Универсальные связи бытия в категориях диалектики. Часть и целое. Форма и содержание. Единичное и общее. Явление и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества о универсальных связях бытия углубляются, обогащаются, приводятся в систему.
Так было с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения, вследствие чего были разработаны специальные философские понятия.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Универсальные связи бытия.........................................................................5
2. Категории диалектики...................................................................................6
3. Часть и целое, система..................................................................................9
4. Содержание и форма, симметрия и асимметрия......................................14
5. Единичное, особенное и общее..................................................................18
6. Понятие сущности и явления.....................................................................21
7. Идея внешнего и внутреннего....................................................................23
8. Заключение...................................................................................................25
9. Список литературы.....................................................................................28

Файлы: 1 файл

общее-целое......docx

— 47.36 Кб (Скачать файл)

Действие общей закономерности выражается в единичном и через  единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из общего правила, будь то рождение нового биологического вида, новых общественных отношений  и т.д. Ничто не может возникнуть иным путем. Единичное, будучи вначале  случайным, постепенно увеличивается  в числе и набирает силу закона, приобретая власть общего. Так возникли нормы морали, так появляются новые  моды на что-либо и т.п. При этом в  общее превращаются такие единичные  «исключения», которые соответствуют  тенденции развития, пребывания, вытекающей из всей совокупности условий. Случайные  единичные отклонения отсеиваются  и исчезают, взаимно погашая друг друга» дают среднюю равнодействующую, общую закономерность. Общее не существует до и вне единичного, точно так  же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Эта  категория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого  и берет их в конкретном единстве. Особенное есть всегда качественно  определенное, конкретное бытие соответствующего класса объектов. Таким образом, особенное  богаче общего и единичного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Понятие сущности и явления. Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, к более глубокому, скрытому — к сущности. Сущность вещей — нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность — это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, «сидящее» в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием «существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира есть существенная связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей.

Явление — это внешнее  обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая  скрыта от взора человека, явление  лежит на поверхности вещей. Но явление  не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности.

Сущность как-то проявляется. В сущности, нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление богаче, красочнее сущности хотя бы потому, что оно индивидуализировано  и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное связано с несущественным, случайным. Явление может, соответствовать  своей сущности или не соответствовать  ей, степень того и другого может  быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном  существенном явлении. В одних явлениях сущность выступает полно и «прозрачно», а в других наоборот. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, являющегося, усматривая критерий для этого различия в практике. Вместе с тем он указывает  на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно. Например, в свое время существенным свойством  химического элемента считался атомный  вес. Потом выяснилось, что таким  свойством является заряд ядра атома, но атомный вес не перестал быть существенным свойством. Оно существенно в первом приближении, являясь сущностью менее высокого порядка, и свое объяснение оно получает через свойство более высокого порядка — заряд ядра атома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Идея внешнего и внутреннего. Каждый объект состоит из внутренних и внешних сторон, свойств и отношений. Все, что мы видим, — это жизнь в ее внешних проявлениях. Внешнее— это обнаружение вовне внутреннего, это то, что характеризует предмет со стороны его связи с предметами другой системы отношений. Так, растение обладает рядом внешних свойств — цветом, запахом, размерами и т.д., но ни одно из этих свойств в отдельности, ни их совокупность еще не определяют растение. Процесс общественного развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множества исторических событий и фактов, как результат столкновения бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий.

Категория внешнего выражает и необходимые условия существования и развития предмета. Например, среда, в которой живет организм, — это внешнее по отношению к организму; природные условия — внешнее по отношению к обществу.

Внутреннее — это то, что характеризует содержание, сущность, причину, противоречия, законы движения и развития вещи Понятия внешнего и внутреннего соотносительные: одни предметы внешние по отношению  к другим, а внутри этих предметов  одни части внешние по отношению  к другим частям. То же самое с  внутренними.

Внешняя и внутренняя стороны  вещей всегда находятся в единстве, взаимно проникают друг в друга. На скорлупу и на ядро бесцельно. Делить природу, все в ней нераздельно... Внешние особенности выражают так  или иначе внутренние свойства вещей. В единстве внешнего и внутреннего  определяющим является внутреннее: в конечном счете, источник всякого развития — внутренние противоречия. Внешние факторы определяют жизнь организма, лишь преломляясь через специфику внутренних условий. Внешнее для организма действие микроба оказывает влияние на его внутреннее состояние. Как внешнее микроб может действовать лишь в том случае, если его действие становится элементом внутренней системы жизнедеятельности организма. При этом патогенез представляет собой, прежде всего внутренний механизм защиты организма, детерминированный всей его родовой и индивидуальной историей жизни.

Единство внутреннего  и внешнего противоречиво. Например, между духовным содержанием личности, ее внутренним, душевным миром и  «выражением» есть и определенная связь, единство, и порой разительное  несоответствие.

«Как при рассмотрении природы, так и при рассмотрении духовного мира очень важно надлежащим образом понять характер отношения  внутреннего и внешнего и остерегаться ошибки, будто лишь первое есть существенное, что только оно, собственно говоря, имеет значение, а последнее, напротив, есть несущественное и безразличное». 1

В процессе познания мы идем от внешнего к внутреннему: вначале  схватываем существенные внешние стороны  вещей, потом во внешнем вскрываем  внутреннее, т.е. сущность, закон, причину. Таким образом, внутреннее выступает  как одна из ступеней научного познания мира; Понять внутреннее в предмете — значит вскрыть присущие ему  противоречия. Познание внешнего означает раскрытие того, как обнаруживается внутреннее. Если внутреннее можно  понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания  внутреннего, глубинного, сущности, которая  нам является во внешнем.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы я установил, что категории диалектики являются важной формой познания универсальных связей бытия. Так же было установлено, что существует несколько законов диалектики, а именно:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через  категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые  коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут  сущ. друг без друга, взаимно дополняют  друг друга (день и ночь, добро и  зло, верх и низ).

“Противоречие – это  импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические .

Антагонистические - это  такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами  предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между  данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между  ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона . Любой  предмет обладает: противоположностями , которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию . Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Любой предмет и явление  обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

структура предмета , то из чего состоит предмет, из каких элементов

функции предмета , т.е. то, для  чего предмет предназначен.

место предмета , т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как  количественными, так и качественными  показателями. Связь их проявляется  в том, что количественные изменения  не приводят к качественным до определенного  момента , которым является мера.

Сущность закона проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. закон отрицания отрицания

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат  данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который  также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе  и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь  старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в  той или иной степени, некоторые  положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон  отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает  старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

В заключении я хотел бы добавить, что вопрос "Универсальные  связи бытия в категориях диалектики" является очень важным и актуальным вопросом не только в науке философия, а в жизни в целом, так как  каждый из нас непременно сталкивается с категориями диалектики в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ввение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ Фролов И. Т., Араб Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.- М.: Политиздат, 2010.
  2. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2007.
  4. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1. М., 2009.
  5. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 2008.
  6. Герцен А.И. Избранные философские произведения. М., 2009. Т. 1.
  7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 2008. Т. I.

1 Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2007.— c. 1280— (Мир энциклопедий).

1 Герцен А.И. Избранные философские произведения. М., 2009. Т. 1. С. 166.

1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 2008. Т. I. С. 234.


Информация о работе Универсальные связи бытия в категориях диалектики. Часть и целое. Форма и содержание. Единичное и общее. Явление и сущность