Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:23, реферат
Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества о универсальных связях бытия углубляются, обогащаются, приводятся в систему.
Так было с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения, вследствие чего были разработаны специальные философские понятия.
Введение.......................................................................................................................3
1. Универсальные связи бытия.........................................................................5
2. Категории диалектики...................................................................................6
3. Часть и целое, система..................................................................................9
4. Содержание и форма, симметрия и асимметрия......................................14
5. Единичное, особенное и общее..................................................................18
6. Понятие сущности и явления.....................................................................21
7. Идея внешнего и внутреннего....................................................................23
8. Заключение...................................................................................................25
9. Список литературы.....................................................................................28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ
Контрольная работа по философии
на тему
Универсальные связи бытия в категориях диалектики. Часть и целое. Форма и содержание. Единичное и общее. Явление и сущность.
Выполнил: студент курса факультета нефти
Научный руководитель к. ф. н., доцент кафедры ГОС
Альметьевск, 2011
Содержание
Введение......................
2. Категории диалектики....................
3. Часть и целое, система.......................
4. Содержание и форма, симметрия и асимметрия....................
5. Единичное, особенное и общее.........................
6. Понятие сущности и явления.......................
7. Идея внешнего и внутреннего...................
8. Заключение....................
9. Список литературы.............
В данной работе мне хотелось бы затронуть такую интересную, на мой взгляд, с точки зрения философии, тему, как «Универсальные связи бытия в категориях диалектики. Часть и целое. Форма и содержание. Единичное и общее. Явление и сущность».
Данная тема, как мне кажется, очень многогранна и рассматривать её можно с различных сторон. Иными словами, она имеет множество аспектов, поэтому, если пробовать охватить всех их, то, вероятно, работа утратит свою целостность и определённую ясность. Исходя из всего вышесказанного, мне бы хотелось затронуть только некоторые стороны необъятной темы, а именно: категории диалектики, служащие формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия.
В данной работе мне бы хотелось рассмотреть эту тему подробно, проанализировать некоторые её стороны, дать свою оценку некоторым вещам, опираясь на своё мнение и мнение различных источников.
Для начала дадим определения составляющих эту тему слов, чтобы ясно взглянуть на само название:
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы1.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (греч. diаlegоmаi - беседую) . Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. Диалектика характеризует отношения "причина-следствие" "случайность-необходимость" и других, выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятий, их единстве, переходах друг в друга, взаимоотношениях.
Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества о универсальных связях бытия углубляются, обогащаются, приводятся в систему.
Так было с познанием связей
качественных и количественных характеристик
предметов. Начиная с наивных
догадок, оно со временем достигло зрелого
выражения, вследствие чего были разработаны
специальные философские
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи вещей, событий заметить нетрудно: жизнь ежечасно, ежеминутно дает тому массу примеров. Труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, «всего со всем». Человечество шло к этой идее долгим и сложным путем.
В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие. Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое искусство, была проблема «единого и многого». Она не утратила своего значения и по сей день. Различия стран, народов, людей и общечеловеческие ценности, интересы — вот одно из современных проявлений этой «вечной» проблемы. И в веках она приобретала все новые обличья: связь единичного и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.
2. Категории диалектики. Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления — категориях. Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы разумения, исследования.
Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина — следствие», «случайность необходимость», «возможность — действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании, взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия. В жестких формах мышления этого сделать нельзя. Хорошо разработанный аппарат диалектических понятий — показатель зрелости философской мысли, миропонимания.
Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон.
По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке. Языки различных народов — носители человеческой интеллектуальности. Их основу составляет категориальный «каркас» — система категорий, отражающая схему универсальных связей бытия и выступающая как своего рода «грамматика» миропонимания. Такие понятийные схемы формируются и действуют в мышлении различных эпох. Философская же мысль делает их, как уже говорилось, предметом специального внимания. Философский анализ выявляет (эксплицирует) категориальные схемы из реальных структур мышления (текстов и т.д.), осмысливает взаимосвязи категорий, дает им более четкое выражение. В результате категориальный аппарат из стихийно работающего превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.
