Универсальные связи бытия в категориях диалектики. Часть и целое. Форма и содержание. Единичное и общее. Явление и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества о универсальных связях бытия углубляются, обогащаются, приводятся в систему.
Так было с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения, вследствие чего были разработаны специальные философские понятия.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Универсальные связи бытия.........................................................................5
2. Категории диалектики...................................................................................6
3. Часть и целое, система..................................................................................9
4. Содержание и форма, симметрия и асимметрия......................................14
5. Единичное, особенное и общее..................................................................18
6. Понятие сущности и явления.....................................................................21
7. Идея внешнего и внутреннего....................................................................23
8. Заключение...................................................................................................25
9. Список литературы.....................................................................................28

Файлы: 1 файл

общее-целое......docx

— 47.36 Кб (Скачать файл)

Принципиально нет предела  делимости предметов. Но их деление  будет означать переход к качественно  иному целому: когда горшок разбивают  на части, то получают не уменьшенные  горшки, а черепки. Дробление «обезличивает» даже камень. Однако отсеченные куски  камня не гниют, а сохраняют «свое  каменное лицо», тогда как отрубленная  ветвь дерева вянет и гниет, разлагается. Это в большей мере применимо  к живым организмам: курица с отсеченной головой:— не курица.

У организма имеются не части в собственном смысле слова, а органы: само слово «организм» указывает на это. Высшей формой выражения  органической целостности является общество и различные социальные образования — семья, государство, наука, искусство и т.д.

Чтобы вести научный анализ в нужном направлении, необходимо, чтобы  изучаемый объект постоянно «витал»  в нашем сознании как нечто  целое. Этот метод характерен и для  художественного творчества. Метод  художника также представляет собой  восхождение от целого к частям. Так, первоначально идея «Гамлета»  возникла у Шекспира как нечто  целостное, а на основе представления  о целом он создал различные характеры  действующих лиц. Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части  и выясняем характер связи между  ними. Та или иная система может  быть понятна как целое лишь в  результате уяснения природы ее частей. Например, природу атомов нельзя было определить до тех пор, пока не были получены данные об их сложном строении и пока теоретически они не были представлены как системы. Недостаточно изучить части без их связи  с целым: знающий только части  еще не знает целого. Обилие частностей может заслонить целое (это характерная  ошибка «ползучего эмпиризма»). Любой  единичный предмет может быть правильно понят тогда, когда  он анализируется не в отрыве от целого, а в связи с ним.

Каждый орган выполняет  соответствующую функцию, и его  строение организовано в согласии с  этой функцией. По способу своего действия он определен не только своим внутренним строением, но и природой того организма, органом которого он является. Мы заведомо обрекли бы себя на бесполезную трату  сил, если бы попытались понять природу  человека вне его связи с обществом.

С точки зрения механицизма  части целого всегда обладают меньшим  числом свойств, чем целое, и, в конечном счете, качественное многообразие вещей  рассматривается лишь как различные  комбинации частиц материи. Такой взгляд позволяет мириться со всевозможными упрощающими построениями.

Отвергая так называемый суммативный подход, механически  сводящий целое к сумме частей, мы не должны и фетишизировать целостность.

Итак, целое — это не сумма частей, а нечто большее, и это большее создается за счет определенного способа связи  элементов данной структуры. Известно, что масса ядра меньше суммы масс всех входящих в ядро частиц протонов и нейтронов. Это объясняется  тем, что масса ядра не складывается механическим образом из масс слагаемых  частиц: она зависит также от энергии  связи этих частиц.

Никакая область знания не может обойтись без категорий  части и целого. Эти категории  имеют огромное методологическое значение не только в науке, но и в искусстве. Художники, например, хорошо знают, что  в правильном соотношении части  и целого хранится сокровенная тайна  художественности произведения. Когда  слушаешь хорошую музыку, то чувствуешь, что в ней каждая нота определена общей темой. Проблема ансамбля в  архитектуре точно так же связана  с удивительным отношением целого и  его частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Содержание и форма, симметрия и асимметрия. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Структура — это как бы душа содержания. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные вещи. Например, записи разных слов — «ток» и «кот» — состоят из одних и тех же элементов букв, и хотя эти объекты обладают общностью элементов, они отличаются друг от друга структурой. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту. Структура — это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы. Форма — это способ выражения и существования содержания. Форма может быть внутренней и внешней. Например, внутренней формой художественного произведения является, прежде всего, сюжет, способ связи художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Внешнюю форму составляют чувственно воспринимаемый облик произведения, его внешнее оформление, например в литературном произведении — художественный язык, стиль. Внутренней формой воды является способ связей посредством электрических сил притяжения ее молекул Н2О в жидко-капельном состоянии, а принятие водой формы ведра, в которое ее помещают, — это ее внешняя форма. Внешняя; форма выражает связь данного объекта с другими.

Формы различаются по степени  своей общности. Форма может; быть способом организации и законом  жизни « развития единичного предмета, некоторого класса предметов и бесконечного множества предметов».

