Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 17:18, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть университет как феномен средневековой культуры.
Для достижения этой цели потребуется изучить следующие вопросы:
становление, концепции и учебный процесс средневекового университета;
традиционный факультеты университета средневековья;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… ………………3
1 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ……………… …………...…………5
Университет и его становление…………………………………. .……..…..5
Концепции Университета………………………………….………....………10
1.3 Учебный процесс………………………………………………..…………....12
2 ТРАДИЦИОННЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ………………………………………………………………16
2.1 Факультет медицины……………………………………………………..…..16
2.2 Факультет права………………………………………………………….…..18
2.3 Факультет искусств: влияние гуманизма…………………………………...20
2.4 Факультет теологии…………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… …………………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………....28
Вообще же университет формировался как новый тип учебного заведе-ния, в основе которого лежала идея корпоративности, по сути, чуждая канони-ческому праву и весьма смущавшая церковные власти. Приняв в этой борьбе сторону ректора, теологический факультет тем самым продемонстрировал, что не воспринимает себя в качестве неотъемлемой части церкви, с подозрением относившейся к самой возможности существования независимой теологичес-кой школы. Последним, в частности, объясняется и следующий факт: вплоть до конца XIV в. папы отказывались учреждать теологические факультеты где-либо, помимо традиционных центров теологии.Только после Великой схизмы число таких факультетов, организуемых, как папами, так и антипапами, стреми-вшимися тем самым завоевать себе сторонников, начинает стремительно расти.
После эпидемии чумы, когда возникла необходимость срочно пополнить корпус священников, по всей вероятности, он стал еще ниже: жалобы на неком-петентность священнослужителей посыпались отовсюду, а небольшие руковод-ства, прописывающие, как следует священникам отправлять свои обязанности, стали пользоваться небывалым спросом. В итоге интеллектуальный уровень младшего духовенства оставался низким, в то время как на более высоких сту-пенях иерархии наличие университетского теологического образования или подготовки в области канонического права становилось скорее правилом, чем исключением. Несомненно, в эпоху позднего средневековья духовенство явля-лось объектом особо интенсивной критики, в силу чего предпринимались пос-тоянные попытки поднять уровень подготовки священнослужителей, в част-ности, и путем создания новых колледжей, часть которых предназначалась спе-циально для этого. Однако радикальные перемены произошли только в эпоху Реформации, которая не только включила теологический факультет в число участников жесткой доктринальной борьбы, но и вообще открыла новую страницу церковного образования. Кстати, именно тогда-то и разошлись пути римско-католической и протестантской церквей.
Что касается католиков, то в их среде было распространено мнение, сог-ласно которому сама Реформация явилась результатом слабой теологической подготовки младшего духовенства, в 1553 г. иезуит Игнатий Лойола основыва-ет в Риме колледж для немецких студентов-клириков. Этот шаг Лойолы привел в восторг кардинала Поула, который, вернувшись в Англию, предложил и здесь учредить подобного же рода колледжи, которые он назвал семинариями. Таким путем проблема подготовки священников-католиков была решена, но оценить влияние семинарий на высшее образование в католических странах трудно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, философия некоторых античных школ не представляет интереса с точки зрения духовного развития личности. Что же будет с человеком, который последует невежественному учению? Его личное невежество будет усиливаться, это очень опасно, т.к. фундаментальное невежество – основная черта животных. Пожалуй, есть три исключения – школы Пифагора, Сократа и Демокрита, но и они имеют недостатки – адепты этих школ только говорят о необходимости «повышения духовного уровня», или, в случае школы Пифагора - выхода из круговорота перевоплощений, четкая система способов достижения этой цели у них отсутствует (добродетели Сократа являются необходимым, но не достаточным условием).
Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как П. Абеляр, П. Ломбардский, Ф. Аквинский, Д. Скотт и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы. В них концентрировалась развитие науки того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии культуры. Они способствовали интернациональному культурному общению.
Ремесленный дух средневековой жизни, прежде всего средневековых го-родов - вот то главное, что способствовало рождению университета, тем самым положив начало:
Таким образом, благодаря появлению университета интеллектуальная профессия обрела свой дом, что и помогло ей со временем стать массовым яв-лением.Университеты в ходе своего становления делали все больший акцент на общем образовании, особенно там, где они возникали не на базе ремесленных гильдий, а создавались церковью на основе церковных кафедральных школ. Создание светских учебных заведений было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, их потребностями в жизненно не-обходимом образовании. С начала своего возникновения они были интернацио-нальными центрами средневекового образования, т. к. в них обучались предста-вители разных народов и разного социального положения. Многие университе-ты пользовались правом самоуправления, сами определяли распорядок своей работы, избирали должностных лиц и тщательно защищали свои права.
В XIV - XV вв. церковь постепенно утрачивает господство в духовной жизни общества. Университеты начинают освобождаются от влияния римских пап. В XV веке в Европе насчитывалось уже более 60 университетов, большая часть которых в XVI - первой половине XVII в. вышла из под контроля католи-ческой церкви, освободились от засилья ортодоксальной схоластики, препят-ствовавшей развитию знаний, основанных на опыте.
Университетская среда, построенная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формирования нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Университет как феномен средневековой культуры