В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли — познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий.
Среди бесконечного многообразия
связей реального мира философское
познание исторически выделяло различные
типы всеобщих связей. «Единичное —
общее», «многое — единое», «сходство
— различие», «качество — количество»,
«простое — сложное», «часть — целое»,
«конечное — бесконечное», «форма
— содержание» и другие понятия
о такого рода связях могут быть
объединены в группу категорий, выражающих
«устройство», «организованность» бытия.
В истории познания прослеживается
также другой категориальный ряд, выражающий
универсальные связи
3. Часть и целое, система. Система — это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как единое целое. Элемент — это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная система — это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
Любая система есть нечто
целое, представляющее собой единство
частей. Категория части выражает
предмет не сам по себе, не как
таковой, а лишь в его отношении
к тому, составным компонентом
чего он является, во что он входит (например,
какой-нибудь орган есть часть организма).
Следовательно, категории целого и
части выражают такую связь между
предметами, когда один предмет как
некое сложное единое целое является
объединением других предметов и
образован из них как из своих
частей. Еще Аристотель отметил, что
целым считается объект, в составе
которого имеется полный набор частей.
Часть подвержена действию целого,
которое как бы присутствует в
своих частях. Так, обладая относительной
индивидуальностью, микрочастица в
каждый момент как бы «чувствует»
влияние системы в целом, свободный
атом существенно отличается от атома,
входящего в состав молекулы или
кристалла. Вместе с тем части
влияют на целое: организм — целое,
расстройство его части ведет
к определенному нарушению
Категории целого и части — соотносительные категории. Какую бы сколь угодно малую частицу сущего мы ни взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого (например, молекулы). Это другое целое есть в свою очередь часть некоторого большего целого (например, организма животного). Последнее есть часть еще большего целого (например, планеты Земля) и т д. Любое доступное нашей мысли сколь угодно большое целое, в конечном счете, является лишь частью бесконечно большого целого. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого — Вселенной.
По характеру связи частей различные системы делятся на три основных типа целостности. Первый тип — неорганизованная (или суммативная) целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных, конгломерат, т.е. механическое соединение чего-либо разнородного (горная порода из гальки, песка, гравия, валунов и т.п.). В неорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойства такого целого совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом, когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него, они не претерпевают качественных изменений.
Второй тип целостности — организованная целостность, например атом, молекула, кристалл. Солнечная система, Галактика. Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
Свойства организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей: реки «потерялись в море, хотя они в нем и хотя его не было бы без них». 1 Ноль сам по себе ничто, а в составе целого числа его роль значительна.
Вода обладает свойством гасить огонь, а составляющие ее части порознь обладают совсем иными свойствами: водород сам горит, а кислород поддерживает горение. По словам М.А. Маркова, утверждение, что атом водорода состоит из протона и электрона, строго говоря, неверно: здесь допущена ошибка, похожая на ту, которая допускалась бы во фразе: «Дом построен из сосен...» Эта аналогия призвана образно подчеркнуть тот факт, что масса атома водорода строго уже не равна сумме масс протона и электрона, она несколько меньше: при «подгонке» протона и электрона в систему атома водорода «снята стружка» с массы элементов этой конструкции, которая в виде излучения уносится в пространство.
Третий тип целостности
— органическая целостность, например
организм, биологический вид, общество!
Это высший тип организованной целостности.
Ее характерные особенности —
саморазвитие и самовоспроизведение
частей. Части органического целого
вне целого не только теряют ряд
своих значимых свойств, но и вообще
не могут существовать в данной качественной
определенности: как ни скромно место
того или иного человека на Земле
и как ни мало то, что он делает,
но все же он осуществляет дело, необходимое
для целого. Органическое целое образуется
не путем объединения уже