сословия
– правителей, воинов и производителей
(ремесленников и земледельцев).
Справедливость состоит
в том, чтобы каждое начало занималось
своим делом и не вмешивалось
в чужие дела. Кроме того, справедливость
требует соответствующей иерархической
соподчиненности этих начал во имя целого:
способности рассуждать (т.е. философам,
носителям этой способности) подобает
господствовать; яростному началу (т.е.
воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь
первому началу; оба этих начала управляют
началом вожделеющих (ремесленниками,
земледельцами и другими производителями),
которое «по своей природе жаждет богатства».
Идеальное государство Платона
– справедливое правление лучших
и благородных. Таким образом, лучший
тип государственного устройства –
если среди правителей выделится
кто-нибудь один – монархия, если несколько
правителей – аристократия.
Идеальному (аристократическому)
государственному устройству Платон противопоставляет
четыре других. В трактате "Государство"
Платон пишет о том, что главная причина
порчи обществ и государств (которые когда-то,
во времена "золотого века" имели
"совершенный" строй) заключена в
"господстве корыстных «интересов",
обуславливающих поступки и поведение
людей. В соответствии с этим основным
недостатком Платон подразделяет все
существующие государства на четыре разновидности
в порядке ухудшения государственности,
«извращения» совершенного типа, нарастания
"корыстных интересов" в их строе.
Тимократия - власть честолюбцев,
по мнению Платона, еще сохранила черты
"совершенного" строя. Она появляется,
когда появляется частная собственность
на землю и дома, происходит превращение
свободных в рабов.
Это ведет к вырождению
идеальной аристократии и возникновении
тимократии. «Там побоятся ставить мудрых
людей на государственные должности, потому
что там уже нет подобного рода простосердечных
и прямых людей, там будут склоняться на
сторону тех, что яростны духом, а также
и тех, что попроще – скорее рожденных
для войны, чем для мира, там будут в чести
военные уловки и ухищрения, ведь это государство
будет вечно воевать». В государстве такого
типа правители и воины были свободны
от земледельческих и ремесленных работ.
Большое внимание уделяется спортивным
упражнениям. Люди этого государства отличаются
жадностью, грубостью и сребролюбием.
Удовольствиям, пишет Платон,
они предаются втайне, «убегая
от закона, как дети от старого отца,
ведь воспитало их насилие, а не убеждение».
Платону ненавистны войны, особенно
между эллинами. У людей уже
заметно стремление к обогащению,
и "при участии жен" спартанский
образ жизни переходит в роскошный,
что обуславливает переход к олигархии.
Олигархия – «строй, основывающийся
на имущественном цензе». В олигархическом
государстве уже имеется четкое
разделение на богатых (немногочисленный
правящий класс) и бедных, которые
не участвуют в управлении и которые
делают возможной совершенно беззаботную
жизнь правящего класса. В этом
государстве как бы два государства: одно
–
бедняков, другое – богачей. У бедных появляется
ненависть против бездельников-богатых,
приводящая к перевороту в государстве и
установлению демократии
Демократия. «Демократия, на
мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется
тогда, когда бедняки, одержав победу,
некоторых из свои противников уничтожат,
иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских
правах и в замещении государственных
должностей, что при демократическом строе
происходит большей частью по жребию».
В этом государстве будет «полная свобода
и откровенность и возможность делать
что хочешь». В таком обществе к власти
может придти человек, который не имеет
способности к управлению и не добродетелен,
но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил
свое расположение к толпе.
Однако, демократия «опьяняется
свободой в неразбавленном виде», она
еще более усиливает
Тирания. По мнению Платона,
если некое действие делается слишком
сильно, то это приводит к противоположному
результату. Так и здесь: избыток
свободы при демократии приводит
к возникновению государства, вообще
не имеющего свободы, живущего по прихоти
одного человека - тирана. «Из крайней
свободы возникает величайшее и
жесточайшее рабство». Тирания – наихудший
тип государственного устройства, где
царят беззаконие, уничтожение более или
менее выдающихся людей, подозрение в
вольных мыслях и многочисленные казни
под надуманным предлогом предательств,
«очищения» государства от всех тех, кто
мужественен, великодушен, богат.
С позиции своего идеального
государства Платон классифицирует
существующие государственные формы на
две большие группы:
1. Приемлемые государственные формы
2. Регрессивные – упадочные.
Первое место в группе
приемлемых государственных форм -
это его “идеальное”
Отрицательные формы государственной
власти Платон противопоставляет своему
видению "идеального" общественного
устройства. Огромное внимание автор
уделяет определению в
Если в государстве
Платона существуют люди, которые
занимаются законами и устройством
государства, то естественно предположить,
что в нем существуют и люди,
занимающиеся исключительно земледелием,
ремеслом. Действительно, основной закон
существования "идеального" государства
состоит в том, что каждый член
общества обязан выполнять только то
дело, к которому он пригоден.
Всех жителей "идеального"
государства автор разделяет
на три класса. Низший класс объединяет
людей, которые производят необходимые
для
государства вещи или способствуют этому;
в него входят самые разные люди, связанные
с ремеслом, земледелием, рыночными операциями,
деньгами, торговлей и перепродажей - это
земледельцы, ремесленники, торговцы.
Несмотря на то, что торговцами и земледельцами
могут быть совершенно различные люди,
все они, по Платону, стоят приблизительно
на одной ступени нравственного развития.
Внутри этого низшего класса также существует
четкое разделение труда: кузнец не может
заняться торговлей, а торговец по собственной
прихоти не может стать земледельцем.
Принадлежность человека
ко второму и третьему классам, а
это классы воинов-стражей и правителей-