Форма и содержание едины: нет, и не может быть бесформенного  содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение обычно начинается с содержания. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания. В ходе развития неизбежен период, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой и содержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновения формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствует его развитию. Так, в развитии живых организмов изменения, как правило, начинаются с изменений деятельности органов тела под влиянием изменяющихся условий жизни. Строение же органов остается до поры до времени без существенных изменений. Противоречие между новым содержанием жизнедеятельности организма и старой формой разрешается тем, что происходит изменение строения. Заметьте: то, что птица умеет летать, видно и тогда, когда она ходит. Об этом свидетельствуют «обтекаемые» линии ее тела, приспособленного рассекать воздух, легкость и тонкость костной системы, наличие и форма крыльев. Внешность птицы являет собой как бы овеществленную идею полета. Таким образом, функция организует структуру. Функция зрения определила строение глаза, а труд — наши руки. Но, будучи организованной, форма производно определяет функцию. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Проникая в тайны жизни, биохимия показала, что огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно от порядка последовательного расположения аминокислот в молекулах. Относительная самостоятельность формы выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Изменение формы представляет собой перестройку порядка связей внутри предмета. Этот процесс развертывается во времени, осуществляется через противоречия, коллизии, поэтому он «запаздывает» по сравнению с изменением самого содержания. Отставание формы от содержания означает несоответствие одного другому. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.

Категории формы и содержания, их гармоническое единство имеют  колоссальное значение в процессе художественного  творчества, где без свободного владения формой невозможно создавать произведения значительного содержания. Чем больше форма художественного произведения соответствует его идее, тем оно  удачнее. И великие творения искусства  очаровывают нас своей красотой потому, что их форма и содержание находятся в органическом единстве.

Понятия симметрии и асимметрии возникли в рамках частных наук: математике, кристаллографии и др. В последнее время они начали приобретать более общий характер, становясь философскими категориями, имеющими существенное методологическое значение. Симметрия — это соразмерность  частей в составе целого. Структурное  многообразие мира обусловливает многообразие форм симметрии. В природе даже кристаллы  по своей структуре далеки от идеальной  симметрии: в них всегда наблюдаются  элементы асимметрии. Уже давно было подмечено, что по мере повышения  структурной организации материи  в противоречивом единстве симметрии  и асимметрии все более преобладает  асимметрия. Исследование свойств симметрии  живого вещества на молекулярном уровне показало, что наиболее существенные структурные элементы — белки, нуклеиновые  кислоты, углеводы и т.п. — организованы асимметрично. Асимметрия- отсутствие или нарушение симметрии.

Ученые придерживаются разных взглядов на симметрию и асимметрию, но все едины во мнении, что эти  категории в истории познания природы служили существенным средством  теоретического предвидения, способом открытия ранее неизвестных явлений. Так, кристаллограф Е.С. Федоров и  математик Г. Шенфлис на основе идей симметрии и принципов атомизма предсказали существование в  природе 230 типов кристаллических  решеток. Принцип единства корпускулярно-волновых свойств, лежащий у истоков квантовой механики, связан с идеей симметрии.

Категории симметрии и  асимметрии играют большую роль в  современных теориях элементарных частиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Единичное, особенное и общее. Как похожи, к примеру, листья на клене! Но среди них мы не найдем ни одной совершенно тождественной пары. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Есть выражение: похожи, как две капли воды. Но две капли воды, говорит Г. Лейбниц, рассматриваемые через микроскоп, оказываются различными. Чистое тождество может существовать лишь в абстракции, как формальное тождество, согласно которому А = А. Реально же существует только конкретное тождество, предполагающее внутри себя различие. Тождество и различие — это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и не повторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития. Тождество и различие имеют свои степени, градации. Вся история развития общества от первобытного состояния до современности — это различие стадий развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций — это различные стадии развития сущего. Тут и тождество, и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.

Вещи, события абсолютно  неповторимы. Ничто не происходит дважды. Нет повторений в жизни и в  истории: каждое мгновение ново, небывало и своеобразно.

События бывают сходными, подобными, но не абсолютно тождественными. Повторное  событие отличается уже тем, что  оно происходит в другое время  и, стало быть, в новых условиях, накладывающих на него свой отпечаток.

Единичное — это объект во всей совокупности присущих ему  свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в  виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Москва, Солнце, Земля и т.п.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.

Представление о мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а  потому неверно. Бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается  в общности вещей, их свойств и  отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет  двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно  различных вещей, не имеющих между  собой ничего общего. Все звезды обладают общими чертами, отличающими  их от всего другого. То же можно  сказать про минералы, растения, животных и т.д. Общее — это  единое во многом. Единство может выступать  в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие  свойства и отношения вещей познаются  на основе обобщения в виде понятий  и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина»  и т.д.

В каждом единичном заключается  общее как его сущность. Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может  выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно  выступает как общее, а по отношению  к большей степени общности —  как особенное. Например, понятие  «русский» выступает как единичное  по отношению к понятию «славянин»; последнее выступает как общее  по отношению к понятию «русский»  и как особенное к понятию  «человек». Итак, единичное, особенное  и общее — это соотносительные  категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

Тот или другой предмет  приобретает конкретную форму своего существования в зависимости  от того процесса, в движение которого он оказывается вовлеченным. Конкретной формой своего существования единичная  вещь обязана той системе закономерно  сложившихся связей, внутри которых она возникла и существует в своей качественной определенности. Единичное умирает, но род живет. Вместе с тем единичное служит предпосылкой общего.

Информация о работе Универсальные связи бытия в категориях диалектики. Часть и целое. Форма и содержание. Единичное и общее. Явление и сущность