Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 17:18, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть университет как феномен средневековой культуры.
Для достижения этой цели потребуется изучить следующие вопросы:
становление, концепции и учебный процесс средневекового университета;
традиционный факультеты университета средневековья;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… ………………3
1 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ……………… …………...…………5
Университет и его становление…………………………………. .……..…..5
Концепции Университета………………………………….………....………10
1.3 Учебный процесс………………………………………………..…………....12
2 ТРАДИЦИОННЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ………………………………………………………………16
2.1 Факультет медицины……………………………………………………..…..16
2.2 Факультет права………………………………………………………….…..18
2.3 Факультет искусств: влияние гуманизма…………………………………...20
2.4 Факультет теологии…………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… …………………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………....28
Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны. Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. Развитие наук вызывает необходимость в специализации. Появляются новые социальные группы, усложняются различные формы государственных образований. Кроме того, для Европы была характерна конкуренция различных институтов власти, например, папства и империи. Это приводило к усложнению права и росту различных управленческих структур. Резко растет необходимость в грамотных людях и специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего образования, т.е. к созданию университетов.
1.2 Концепции Университета
Университет работал на открытом рынке образования. С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое. А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты. В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды общества.
Необходимость в специалистах, которую уже не могли удовлетворить мо-настырские школы, привела к появлению новых институтов. Так, в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Но были необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Необходимость появления новых форм образования понимали и власти. Начиная с XII века, появились первые университеты. Они создавались как выс-шие образовательные учреждения. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Своей буллой папа римский выводит эти школы из под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета.
Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы своим выпускникам: академии, различные школы и т.д. Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране. Только в XIV-XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением.
Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых. Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования. Его специфику определяли три важнейших момента - автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские. Власть в университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный в дискуссиях. Университет обладал целым рядом прав и привилегий:
Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея «ученого цеха». Везде стало складываться общее обозначение «studentes»- так именовались не только учащиеся, но все, кто «штудирует», т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики. Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержден-ного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. К 1500 г. в Европе существовало уже 80 университетов.
1.3 Учебный процесс
Обучение в университетах происходило в несколько циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов и социальной значимости) был общеобразовательный факультет или так называемый «факультет свободных искусств», а в дальнейшем философский факультет, где проходило углубленное изучение «семи свободных искусств». Следующим после философского факультета был медицинский, затем юридический и, наконец, самый престижный - теологический. Методика преподавания на всех факультетах была строго канонизирована. Аксиоматический уровень образования на любом факультете представлял собой строго определенный набор текстов. Текстуальным каноном на низшем факультете были логические сочинения Аристотеля, так называемый «Органон», на медицинском факультете базисными текстами были работы Гиппократа и Галена, на юридическом – церковное право и римское право, на теологическом - Священное писание и прочие догматические тексты.
В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал «семь свободных искусств», состоявшие из двух циклов – «тривиум» (перекресток трех путей знаний: грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (перекресток четырех путей знаний: музыка, арифметика, геометрия, астрономия). На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно 5-7 лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от конкретного студента и местных традиций. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс магистра свободных искусств. Теперь они имели право преподавать на своем факультете. Обучение медицине и праву занимало еще примерно 6 лет, богословию учились минимум 8 лет. А чаще обу-чение затягивалось на 15-16 лет. Только после изучения «философии» предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
У одного преподавателя могли вместе учиться люди самых разных возрастов, да и уровень подготовки мог сильно различаться. Не существовало и твердого понятия о том, сколько должен проучиться студент. Срок обучения мог измениться в любую сторону. Причинами могли быть как способности кон-кретного студента, так и его положение. Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период с середины сентября и до Пасхи, а также малый ординарный учебный период с Пасхи и до конца июня. Учебный план составлялся на весь учебный год.
Три основные формы преподавания:
По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание», становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.
Бакалавры и магистры. И содержательно, и формально процесс получения знаний был достаточно жестко регламентирован. Учащийся проходил курс избранного им факультета в строго установленном порядке: чтобы иметь право по истечении положенного срока представиться к экзамену, он должен был прослушать в указанной последовательности указанное число определенных лекций и быть участником определенного числа диспутов. После того, как испытуемый сдавал этот экзамен, он становился обладателем первой ученой степени - звания бакалавра. Далее цикл лекций, диспутов и сдача очередного экзамена повторялись, но по усложненной программе, и присваивалась новая ученая степень «магистра» или доктора, причем обычно «магистр» работал на более «низких» факультетах, а «доктор» - на высших.
Формальная поступенчатая система была на первый взгляд весьма эффективной. Однако все без исключения знания, усваиваемые на лекциях и диспутах и демонстрировавшиеся затем на экзаменах, были чисто академическими, нико-им образом не связанные с реальными профессиональными навыками. Если мы возьмем два типа знаний, имеющих место в философии Аристотеля, «теоретическое» и «практическое», то первое было гипертрофированно, а второе игнорировалось. В результате, покидая университет, выпускник оказывался «книжным человеком», часто не способным решать какие-либо практические задачи.
2 ТРАДИЦИОННЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Развитие первых европейских университетов, появившихся в XII - XIII вв. в виде корпораций магистров и студентов, организационно было направлено на удовлетворение потребностей общества. Фактически каждый из тогдашних че-тырех традиционных факультетов (свободных искусств, права, медицины и те-ологии) представлял собой школу, которая ориентировалась на ту или иную сферу жизни, испытывающую потребность в унифицированном знании.
2.1 Факультет медицины
Медицинский факультет с момента своего возникновения занимал в уни-верситете особое положение, поскольку именно здесь разрыв между теорией и практикой изначально являлся серьезным препятствием на пути получения пол-ноценного образования. Но именно здесь, на медицинских факультетах впер-вые возникло понимание не только того, что нужно реформировать свою прак-тику, но и того, как это следует делать. Развитие будущей медицинской науки происходило внутри границ университетов, выступавших центрами и высшего образования, и исследований. Уже первые крупные медицинские школы сред-невековья придавали большее значение не хирургии, а медицине. Эту традицию подхватили и первые университетские факультеты.
Не стоит забывать и то обстоятельство, что на пути интеграции медицины и хирургии стояли препоны религиозного порядка. В 1215 г. IV Латеранский собор запретил всем клирикам высокого ранга участие в любом действии, свя-занном с пролитием крови. Конечно, такое решение было направлено прежде всего против применения пыток в ходе судебных расследований. И все же по-ложение носило общий характер. В результате университеты не смогли ввести курсы хирургии в программы подготовки медиков; хирургию можно было изу-чать только вне университетских стен, причем только мирянам или младшим клирикам. Тем самым фактически декрет Собора объективно содействовал пре-вращению медицины в мирскую профессию.
Не следует забывать, что сам по себе медицинский факультет едва ли можно рассматривать как самодостаточный: врачебное дело предполагало при-менение лекарств, подготовка которых находилась в руках гильдий аптекарей и знатоков трав. Эта особая профессиональная группа существовала до тех пор, пока теоретическое знание не стали преподавать профессора медицины, что и привело к возникновению в рамках медицинского факультета фармацевтики. Таким образом, разделение медицины, фармации и хирургии – характерная осо-бенность медицинской жизни средних веков.
Для всех было очевидно, что ремесло хирурга предполагает хорошее зна-ние анатомии человеческого тела. Однако древнее римское право запрещало уродовать тела умерших, а значит, и анатомирование было делом запретным. Традиционные руководства по анатомии часто основывались на реальных или предполагаемых аналогиях между анатомией человека и свиньи, а неизбежные при этом ошибки обнаруживались очень медленно, по мере достижения нового понимания, приобретаемого хирургами во время операций или вскрытий. Толь-ко 1300 г. возникает новое отношение к анатомированию, а традиционные пре-дубеждения игнорируются. Перемены начались в Болонье (Италия), где в 1308 г. была учреждена первая кафедра хирургии.
Информация о работе Университет как феномен средневековой культуры